Поисковое объединение «Дон» нашло родственников члена экипажа американского самолета Boston, поднятого под Воронежем

Поисковое объединение «Дон» нашло родственников члена экипажа американского самолета Boston, поднятого под Воронежем
7 Марта 2020

Специалистам воронежского поискового объединения «Дон» удалось найти родственников русского военного летчика, младшего лейтенанта Вениамина Слабковского, одного из четырех членов экипажа американского самолета DB-7B (он же Boston Mk III), конкретнее - штурмана. Сбитый немцами борт был обнаружен в конце августа 2019 года у села Парусное Новоусманского района.

По словам председателя правления объединения «Дон» Михаила Сегодина, родственников младшего лейтенанта Вениамина Слабковского удалось разыскать через базу данных сайта «Бессмертный полк». Также помощь оказали подписчики группы «Поисковое объединение «Дон» социальной сети «В.Контакте». Наталья Скоромникова сразу откликнулась на новость об обнаружении останков русского военного летчика, погибшего 28 июля 1942 года. В тот роковой день Boston Mk III, одним из членов экипажа которого являлся Слабковский, был сбит немцами над селом Тамлык Новоусманского района Воронежской области. Борт принадлежал 453 авиаполку 244 авиационной дивизии 2-й воздушной армии. Почти вся дивизия была укомплектована техникой из США, поставлявшейся в СССР по ленд-лизу.

«Моя бабушка всю свою жизнь разыскивала родного брата Вениамина Слабковского, - написала Наталья Скоромникова. - Спасибо вам большое и низкий поклон за то, что вы делаете! Я плачу - не могу остановиться!»

Как удалось выяснить, Вениамин Слабковский родился в семье рабочего Виктора Захаровича Слабковского. До революции семья жила в Курляндии (Латвия), там родились дети Зинаида, Ольга и Борис. Их мать, Анастасия, умерла вскоре после рождения младшего ребенка. Так как Виктор Слабковский работал машинистом (в семье сохранилась легенда, что он возил Ленина), то часто приходилось переезжать из одного города в другой. Слабковские на какое-то время обосновались в Орле, где Виктор женился во второй раз - на Анне Манн. У супругов родились дети Николай (1920 год рождения), Вениамин (1921) и Вера. Потом был Рославль, где в 1924-м семейство пополнила младшая дочь Надежда. И вновь Слабковских постигло несчастье: умерла Анна. Из Рославля Виктор Захарович перевез осиротевших сыновей и дочерей в поселок Петровский Гаврилово-Посадского района Ивановской области. Там начиналось строительство завода, и была возможность найти хорошую работу, чтобы прокормить семерых детей. Оттуда молодые ребята Николай и Вениамин были призваны в РККА.

вениамин слабковский.jpg

Вениамин Слабковский.

Вениамин Слабковский в 1940 году окончил Харьковское военное авиационное училище. На фронте был с первого дня войны. Освоил самолеты У-2, Р-5, СБ, Р-3, Пе-2 и, конечно же, Boston Mk III. Младший лейтенант, стрелок-радист 37 бомбардировочного авиационного полка, затем - 453 бап 244 авиационной дивизии 2-й воздушной армии Воронежского фронта.

«Здравствуйте, дорогой папочка, сестра Зина и все остальные, - говорится в последнем письме Вениамина Слабковского родным. - Вы особенно не скучайте по мне и Коле, мы выполняем священный сыновний долг перед своей Родиной. Нужно отбить охоту воевать у зарвавшихся фашистов, нужно побить гадов, которые хотят поработить наш народ… Мы, летчики и танкисты, грудью встанем на защиту нашей Родины. А ты, папа, должен гордиться, что у тебя три сына находятся на фронте и отстаивают то, что завоевали наши отцы и деды. Наш народ жил свободно и своей свободы не отдаст. На нашу страну посягали многие. Мы их крепко били и шакала Гитлера разобьем в пух и прах. Мы ежедневно вылетаем бомбить врага, преподносим ему хорошие гостинцы в виде ворошиловских бомб. До свиданья. Целую. Веня».

Отдельного рассказа заслуживает история братьев и сестер Вениамина Слабковского. Николай и Надежда также принимали участие в войне. Лейтенант Николай Слабковский командовал танковой ротой 52 танковой бригады. Но, в отличие от доброго и спокойного Вениамина, у Николая был взрывной характер. Возможно, именно поэтому в январе 1943 года он был осужден военным трибуналом и приговорен к десяти годам лагерей. Однако в ситуации вовремя разобрались, и Слабковский вернулся на фронт. 

Николай Слабковский.jpeg

Николай Слабковский (справа).

В августе 1943 года Николай Слабковский уже командовал мотоциклетной ротой 89 отдельной механизированной бригады 7 гвардейского танкового корпуса. Награжден орденом «Красной Звезды» за то, что «умелым маневром и хитростью сумел вывести из-под огня бомбардировщиков роту мотоциклов и личный состав без потерь», медалью «За оборону Кавказа» и орденом «Отечественной войны» II степени. К концу войны - в звании гвардии старшего лейтенанта и должности замкомандира дивизиона Су-76 1 западного танкового полка 1 учебной танковой бригады БТ и МВ МВО. На войне был дважды ранен, имел контузию и ожоги. После демобилизации некоторое время жил в поселке Петровском, а затем переехал на Украину.

Борис Слабковский по состоянию здоровья в РККА не служил. Во время войны он работал в тылу специалистом по лесозаготовкам. Надежда и Вера в самом начале войны пошли на курсы медицинских сестер. На фронт их не пускали из-за юного возраста, и тогда сестры написали письмо наркому Климу Ворошилову. Решительные девушки по окончании курсов оказывали помощь раненым в тылу. В 1942 году Надежда Слабковская отправилась на фронт в составе 176 зенитно-артиллерийского полка противовоздушной обороны. Защищала небо Москвы, освещая вражеские самолеты лучами прожекторов.

После войны в Петровском осталась только Зинаида: в конце 30-х годов она вышла там замуж и родила дочь. Николай, повторимся, переехал на Украину, где женился, но умер бездетным. Ольга и Борис уехали в Белоруссию: Ольга - в Могилев, а Борис с семьей и двумя сыновьями, Анатолием и Валерием, сначала жил в Пинске, потом в Мозыре. Вера и Надежда, в свою очередь, переехали в Литву, в Клайпеду, потом и Виктор Захарович переехал к Надежде Викторовне, в замужестве - Захаровой. Дочь Веры Викторовны, Любовь, работала в Клайпеде в Рыбном порту экономистом, теперь она уже на пенсии. А ее сын Вениамин жил на Украине с семьей, там и похоронен.

сестры.jpg

Сестры Слабковские.

Надежда Захарова много лет руководила «Военторгом». Награждена орденом «Знак почета» и медалью «Ветеран труда». Заместитель начальника главного управления торговли Минобороны СССР генерал-майор Чередниченко в газете «Советская Литва» в 1978 году отмечал, что коллектив клайпедского «Военторга», которым руководит коммунист Захарова, - неоднократный победитель в соревнованиях среди торговых организаций республики. Дочь Захаровой Жанна работала в госпитале, а сын Михаил служил на флоте. Надежда Викторовна стала бабушкой пяти внуков. В ее семье с огромным уважением относились к памяти о дедушке Вене и бережно хранили фотоснимки, на которых был запечатлен Вениамин Слабковский. Одна из внучек, Наталья Скоромникова, и вышла на связь с объединением «Дон».

В 2020 году у Натальи Георгиевны юбилей - 50 лет, и она уже шесть лет как бабушка. По профессии Скоромникова - парикмахер. Ее супруг Владимир Скоромников - авиационный инженер, гвардии майор, сейчас он на пенсии. Семья Скоромниковых живет в Кирове Калужской области. Но непременно приедет на захоронение останков Вениамина Слабковского в селе Парусное Новоусманского района Воронежской области, которые нашли поисковики.

Напомним, что в результате проделанной «Доном» работы (раскопок на месте падения Boston Mk III, бесед с местными жителями и изучения архивов) установлено, что 28 июля 1942 года при возвращении с боевого задания по бомбардировке немецких войск на линии фронта Boston Mk III №119335, пилотируемый лейтенантом Андреем Гутяном, был сбит истребительной авиацией противника и упал на луг между селами Тамлык и Парусное. В состав экипажа помимо пилота Гутяна входили: штурман (стрелок-бомбардир) младший лейтенант Вениамин Слабковский, воздушный стрелок-радист сержант Федот Атарщиков и воздушный стрелок сержант Иван Бондаренко.

В момент столкновения с землей в самолете оставался только штурман Слабковский. Возможно, он был ранен или убит в воздухе. Остальные члены экипажа выпрыгнули из горящего самолета, пытаясь спастись на парашютах. Однако Гутян и Бондаренко погибли (пилот был убит в воздухе, а у воздушного стрелка, вероятно, не раскрылся парашют) и были похоронены в Парусном. Что же касается судьбы сержанта Атарщикова, то он так же, как и товарищи, воспользовался парашютом. Достоверных данных о его гибели 28 июля 1942 года нет. Зато есть информация о том, что он выжил, воевал и пропал без вести в апреле 1943-го. Правда, она нуждается в проверке.

Обыкновенный расизм. «Родина» выступила против показа в воронежских кинотеатрах мультфильма «Вперед»

Постройка дома на улице Ленина в Воронеже обернулась уголовным делом и банкротством застройщика

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~wgwvD


Люди, раскачивайте лодку!!!