Джонсон с собачкой, или Секрет победителя

Джонсон с собачкой, или Секрет победителя
13 Декабря 2019

Парламентские выборы в Великобритании прошли 12 декабря в обычный рабочий день. Избирательные участки открылись в 7.00 и закрылись в 22.00 по местному времени. Информация о ходе голосования в СМИ по британским законам запрещена, но фото и видео с лидерами партий, приходящими голосовать на свой участок, показывать было можно. Что и показала, например, ВВС. А еще ВВС почему-то сосредоточилась на собаках, которых избиратели оставляли у входа на свои участки для голосования. На сайте крупнейшего не только британского, но и мирового вещательного холдинга появилась целая серия милых картинок.

Казалось бы, ну что тут такого? Пока нечего показывать и нечего рассказывать по существу, почему бы не показать заведомую милоту? Наши сердца ведь всегда открыты вниз - сказал, кажется, Толстой. А в ситуации, когда все - в смысле Brexit - висит на волоске и страна на грани нервного срыва, самое время переключиться на четвероногих друзей.

Однако получилось так, что психологический заход контент-продюсеров сайта ВВС оказался неожиданно символическим. Просмотрев минутный ролик про то, как идут голосовать лидеры четырех основных политических партий, избиратель - особенно неопределившийся - обнаруживал намек-подсказ. Лейборист Джереми Корбин, либеральная демократка (наверное, не возражавшая бы против такого феминитива, знай она русский) Джо Суинсон и шотландская националистка Никола Стёрджен - продефилировали на пару с супругами. А вот Борис Джонсон - за отсутствием законной супруги и при наличии только законной подруги в лице Кэрри Саймондс - появился с собачкой. Не очень понятной породы и по имени - Dilyn. Наверное, Дайлин. И не просто появился, а ни чему собачку не привязывая, пошел прямо с ней на избирательный участок в округе Вестминстер.

Ну, после такой трогательной заботы о существе, столь распиаренном на сайте ВВС, как за Бориса не проголосовать? Особенно прекрасной половине неопределившегося британского электората?! Я не знаю, придумал ли спин сам Джонсон или здесь опять гениальная идея его теневого (пока что) советника - демонического Доминика Каммингса, но - результат налицо!

Впрочем, возможно, участие Дайлина (похоже, что он - мальчик, иначе не понятен заголовок на первой странице утреннего выпуска «The Sun» - «The Dog’s BolloX») не было решающим. Может быть, на избирателей подействовало следующее место из интервью его хозяина, опубликованного, кстати, с утра 12 декабря на портале Conservativehome.com: «Все знают, что опросам доверять нельзя, нынешняя гонка все более непредсказуема, и абсолютно жизненно важно, чтобы каждый консерватор вышел из дома, проголосовал и спас нашу страну от катастрофы. Выбор предельно жесткий. За всю свою жизнь в политике я не могу припомнить выборы, в которых была бы такая зияющая пропасть между двумя возможными вариантами будущего страны. С одной стороны, осуществленный Brexit, выход из ЕС, с 31 января страна устремляется в золотое будущее, мощная программа инвестиций в национальную систему здравоохранения, штат полиции увеличивается на 20000. С другой стороны, коалиция Корбин - МакДоннел - Стёрджен».

А может, все на самом деле и того проще? Ни Дайлин, ни его хозяин со своим интервью тут не при чем. А все случилось так, как и было сказано. Вот «Электоральный счетчик» утром 12 декабря опубликовал свой финальный прогноз, составленный на основе обобщения опросов, проведенных с 4 по 11 декабря с охватом 23869 респондентов. А там избиратель нашел вот какие цифры: тори - 351 мандат, лейбористы - 224 мандата, либеральные демократы - 13 мандатов, шотландские националисты - 41 мандат. И даже прежним партнером по коалиции с тори - DUP предсказал те же десять мандатов. Таким образом, тори получают большинство в 58 мандатов. Ну как не проголосовать за победителей?

Результаты первых экзит-полов, опубликованные после 22.00 (в 1.00 утра 13 декабря по московскому времени), показали, что тори должны получить 368 мест в Палате Общин, лейбористы - 191, шотландские националисты - 55, либеральные демократы - 13. Brexit Party Найджела Фараджа - 0. Таким образом, первые опросы на выходе зафиксировали катастрофический для лейбористов тренд: они теряют те избирательные округа, которые казались незыблемо левыми. Причем избиратели уходят как к тори (+17), так и к шотландским националистам (+14). Потеря 31 мандата как раз и оставляет лейбористам всего 191 вместо 224 по прогнозу.

Финальный результат скорректировал данные экзит-пола, но и только: тори - 364 мандата, лейбористы - 201, шотландские националисты - 48, либеральные демократы - 11, DUP - восемь, остальные (партии Ольстера, включая Шин Фейн, которая в выборах участвует, а заседания в Палате Общин бойкотирует, валлийцы и зеленые) - 15.

Два очевидных вывода по итогам выборов напрашиваются сразу. Во-первых, полный крах крайне левого курса Джереми Корбина, при лидерстве которого лейбористы показали худший результат аж с 1935 года! Во-вторых, полный крах курса на радикальную интеграцию в Евросоюз, который был объявлен новым лидером партии либеральных демократов Джо Суинсон. Корбину хотя бы удалось удержать свой мандат, а вот Джо Суинсон - не повезло. Ее лидерство прекратилось естественным путем - избраться ей не удалось. И что самое обидное - не хватило всего 150 голосов!

Правда, уступила она шотландской националистке, чья партия тоже - за то, чтобы Великобритания оставалась в ЕС. Но есть, однако, одна тонкость. Либдемы - принципиальные интернационалисты, и их позиция в отношении результата выборов достаточно жесткая: победили силы национализма и популизма. Так выразилась временно исполняющая обязанности лидера партии баронесса Сол Бринтон (Sal Brinton). Поэтому для нее и ее коллег нет принципиальной разницы между указанными силами, будь то в Англии. Будь то в Шотландии.

А парадокс шотландских националистов, упорно и последовательно выступающих против Brexit`а, объясняется просто. В нынешнем состоянии Шотландия получает от Евросоюза достаточно много благ и преференций в отношении торговых квот, финансирования образовательных программ, обмена высококвалифицированной рабочей силой (университетской профессурой), доступа шотландских студентов в европейские университеты. Но блага и преференции могут оказаться под вопросом в случае выхода Великобритании из ЕС. Отсюда - и первая неприятная новость для Бориса Джонсона в качестве премьер-министра: Никола Стёрджен уже заявила, что ее правительство будет готовить закон о повторном референдуме по независимости Шотландии.

Лидер фракции шотландских националистов в Палате Общин Иен Блэкфорд сгустил краски еще больше: «Джонсон должен признать, что у правительства в Эдинбурге есть мандат, и оно вносит в наш парламент законопроект о референдуме. Он не может продолжать заявлять «Нет», потому что таким образом только воспламенит страсти тех, кто в Шотландии хочет сделать свой выбор. Мы не можем просто так сидеть и смотреть на то, как нас помимо нашей воли выводят из Европейского Союза. Вот что мы получили - разные части Соединенного Королевства движутся в разных направлениях. Налицо - конституционный кризис».

На тираду Блэкфорда последовал скорый ответ председателя Консервативной партии Джеймса Клеверли (James Cleverly). Во-первых, он уточнил, что «большинство голосов в Шотландии отдано за партии, выступающие за Союз», то есть за сохранение Шотландии в составе Соединенного Королевства. А, во-вторых, что референдум о независимости Шотландии в 2014 году проводился под условием, что он проходит только один раз при жизни одного поколения.

«Я обращаюсь, - заявил Клеверли, - к шотландским коллегам с тем, чтобы партия шотландских националистов, прежде чем призывать к повторному референдуму, основательно подумала о том, что произойдет с национальной системой здравоохранения и что они будут делать с резким падением стандартов в шотландских школах. У них есть власть, которую они используют не по делу».

Шотландская ложка дегтя в победной бочке меда, видимо, еще даст о себе знать. Но пока что тори во главе с Борисом Джонсоном наслаждаются своим триумфом. Сам Борис произнес зажигательную речь, воспроизведя классический лозунг тори: «Мы - партия национального единства» (One nation party)». А чтобы было убедительней, на заднике за спиной Джонсона и на его трибуне красовалась надпись: «People’s Government».

Главная причина сокрушительной победы консерваторов, что признается практически всеми комментаторами, - их позиция по Brexit`у. Ситуацию признали и их основные конкуренты - лейбористы. Посыл Джонсона был однозначен: Get Brexit Done! Причем завершить Brexit он обещал до 31 января 2020 года. И британский избиратель, даже голосовавший в прошлом за лейбористов, но замученный трехлетними препирательствами в парламенте и неопределенностью будущего, среагировал на решительный тон Джонсона. Достаточное количество британцев голосовало по принципу «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца».

А ужас без конца действительно ждал бы Британию в случае повторения истории с подвешенным парламентом. Теперь парламент не подвешен, однако подвешенным остается вопрос о том, когда закончится так называемый переходный период. Джонсон обещал договориться обо всем с Евросоюзом в течение 2020 года. Но с той стороны Ла Манша уже раздаются голоса о том, что его ожидания слишком оптимистические. И что может потребоваться гораздо больше времени, чтобы достичь соглашения, устраивающего обе стороны.

Так что кроме бунтующих шотландцев Джонсона ждут явно досадующие европейцы. Ведь при всей исключительности Brexit`а тревожная мысль о том, что дурной пример заразителен, руководство Евросоюза в покое не оставляет. Над неопределенным будущим объединенной Европы завис немой вопрос «Кто следующий?»

Автор(ы):  Леонид Поляков, Высшая школа экономики
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~OLXCa


Люди, раскачивайте лодку!!!