Украина и ядерный статус

Украина и ядерный статус
16 Сентября 2014

Премьер Донецкой республики Александр Захарченко сообщил, что пока новые встречи в Минске не имеют смысла. Нужно довести до некой логичной точки уже достигнутые договоренности и в первую очередь, безусловно, прекращение огня и обмен пленными.

Александр Захарченко: «Я не вижу смысла»

То, что с прекращением огня не складывается, да и с обменом пленных идет очень непросто, - факт. Однако, скорее всего, речь идет о том, что соглашательская часть в руководстве республик натолкнулась на вполне ощутимое противодействие полевых командиров.

Логика происходящего вполне прозрачна. На волне восстания донецкая и луганская элита, что называется, смазала пятки, и ее место заняли новые люди. В Донецке и Луганске идет передел собственности, во многом похожий на тот, что происходил в начале 90-х годов, разве что теперь все идет быстрее и жестче - слишком много оружия на руках, слишком блестящие перспективы перед вчерашними люмпенами и братками средней руки, у которых без восстания просто не было ни малейшего шанса. Понятно, что границы отжима собственности есть - у серьезных людей никто ничего всерьез не отбирает, ограничиваясь вторым и третьим эшелоном местного бизнеса.

В итоге уже сейчас сформировался слой, которому есть что терять, - и именно они и являются сторонниками мира или по крайней мере перемирия. Противостоящие им полевые командиры имеют свой гешефт с войны и только с нее, поэтому укореняться в донецко-луганском бомонде не намерены. Однако мир будет означать, что бизнес закончен, а им в той или иной форме объявят, что им здесь не рады. Все так, если брать чисто шкурные моменты. Кроме таковых, есть, конечно, и идейная составляющая - люди всерьез поверили в то, что у них может быть свое государство - без нацистов и олигархов. Пока вера сильна, и разочаровываться в своих идеалах они не намерены.

Судя по всему, карающему мечу Москвы Владимиру Антюфееву не удалось до конца искоренить романтиков и заменить их циниками, готовыми продавать все в розницу и оптом. Хотя, конечно, многое уже удалось сделать. Кроме того, у него вообще, похоже, ни с кем особо не сложилось, и он вряд ли сможет надолго усидеть на своем месте. Есть информация, что и Москва не слишком довольна его работой - слишком самостоятельно и не очень предсказуемо вице-премьер повел дела.

В таких условиях перемирия в его изначальном варианте тотальной капитуляции не проходит - подписавших его Александра Захарченко и Игоря Плотницкого, а также прочих переговорщиков типа Андрея Пургина могут просто разомкнуть на молекулы, если они будут продолжать настаивать на мире в варианте минских договоренностей. Приходится слегка сдавать назад. Что автоматически вызывает проблемы уже с Киевом, которому дозарез нужна покорность на Востоке до выборов - рейтинг Петра Порошенко пока позволяет провести свой предвыборный блок на первые места в Верховной раде, но ему нужны более уверенные позиции.

Тем не менее заявление Александра Захарченко говорит о красной черте, которую соглашатели не могут перейти. Их, конечно, можно поддавить из Москвы, но тогда все может рухнуть окончательно - полевые командиры окончательно взбунтуются, и вся выстраиваемая комбинация с выдавливанием Игоря Стрелкова и его людей с Донбасса теряет смысл. Придется решать проблему как-то иначе.

Три варианта Порошенко

Законопроект Петра Порошенко об особом статусе Донецкой и Луганской областей даже при беглом изучении вызывает такую массу вопросов, что он точно не сможет стать даже основой для переговоров с восставшими.

Там прекрасно все - от территории, на которой он вводится (по факту только той, что занимает ополчение, остальная территория областей под него не подпадает), и до странной амнистии, под которую не подпадает практически никто из членов ополчения. Кроме того, закон по предложению Порошенко будет действовать три года, что будет дальше - совершенно непонятно. Вторая война?

Тонкость в том, что нынешний законопроект на самом деле - максимум, на что может сейчас пойти Порошенко. Его съедят в Киеве и за него. Тем не менее законопроект вносится и будет рассматриваться. Непонятно, кстати, какой именно Радой - распущенной или новой.

Ополчение практически сходу отвергло вариант Порошенко, настаивая на итогах референдумов 11 мая и требуя ведения переговоров об отделении ДНР и ЛНР от Украины с тем или иным переходным периодом.

Наконец, появилось предложение Медведчука и Шуфрича, которые рассматриваются как люди, которые согласуют в той или иной степени свои шаги чуть ли не лично с Владимиром Путиным. Их предложение - создание вместо Донецкой и Луганской областей двух новых территориальных образований - Донецкого и Луганского края, которые подпишут особый договор с Киевом, что фактически будет означать федерализацию, а то и конфедерализацию при сохранении территориальной целостности (или ее видимости) Украины.

Очевидно, что торг в таких случаях неизбежен, однако слишком различаются исходные позиции, чтобы рассчитывать на скорое их сближение. Вероятность возобновления боевых действий теперь может зависеть от степени непримиримости позиций.

Имплементация

Модное нынче и непонятное слово «имплементация» в переводе на общепонятный означает «фактическое осуществление». Несмотря на то, что Порошенко заявил о том, что подписанное и ратифицированное соглашение с Евросоюзом начнет фактически осуществляться (я не осилил склонение по падежам исходного термина) с начала 2016 года, Арсений Яценюк уже успел сообщить, что никакого 2016 года не будет - начнут имплем... Ну, в общем, вы поняли, сразу после ратификации.

По факту ситуация означает, что Россию вынудят применить меры по понижению благоприятного статуса торговли Украине тоже практически сразу. Что означает: Россия потеряет в первый же год 100 млрд рублей, как говорил не так давно Путин. И сорвет по срокам программы по импортозамещению. Не всю - но сорвет.

Яценюк - шестерка (а то и карта меньшего достоинства) в американской колоде. Идя на всех парах к войне, американцы не желают давать России время на проведение объявленной программы импортозамещения. Все должно происходить по самому жесткому варианту. Интересы Украины Яценюка интересуют в самую последнюю очередь. Главное в его задачах - максимальный вред России, все остальное - побочные и ничего не значащие мелочи. Включая, безусловно, и Украину. Классический случай компрадора, но тут вопрос к скачущим украинским любителям массовых мероприятий - банкет будет в первую очередь за их счет. Из галочек США осталась, по сути, непоставленной только одна - базы НАТО под российско-украинской границей. Поэтому пока прыжки и демонстрация того, что ты не москаль, будут продолжены. После, когда вдруг выяснится, что территория Украины стала мишенью для ракет с сотней чернобыльских приветов, можно будет уже перестать прыгать и оглядеть причиненные прыжками разрушения.

Заявление Гелетея

Министр обороны Украины Валерий Гелетей заявил, что Украина пойдет на отказ от безъядерного статуса и вооружит свою армию ядерным оружием, если «мир нам не поможет». В России не очень вежливо предложили провести курс лечения Гелетея, однако вопрос находится не только в области клинических исследований.

Так просто сдать ситуацию на Украине США уже не могут. И у них есть вполне апробированный метод интенсификации конфликта. Его можно увидеть на примере Сирии: когда лобовые усилия оказались бесперспективными, США просто запустили новый проект - Исламское государство, решая с его помощью сразу несколько связанных между собой задач. В среднесрочной перспективе мина рванет просто потому, что созданы все условия. Задачей США теперь становится канализация энергии разрушения, которая просто брызжет из ИГ. Видно, что региональные игроки уже приняли такое развитие событий как данность и активно стараются отвести грядущий взрыв от себя.

На Украине повторить такой сценарий невозможно - бандеровский потенциал почти исчерпан. Да и с готовностью к джихаду у боевиков Яроша, Билецкого, Ляшко и прочих Семенченко гораздо жиже. Армия Украины перестала существовать почти окончательно - и, судя по всему, трезвая оценка ее боеспособности вынуждает Порошенко искать какие-то иные возможности решения проблемы Донбасса. Трезвая - по украинским меркам, конечно, но даже по ним никаких иллюзий в Киеве не питают.

С учетом того, что Майдан и все последующие безобразия в значительной мере управляются из Вашингтона (или посольства в Киеве, что для Украины практически конгруэнтные понятия), отдавать ситуацию на откуп туземцам никто не будет. Что бы сами туземцы не думали.

Причем нужно понимать, что вопрос с Крымом в Киеве не снимут, по нему сейчас сформирован консенсус, а Запад просто не даст такому прекрасному поводу вот так взять и исчезнуть. Пугать Россию армией, которая три месяца с трудом воевала с партизанами и лишь на последнем издыхании сумела доползти по собственным трупам до какого-то приемлемого оперативного результата, явно не приходится. Исламистский мятеж в Крыму - уже теплее, однако Крым - не Сирия. По дну снабжение мятежников не наладить. Аки 33 богатыря, народные дружины боевиков-исламистов выходить на брег не смогут.

Уже поэтому при определенном понимании того, что у Гелетея и вправду не все в порядке с клинической картиной, нужно все-таки отнестись к его словам с известной долей осторожности. Министр обороны вышел дважды, а то и трижды своим заявлением за рамки своих полномочий, взяв на себя ответственность, которую несет только высшее должностное лицо страны. Порошенко никак не поправил зарвавшегося подчиненного, что значит лишь то, что как минимум Гелетей озвучил то, что уже и так активно обсуждается на самом верху. А то и выдал строго дозированно под видом реактивного психоза то, что Порошенко озвучивать пока не может.

На самом деле вопрос выглядит вполне техническим. Отказ от безъядерного статуса может быть инициирован в любой момент, да и основание к нему имеется - Будапештский меморандум, по которому отказ был обусловлен гарантиями территориальной целостности Украины. Опустив подробности, каким образом Киев довел дело до утраты части своей территории, хунта может воззвать к мировому сообществу, которое с пониманием отнесется к усилиям обиженной молодой демократии по отстаиванию ее попранных прав.

Относительно Будапештского меморандума Россия 4 марта заявила на высшем уровне, что поскольку в Киеве произошел государственный переворот, то теперь на месте Украины находится другое государство, по отношению к которому все ранее заключенные договора не действуют. Заявление серьезное - но такова точка зрения России, все остальные подписанты меморандума придерживаются иной позиции.

Если безъядерный статус будет ликвидирован, то Украине даже не нужно будет создавать свое собственное ядерное оружие, хотя теоретически она еще способна на такой подвиг. Она может попросить его у мижнародной спильноты.

Понятно, что в обычных условиях Запад ни при каких обстоятельствах не пошел бы на такое. И Россия, и Китай отнесутся к идее передачи ядерного оружия несостоятельному государству крайне жестко. Но обстоятельства не обычные. Обстоятельства практически предвоенные, и Запад уже откровенно идет на конфликт, выталкивая вперед себя обколотого наркотиками полудурка.

Нет никаких сомнений в том, что стратегическая ситуация на границах России резко изменится в случае передачи Украине даже десяти тактических зарядов. И неважно, что украинские «Точки-У» выглядят как лежалые на жаре и солнце неубранные тела карателей. Если дело дойдет до передачи зарядов, то Украине пожертвуют и носители. Понятно, что экипажи и уж тем более командование всеми комплексами украинцам не доверят, хотя вариант с выдачей украинских паспортов экипажам каких-нибудь украиноязычным американским или канадским гражданам решит проблему.

По сути, подобная операция будет аналогична сирийской. Конфликту будет придано второе дыхание введением в него нового (а точнее, качественно усилившегося) участника. Отпускать Украину в мирную жизнь никто не будет - коготок увяз. То, что нынешняя нацистская власть без содрогания применит любое оружие по кому угодно, включая своих мирных жителей, она доказала неоднократно. Готова ли она будет угрожать тем же оружием России, требуя Крым обратно? Вполне возможно. Особенно, если ее поддержит Запад, угрожая в ответ на российский ответ применить свое. Игра пойдет на нервах, а вот насколько они крепки у нашей власти - вопрос на самом деле далеко неоднозначный.

Ядерное оружие станет тогда вполне адекватным аналогом Исламскому государству - только уже для Украины.

Говоря иначе, слова Гелетея есть смысл воспринимать скептически, но не отмахиваясь от него, как от полного глупца. Глупцом, кстати, он может быть, но вот слова его - не обязательно.

Автор(ы):  Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид), военный эксперт
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~u4r6j


Люди, раскачивайте лодку!!!