Политологи Воронежа во главе с Андреем Марковым обсудили конструирование русской нации на основе идеологии Победы![]() «День Победы нужно спасать!» - так, пожалуй, можно сформулировать позицию большинства экспертов заседания воронежского клуба политологов, состоявшегося 27 мая в онлайн-формате. С докладом «Праздники как инструмент символической политики в современной России (на примере Дня Победы)» перед участниками клуба выступила профессор Высшей школы экономики, доктор философских наук Ольга Малинова. Государственные праздники, по словам Малиновой, - один из инструментов конструирования коллективной идентичности (определение своей принадлежности к группе, нации). Поэтому символическое содержание праздника часто используется в политических целях. Профессор напомнила, что День Победы в Европе празднуется 8 мая. В СССР 9 мая является праздником с 1945 года, но в период 1948-1965-х оставался рабочим днем. С 1960-х формируются праздничные ритуалы - шествие к памятнику Неизвестному Солдату (с 1966-го), военные парады. В период существования СССР военные парады на Красной площади 9 мая прошли в юбилейные 1965, 1975, 1985 и 1990 годы; с 1995-го они проводятся ежегодно, но до 2008-го организовывались без боевой техники. С 2005-го стартует ежегодная общественная акция по раздаче символических георгиевских ленточек. Георгиевская лента в Российской империи была принадлежностью наград за солдатскую доблесть - Георгиевского креста и Ордена Славы, а во время Великой Отечественной войны ее восстановили как гвардейскую ленту. В настоящее время георгиевская ленточка стала символом советского времени, а на Украине за ее ношение введено административное наказание. С 2005 года начались так называемые войны праздников - отказы руководителей прибалтийских стран участвовать в юбилейных торжествах. Празднование Дня Победы в 2015-м бойкотировало руководство большинства стран Евросоюза, США, Канада. Они обвиняли Россию в изменении границ в Европе. В самой России в тот период формируются новые традиции: в 26 городах РФ проводятся Парады Победы - происходит смещение идеи праздника со скорби по погибшим к восхвалению подвига народа. С 2012 года в Томске стартует проект «Бессмертный полк» как демонстрация личной, семейной трагедии и победы. В 2020-м акция «Бессмертный полк» впервые прошла в онлайн-формате. Установлен новый День воинской славы России - 3 сентября - День окончания Второй мировой войны (день всенародного торжества и обращения Иосифа Сталина к народу). Ранее днем окончания мировой войны считалось 2 сентября - подписание Акта о капитуляции Японии на борту американского линкора «Миссури». Профессор Воронежского госуниверситета Александра Глухова согласилась с выводами столичного эксперта: День Победы 9 мая, пожалуй, - единственный национальный праздник, который власти интенсивно готовят, практически не уделяя внимание другим важным датам нашей давней и современной истории: Дню народного единства и Дню независимости. Поэтому наряду с гордостью и благодарностью, которые все мы испытываем к нашим ветеранам, действия власти вызывают желание спасти праздник от излишней милитаризации, желания выпячивать свою силу. По мнению Глуховой, парад Победы не должен быть поводом показывать новые образцы вооружений, усиливать фобии и ускорять гонку вооружений. Действительно, европейцы празднуют 8 мая под лозунгом «Никогда больше», демонстрируя желание избежать повторения трагедии. В СССР празднование проходило по завету Ольги Берггольц - «Никто не забыт, ничто не забыто». Сейчас мы часто слышим агрессивные всплески - «Можем повторить!» Профессор Глухова предлагает вернуть празднику гуманистический смысл. Акцентом должна стать мысль о том, что подобная война никогда не должна повториться. Заведующий кафедрой политологии, управления и регионоведения Воронежского института экономики и социального управления Леонид Гончаров напомнил, что в советский период началом мировой истории была Великая Октябрьская революция, а Великая Отечественная война была лишь трагическим и героическим этапом. Праздновали фронтовики, призывая не допустить повторения. Сейчас другое поколение, звучат мнения, что «можем повторить!» Акцент смещается от трагедии к славе и силе. Мы видим национально-консервативный поворот в риторике власти. На смену советской державности приходит русская державность - РФ участвует в боевых действиях в горячих точках, изменяет границы. Совершенно очевидна цель режима консолидировать русскую нацию на основе памяти о войне. Власть пытается представить Россию как последнее государство, которое стоит на страже мира против нацизма, находясь в то же время в кольце врагов. Директор Центра социально-политических технологий Владимир Инютин видит опасности в гламуризации и политизации Дня Победы. Например, фотографирование детей в форме создает искаженное, игровое представление о войне. Политизация проявляется в изменении хронологии Второй мировой: вслед за переносом даты окончания на 3 сентября поступили предложения перенести начало войны на 1938 год, то есть на мюнхенские соглашения. Задачей политологов, как считает Инютин, является вернуть празднику его истинный смысл - важность сохранения мира. По мнению политолога Михаила Жеребятьева, апелляция к относительно недавней истории, а именно к победе над нацизмом, уже в 1990-е удлинила историю современной России сразу на полстолетия, в чем молодое государство с тысячелетней историей, в чем идеологически и поколенчески расколотое общество объективно испытывали потребность. Памятные знаки, братские могилы повышают значимость населенных пунктов. А глава совета реготделения Всероссийского общества охраны памятников истории, одной из старейших русских националистических организаций Александр Никитин, напротив, обратил внимание на угрозу потери интереса власти к историко-культурному наследию - кроме периода Великой Отечественной войны. По заверению депутата Госдумы от «Единой России» Андрея Маркова, победа в Великой Отечественной войне - центральное событие русской истории. Поэтому кроме рисков, которые должны видеть политологи, важно не упустить положительные эффекты формирования символической политики. Скажем, акция «Бессмертный полк» возникла снизу и была моментально подхвачена гражданами. Общаясь с жителями сельских районов своего Павловского одномандатного округа, депутат убедился, что они нуждаются в акции, они к ней готовятся, проводят в разных форматах. «В 2020 году многие искренне расстроились невозможности ее привычного проведения, - рассказал Марков. - Ведь «Бессмертный полк» - не просто возможность пообщаться друг с другом, а возможность увидеть историю страны через историю своей семьи. Фактически акция «Бессмертный полк» очерчивает границы нашей идентичности, позволяет восстановить историческую память до своих дедов и прадедов. Поэтому я считаю «Бессмертный полк» тем рубежом, от которого происходит рождение современной русской нации. И я так говорю не как депутат Госдумы, а как обладатель живой памяти о Великой Отечественной войне, созданной рассказами деда, точнее, его нежеланием рассказывать о войне, о ее трагических сторонах». Другой ритуал Дня Победы - минута молчания 9 мая в память о погибших - сохраняется и исполняется большинством граждан абсолютно добровольно, государству нет нужды его навязывать. Определяя баланс между общественной и государственной активностью в сфере символической политики, Андрей Марков считает позитивным помощь государства в восстановлении русскими людьми своей истории. С 2020 года запущено множество интернет-сайтов, открыты и оцифрованы архивы. То есть государство поддерживает интерес граждан к подвигам членов своей семьи. Интерес к истории увеличил межрегиональную мобильность людей, поиск и посещение мест захоронения родственников, спровоцировал личное общение людей на символической основе, без всякой бюрократии. «Такие акции, как «Бессмертный полк», с одной стороны, сохраняют живую, подлинную историю о Великой Отечественной войне, а с другой - помогают конструировать нашу политическую нацию», - заключил Марков. Автор(ы):
Роман Савенков, модератор клуба политологов
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~C6t0q
Люди, раскачивайте лодку!!!
|
Последние новости |