Русские воины участвовали в Первом Крестовом походе

Русские воины участвовали в Первом Крестовом походе
4 Июня 2025

3 июня 1098 года крестоносцы взяли Антиохию.

В 1096 году начался Первый Крестовый поход. Христианский мир впервые объединился, чтобы ополчиться против мусульманских завоевателей. Что особенно интересно, мероприятие было не только католическое (да и раскол церквей не состоялся), а происходило по непосредственной просьбе византийского императора Алексея I и при активном участии православных ромейских войск.

Именно поэтому в Палестине оказалось пусть небольшое, но всё же достаточное число русских витязей, которых остальные участники Крестового похода, разумеется, считали такими же рыцарями, как и они сами. 

Европейское рыцарство, ведомое тремя великими лидерами - Раймундом Тулузским, Готфридом Бульонским и Робертом Фландрским, - двинулось в путь, добравшись до Константинополя. Там они заключили договор с Византией, что получат помощь, если по дороге возьмут и вернут императору богатый город Никею, которую греки потеряли незадолго до начала Первого Крестового похода. 

Крестоносцы согласились, и Алексей I дал им провизию, проводников и послал с крестоносцами отряд своих войск. По давней традиции туда входили воины из Древней Руси, пользующиеся большим уважением при дворе византийского императора. Одним из командиров отряда был некий Радомир.

Добравшись до Никеи, крестоносцы осадили хорошо укреплённый город. Когда к нему подошла армия турецкого султана, рыцари не растерялись и настолько быстро ударили по мусульманам, что полностью разгромили их и смогли взять город без помех. 

Взятие Никеи стало первым крупным успехом христианских воинов, которые пошли к Антиохии, будучи уверенными в своей победе. 

Антиохия, один из крупнейших и богатейших в то время на Ближнем Востоке городов, относилась к владениям Сельджукского султаната и управлялась эмиром. Но Сельджукское государство находилось не в лучшей форме. Там расцветала феодальная раздробленность, и эмиры разных городов враждовали между собой.

Осенью 1097-го крестоносная армия уже стояла у стен Антиохии. Примерно полгода шла неспешная осада, во время которой христиане и мусульмане вели куртуазный образ жизни, не враждуя в перерывах между боями и оставив часть дорог, ведущих из города, открытыми. 

Зимой у крестоносцев подошла к концу провизия, подступил голод, и начались массовые болезни, которые усугубили теснота и антисанитария военного лагеря. Но к весне бесконечная история изрядно надоела командованию, и за дело взялись со всей серьёзностью, охватив Антиохию в осадное кольцо.

Сельджуки попытались снять блокаду. Но даже ослабевшие крестоносцы продемонстрировали недюжинную силу духа и легко отбили нападавших. Чтобы облегчить осаду, европейцы даже построили вокруг города целую систему фортификаций.

Сельджуки поняли, что теперь помощи ждать неоткуда и рано или поздно Антиохия падёт, и ожесточились. Эмир в качестве бессильной мести приказал собрать христианских паломников, оставшихся в городе, и сжечь их заживо. А антиохийского патриарха мусульмане несколько раз демонстративно вывешивали на городских стенах, прямо на глазах у крестоносцев, для которых действия мусульман в отношении высокого иерарха церкви были неслыханным оскорблением.

Перед угрозой со стороны крестоносцев эмиры сельджуков всё-таки смогли договориться. В начале мая из Мосула на помощь Антиохии вышла большая армия. Город надо было взять до её прихода, иначе крестоносцы могли распрощаться с мечтами о Святой земле. Тогда Боэмунд Тарентский нашёл среди горожан изменника, возможно, судя по имени, перса шиита, который согласился впустить христианские войска за стены.

В ночь со 2 на 3 июня 1098 года отряды Боэмунда тайком пробрались в город, и когда эмир проснулся, ему доложили, что большая часть Антиохии уже контролируется христианами. Эмир бежал, но был убит по дороге своими же бывшими подданными. Ожесточённые долгой осадой и зверствами мусульман крестоносцы сражались яростно, так что к вечеру 3 июня в Антиохии не осталось ни одного турка.

А теперь, рассказав об осаде, вернёмся к русским воинам - участникам крестовых походов. Средневековая французская «История Антиохии и Иерусалима» прямо сообщает, что среди отличившихся в боях рыцарей был некий де Рюсси. То есть благородный шевалье, приехавший из Руси. А когда крестоносцы, разделившие земли в Сирии, стали основывать там замки и поселения, среди них оказались такие места, как Русса, Росса, Россиа и другие в том же духе.

Английский хронист Ордерик рассказывает, что во время боёв в Сирии некий рыцарь Пётр из Руси захватил долину, которую теперь называют Ругия и уничтожил там всех турок. Нет никаких сомнений, что искатели приключений, которых было немало не только на Западе, но и среди знатных русских воинов, вполне могли услышать о призыве к богоугодному делу и отправиться на освобождение Иерусалима.

Даже в современной Сирии сохранилось немало русских топонимов: Хирбат-ар-Рус, Рас-ар-Рус, Вади-ум-ар-Рус и другие. А близ небезызвестной базы Хмеймим мы обнаружим местности, которые в переводе с арабского звучат «русская крепость», «русская река» и «русский порт». Их названия появились в эпоху крестовых походов.

Автор(ы):  Михаил Диунов, историк
Короткая ссылка на новость: https://4pera.com/~GOMOE


Люди, раскачивайте лодку!!!