Пошла писать «Губерния». Маршрут от 400 Гордеевых и мастера Жихарева до Грязевой с Робустовой занял у воронежской «Коммуны» десятилетиеСпустя 11 месяцев после обещания губернатора Гусева спасти воронежскую «Коммуну», которое он дал в программе «Вести-Интервью», неповоротливый бюрократический механизм его команды выдал решение задачи. Сделка по покупке издания с более чем 100-летней историей обойдется властям в 6,7 млн рублей. Но большая часть денег уйдет не девяти соучредителям ООО «Редакция газеты «Коммуна», а на погашение долгов юрлица по налогам и зарплатам. Права на товарный знак и учредительство перейдут государственному АО «Студия «Губерния». А штат урежут наполовину: 10-11 сотрудникам нужно искать работу. Публицист Александр Пирогов уверен, что гора родила мышь, соединение ТВ с газетным делом журналист считает несусветной чушью. Мушкетеры свободы против гвардейцев цензуры В середине сентября 2019 года, комментируя ведущей «Вести-Интервью» Анне Кушмановой возможность спасения «Коммуны», которая, как было известно по публикациями СМИ, столкнулась с финансовыми трудностями, губернатор Александр Гусев сказал: «Хорошая газета, 100-летний бренд Воронежской области. И, безусловно, его нужно сохранять». Неискушенному потребителю информации слова Гусева показались, наверное, дежурными, максимум - комплиментарными. Да и сам губернатор, едва ли глубоко погруженный в медийную тему, скорее всего, не понял, что выдал пусть маленькую, но - сенсацию. Дело в том, что исторически главная областная газета, главный рупор руководящей и направляющей партии, как бы она не называлась, КПСС или «Единая Россия», на первом этапе правления в регионе бывшего губернатора, предшественника Гусева, а теперь вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева - попала в натуральную опалу. Но ей предшествовала война мушкетеров свободы во главе с королем пера, многолетним и многоопытным редактором «Коммуны», председателем реготделения Союза журналистов Виталием Жихаревым с гвардейцами цензуры во главе с кардиналом колхозов Гордеевым, Миледи-Соколовой (заведовала протоколом и культом личности кардинала) и Рошфором-Смольяновым (заведовал ограничениями свободы печати).
Виталий Жихарев (справа). Вина Жихарева заключалась в том, что он посмел иметь мнение, выступил в защиту районных и областных газет, столкнувшихся с цензурой, тотальным контролем над контентом, давлением на редакторов и журналистов, попытками объединить районки под одной колхозно-холдинговой крышей, которые были осуществлены спустя несколько лет, когда скандалы вокруг СМИ поулеглись, липецким варягом Ильей Сахаровым. И так появился монстр РИА «Воронеж», объединивший 32 районки с «Воронежским курьером» (но уже не тем острым и злободневным, что в прежние эпохи при редакторах Валерии Попове и Дмитрии Дьякове) и запустивший одноименный интернет-ресурс, бесплатные газету «Семерочка» и журнал «Слова». Но главное - Жихарев отстаивал свободу слова. А апофеозом его противостояния с гвардейцами была заметка «Коммуны» весны 2010 года. Там сообщалось, что «Молодой коммунар» установил рекорд по количеству портретов губернатора на единицу газетной площади. За год, с марта 2009-го по март 2010-го, он напечатал 400 фотографий с Алексеем Гордеевым. И тут же приводилась другая статистика. Как высчитали авторы текста, за 54-летнию советскую историю та же газета разместила вдвое меньше снимков первых секретарей обкома КПСС, чем с Гордеевым - за год. Той же весной поддержать воронежских коллег попытался было глава Союза журналистов России Всеволод Богданов. Он направил генпрокурору Юрию Чайке письмо, в котором обвинил Миледи-Соколову и Рошфора-Смольянова в цензуре и даже цитировал Миледи, которая в официальном циркуляре возложила контроль над медийным региональным контентом на пресс-службу губернатора Гордеева, которую возглавляла. Но Богданов поддерживал свободу недолго, от мушкетеров перебежал к гвардейцам. А прокуратура никаких нарушений у Миледи и Рошфора не обнаружила. Что касается Виталия Жихарева, то ответка властей на его выступления прилетела мощная. Шеф департамента имущественных и земельных отношений области Максим Увайдов (тогда - потенциальный, а теперь - действующий муж Миледи и заместитель главы Минсельхоза РФ) пытался отобрать у «Коммуны» здание на улице Комиссаржевской, органы власти один за одним стали отказывать главной областной газете в контрактах. Например, Воронежская облдума перестала выпускать регулярное приложения к «Коммуне», в котором рассказывалось об успехах депутатов.
Виктор Руденко. Поэтому под давлением властей и созданных ими обстоятельств Жихарев ушел с поста редактора, и несколько позже у него отобрали лидерство в реготделении Союза журналистов и стали плотнее общаться с перебежчиком Богдановым. А сменивший Жихарева во главе «Коммуны» его бывший заместитель Виктор Руденко какое-то время спустя предлагал Гордееву и его правительству выкупить «Коммуну». Но Гордеев, вероятно, так и не простил газете убийственного сравнения количества его фотографий за год с количеством снимков первых секретарей обкома КПСС за 54-летнюю советскую историю, вышедших в «Молодом коммунаре». Так что при бывшем губернаторе переход «Коммуны» под крыло властей был невозможен. «Коммуна» умерла с уходом Виталия Жихарева» Но уже при преемнике Гордеева Александре Гусеве политический ветер в паруса главной областной газеты переменил курс. Хотя и тут все, конечно, относительно, как у Эйнштейна. Права на товарный знак и учредительство «Коммуны» перейдут в рамках сделки по ее спасению государственному АО «Студия «Губерния», а гендиректор «Губернии» со времен Гордеева - Зоя Грязева. Поэтому де-юре именно она станет новым капитаном «Коммуны». Но история, как известно, любит повторяться в виде фарса. В годы войны мушкетеров свободы с гвардейцами цензуры именно Грязева сменила Виталия Жихарева в реготделении Союза журналистов и занимает кресло его председателя до сих пор. И теперь она же как новый капитан на мостике посудины с более чем 100-летней историей главнее Руденко, бывшего заместителя Виталия Жихарева. Но далеко не факт, что Виктор Руденко надолго останется на мостике. А если и останется, не факт, что у штурвала. Ради справедливости заметим, что, с точки зрения финансов, «Коммуна», будучи де-юре частной, и при Жихареве, и при его сменщике Руденко выживала прежде всего за счет бюджетных вливаний. Когда тема перехода газеты под патронаж губернатора Александра Гусева и его правительства поднималась в сентябре 2019 года, ее контракты с областью и городом оценивались в 15-20 млн рублей, составляя львиную долю выручки.
Зоя Грязева. Поэтому, выражая общее мнение соучредителей ООО «Редакция газеты «Коммуна», которые готовы отказаться от своих долей в пользу власти, Виталий Жихарев объяснял, что уже в последние годы его редакторства доля подписки в выручке, которую собирало издание, упала до 10% (но и в дальнейшем, конечно, снижалась): «Сначала мы перешли на трехразовый тираж, потом - на двухразовый. Но я бы не хотел, чтобы возникло мнение, что «Коммуна» развалилась. Она держалась в самостоятельном плавании ровно столько, сколько могла. Проблема в том, что выпускать в текущих условиях газету общественно-политического характера практически невозможно». Юридически сделку по переходу АО «Студия «Губерния» прав на товарный знак и учредительство оформят, закачав в уставный капитал «Губернии» 6,7 млн рублей. Но на самом факте спасения и сохранения «Коммуны» хорошие для издания новости закончились. В новое юридическое лицо, которое объединит выпуск печатных «Коммуны», «Коммуны плюс» и интернет-портала «Коммуна», всех не возьмут. Туда перейдет только половина сотрудников, 10-11 человек, от тех, кто имеется в нынешнем штате, остальным - искать работу. Соучредители ООО «Редакция газеты «Коммуна» получат от сделки с «Губернией» небольшие суммы. А основная масса денег уйдет на погашение долгов юрлица по зарплатам и налогам. Соучредителей девять. У Руденко - 20% долей, у остальных - по 10%: в их числе - Жихарев, карикатурист Анатолий Бавыкин, журналисты Александр Карецкий и Виктор Силин. Добавил плохих новостей сам Александр Гусев. В начале 2020 года он выдал в «Коммерсанте» заявление, что «Коммуна», во-первых, не станет газетой облправительства, так как, во-вторых, ее сохранение направлено на решение другой задачи: «Мы планируем активнее общаться в электронной среде. К примеру, через аккаунты в соцсетях». Проблема в том, что если понимать Гусева буквально, то «Коммуну», вероятно, прикрутят как приложение для подписчиков Instagram Виктории Робустовой, любимого губернаторского блогера. И отсюда напрашивается вывод, что сохранение газеты задумывалось как часть плана по ее ликвидации. Едва ли есть другой вариант развития более чем 100-летней «Коммуны» в Instagram Робустовой.
Александр Гусев с любимым блогером. А вот какими соображениями о судьбе несчастной «Коммуны» поделился публицист Александр Пирогов: «Присоединение «Коммуны» (газеты) к «Губернии» (телевидению) - несусветная чушь, как, например, скрещивание ежа с ужом. Где управленческая логика? Гендиректор «Губернии» Зоя Грязева хочет выслужиться, увеличить субсидирование и продлить личный контракт. Но при чем здесь «Коммуна»? Впрочем, логика все-таки есть: ни «Коммуна», ни «Губерния» ни читателям, ни зрителям абсолютно не нужны. А их скрещивание как ежа с ужом лишний раз подчеркивает непонимание властей, как им выстраивать диалог с населением. Как быть не то что любимыми, а хотя бы услышанными. Государственных СМИ много, а толку мало. И чем больше, тем меньше». «В сущности, «Коммуна» умерла давно, и никто так и не понял, как и когда, - добавил публицист Пирогов. - Но, скорее всего, умерла она вместе с уходом из газеты Виталия Жихарева. С тех пор мне не приходилось встречать в «Коммуне» ни одной запоминающейся публикации. Что ж, теперь труп забальзамируют, но он хотя бы вонять не будет».
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~sgsyX
Люди, раскачивайте лодку!!!
|
Последние новости |