Пан не пропал: победа Навроцкого на президентских выборах в Польше

Пан не пропал: победа Навроцкого на президентских выборах в Польше
8 Июня 2025

В Республике Польше президентский пост вряд ли уместно рассматривать как должность второго порядка, сравнимую по объёму полномочий с президентом соседней Германии.

Кандидат, вставший во главе исполнительной власти III Речи Посполитой, обладает рядом важных полномочий. Он является верховным главнокомандующим, назначает главу Генштаба Войска Польского, объявляет мобилизацию и обладает правом вето на законы, принимаемые Сеймом. 

Во внешней политике роль президента усилена представительскими функциями, а в реалиях раскола истеблишмента глава исполнительной власти располагает тесными связями с Вашингтоном, для которого польский кабинет министров остаётся выразителем воли Брюсселя.

Как победили консерваторы

Президентские выборы 2025 года уникальны для новейшей политической истории республики. Во втором туре 1 июня польские избиратели побили многие рекорды. Явка составила 71,63%. В кампании приняли участие 13 претендентов в главы государства, из которых - шесть кандидатов наук и один доктор, профессор; оба претендента, вышедшие во второй тур, - кандидаты наук. 

Логичен был бы высокий уровень дискуссии. В частности, о выборе внешнеполитического курса и стратегии социально-экономического развития Польши. Но, несмотря на научный и академический бэкграунд участников предвыборной гонки, её не случилось. 

На дебатах претенденты в президенты не нашли лучшей формы коммуникации, чем обмен тезисами в формате колких замечаний и лозунгов. Темы - запрет абортов, повышение налогов, аспекты украинского кризиса, права меньшинств и т.д. 

Во втором туре история повторилась в виде фарса. Борьба за каждый голос и общий накал страстей не оставили шансов на какую-либо содержательность. А в ход у кандидатов пошли упрёки личного характера, включая намёки на зависимость от галлюциногенов.

Обоснование победы консерваторов кроется в ряде факторов. И прежде всего - в общеевропейском правом запросе на фоне социально-экономической дестабилизации в Европе. Среднестатистический консервативно настроенный европеец (и поляк) склонен к простым популярным решениям от политиков, недавно казавшихся маргинальными. 

Явление усиливает отсутствие влиятельных левых партий, не подменивших классическую повестку борьбой за права меньшинств. 

Специфика конкретно Польши - в росте спроса на несистемных правых, таких как Гжегож Браун и Славомир Ментцен. 

Ментцен, ощущая уникальное положение (14,81% голосов в первом туре), буквально делегировал чаяния своего электората Каролю Навроцкому. А тот охотно подписал Торуньскую декларацию: восемь пунктов, предполагающих, в том числе, запрет на отправку польских солдат на Украину и отказ от принятия Киева в НАТО.

В итоге мэр Варшавы Рафал Тшасковский, товарищ Марка Бжезинского, заручившийся накануне первого тура поддержкой Барака Обамы, оказался в непростой ситуации. Когда ему предложили подписать Торуньскую декларацию, полученную из рук радикально настроенного Ментцена, возникла дилемма: потерять часть собственного электората или обрести голоса консервативного оппонента. 

Последствия не заставили себя ждать. По данным агентства Ipsos, 88,1% голосовавших в первом туре за Ментцена и 92,5% за Брауна выбрали во втором Навроцкого.

Отличительной, но традиционной чертой польских выборов было разделение общества на примерно равные антагонистические лагеря (консерваторы и либералы, запад и восток, город и провинция). А укреплению позиций кандидатов в президенты служила антиукраинская риторика. 

Польское общество устало от Украины и украинцев. Отношение к ним поляков вернулось на уровень до начала специальной военной операции: 13-е место из 20 народов, симпатия - 30%, неприязнь - 38%. 

Тшасковский, Навроцкий, Ментцен выступили против отправки польских солдат на Украину, но с разной степенью категоричности. А Ментцен буквально с нуля сделал себе рейтинг смелой критикой культа Степана Бандеры во Львове.

Но не последнюю роль в победе выдвиженца «Права и Справедливости» Кароля Навроцкого сыграл Дональд Трамп, у которого есть интересы в лояльности польской диаспоры в США и самой Польше. 

По данным Census Reporter, в 2023 году свыше 8,2 млн американских граждан указало в качестве единственной или сочленённой с другой польскую национальность. А бывший теперь уже президент Польши консерватор Анджей Дуда агитировал американских поляков за Трампа. 

Любопытно, что Навроцкий был выдвинут к участию в выборах спустя несколько недель после победы Трампа. А затем последовали его резонансные заявления, стилистически и содержательно созвучные риторике новой администрации Белого дома («Нельзя снимать ответственности с ЕС за начало войны на Украине» и т.п.).

Контуры новой внутренней политики

Для внутренней политики Польши победа кандидата ПиС означает устранение монополии на власть «Гражданской платформы», ориентированной на Брюссель. 

Обретает новую остроту бестактность премьера Дональда Туска и его соратников. Обвинения Трампа в работе на Москву пополнились уничижительной критикой в адрес Навроцкого, с которым теперь придётся выстраивать диалог. Причина - право вето, которым новый президент, очевидно, намерен пользоваться кратно больше в сравнении с Дудой. 

Сейм, конечно, имеет возможность его блокировать. Но только в случае, если преодолеет порог в три пятых голосов. А по итогам выборов 2023 года у ПиС в Сейме 183 из 460 мандатов. 

С учётом голосов консерваторов президент имеет право блокировать деятельность кабинета министров, парализуя принятие важнейших законопроектов. Как следствие - в недалеком будущем возникнут основания для обоснованной критики правительства из-за его недееспособности.

Открыт вопрос о том, станет ли Навроцкий выразителем интересов только выдвинувшей его ПиС. Либо Навроцкому, с 1990 года уступающему по числу полученных голосов одному Леху Валенсе, придётся оглядываться на крайне правых: Славомира Ментцена, Гжегожа Брауна, Януша Корвин-Микке, Кшиштофа Босака. 

Выходцы из «Конфедерации», о которых в Польше регулярно говорят как о русской пятой колонне (ruska onuco - русская портянка), поддержали Навроцкого и, как представляется, сыграли ключевую роль в его победе во втором туре. 

Таким образом, новый президент рискует оказаться между молотом и наковальней. Ведь в вопросах отношений с Россией и украинского кризиса ПиС и набирающие силу крайне правые стоят на принципиально противоположных позициях. А потеря Навроцким поддержки Ментцена, Брауна и их соратников, в том числе нарушение Торуньской декларации, неминуемо скажется на голосованиях в парламенте и выборах в 2027-м и 2030 годах.

Контуры новой внешней политики

Резонно предположить, что нахождение Навроцкого в кресле главы государства, имеющего статус одного из лидеров по закупкам американских вооружений, - гарантия сохранения договорённостей о нахождении американского военного контингента в Польше и рынка сбыта ВПК США. 

Но с вероятными гарантиями Вашингтона в лице Навроцкого контрастируют попытки видных представителей «Гражданской платформы» (Дональда Туска, Радослава Сикорского, Рафала Тшасковского) позиционировать себя в 2023-м и 2025 годах как защитников интересов национальной оборонки, долгое время пребывающей в анабиозе. 

Среди прочих выделялись следующие образцы вооружений, поставляемых из Польши преимущественно на Украину: самоходная гаубица Krab, БМП Borsuk (Huta Stalowa Wola), бесшумные миномёты LMP-2017 (Zakłady Mechaniczne Tarnów S.A.), противотанковые ракеты Spike (Mesko S.A.) и другие.

Новый президент не скрывает симпатий к Трампу. Следование в фарватере курса Вашингтона, видимо, станет визитной карточкой Навроцкого, что отразится на отношениях Польши с соседями. 

Между тем либеральное правительство продолжит курс на формирование военно-политических блоков с участием Великобритании, Франции и Германии, рассматривая ЕС как рычаг силы (Сикорский) и содействуя продвижению его интересов в Молдавии, Закавказье, на Балканах и Украине. 

Предвыборные декларации Тшасковского не были отмечены конструктивным подходом к отношениям с Россией. Украина, по его словам, не должна оказаться в лапах Владимира Путина.

Сложно представить, что Кароль Навроцкий, против которого в России возбуждено уголовное дело, видит выстраивание доверительных и добрососедских отношений с Москвой в числе приоритетных задач. 

С одной стороны, ему принадлежат слова, отразившие готовность сесть за стол переговоров с Путиным и подать ему руку, если потребуют интересы Польши. С другой - он же заявлял о возможности разорвать дипломатические отношения с РФ.

Тем не менее впервые за последнее десятилетие на польском политическом Олимпе - человек, частично разделяющий, пусть даже на уровне предвыборных деклараций, подход России к генезису украинского кризиса - бескомпромиссный настрой к реабилитации лидеров украинских националистов, а также выступающий против отправки Войска Польского на Украину и членства Киева в НАТО. 

Маловероятный польский поворот на Восток свершится, вероятно, по независящим от Варшавы причинам. Неминуемое урегулирование украинского кризиса выдвинет географическим соседям Киева целый перечень вызовов и угроз (миграционные процессы, ухудшение криминогенной обстановки, бесконтрольное распространение оружия, последствия возвращения к мирной жизни сотен тысяч бывших военнослужащих и т.д.). Но их коллективное решение представляется наиболее эффективным на принципах взаимного уважения и доверия.

Автор(ы):  Артём Барынкин, кандидат исторических наук, Санкт-Петербургский госуниверситет
Короткая ссылка на новость: https://4pera.com/~lzsO4


Люди, раскачивайте лодку!!!