Додикгейт. До взятия Одессы войну на Балканах допускать нельзя

Додикгейт. До взятия Одессы войну на Балканах допускать нельзя
1 Марта 2025

Зачем было предельно обострять ситуацию в Боснии и Герцеговине? Главные стейкхолдеры кризиса - ФРГ и Великобритания, которые имеют ярлык смотрящих от Вашингтона на боснийских землях.

Что дальше?

Германия не желает, чтобы терял полномочия её ставленник Кристиан Шмидт. А Британия помимо прочего желает отомстить президенту Республики Сербской Милораду Додику за возбуждённое в январе уголовное дело против градоначальника Биелины Любиша Петровича.

Мэру вменяется, что он незаконно устанавливал городские стипендии для студентов и школьников в академических 2022-2023-х и 2023-2024 годах. И таким образом растратил на непредусмотренные бюджетом цели полмиллиона марок (около 250 тыс. евро).

Конкретнее - окружная прокуратура второго по величине города сербского энтитета возбудила против Петровича уголовное дело о превышении полномочий в связи с выявленными нарушениями в бюджетной системе. Но теперь речь идёт о том, что Петровичу могут дополнительно предъявить обвинения по трём эпизодам растраты, связанным с коммунальным хозяйством. Прокуратура готовится объявить о трёх новых уголовных делах.

Известно, что Петрович, как и стоящий за ним бизнесмен Владимир Тришич, - агент британского влияния. Тришич, кошелёк Петровича, превратил редакцию своего телеканала RTBH на улице Лазе Костича в Биелине в настоящую штаб-квартиру оппозиции. 

Тришич и Додик - давние враги, и предприниматель из Семберии не скрывает, что хочет свергнуть президента-патриота.

Впрочем, говорить о том, что немецкая и британская разведки - BND и SAS/MI6 - действуют в унисон, нельзя. 

На президентских выборах в Республике Сербской осенью 2022 года немцы ставили на Елену Тривич. Но после того как цветную революцию организовать не удалось, более перспективным кандидатом, чтобы свалить Додика, считается Петрович от Сербской демократической партии. А Тривич даже откололась от главной оппозиционной Партии демократического прогресса и учредила собственный Народный фронт.

Как следствие - финансовые потоки от западных НКО за последние два года постепенно смещаются в сторону мэра Биелины. И попытка прижать его уголовными делами Лондон абсолютно не устраивает, поэтому он начал атаковать Милорада Додика с новой степенью жёсткости.

Госдепартамент США по горячим следам поддержал решение Суда БиГ о годе лишения свободы для Додика. Официальный представитель Госдепа Тамми Брюс заявила, что «необходимо делать всё, чтобы сохранить территориальную целостность Боснии и соблюдение Дейтонских соглашений».

В Белграде между тем состоялось срочное заседание Совбеза Сербии, после которого президент Александр Вучич полетел в Баня-Луку, чтобы выразить Додику поддержку. Будучи в столице Республики Сербской, Вучич заявил, что решение сараевского суда - удар по всему сербскому народу. А вместе с ним в главный город боснийских сербов прибыл патриарх Сербской Православной Церкви Порфирий.

Если решение Суда БиГ останется в силе, легко согласиться с заявлением Милорада Додика о том, что оно означает конец Боснии и Герцеговины. Существование федеративного государства, суд которого отправляет в тюрьму главу одной из его частей, естественным образом ставится под сомнение. Тем более что в Баня-Луке арест Додика встретит противодействие. 

Сербская оппозиция Додику ведёт себя сдержанно. Мэр Баня-Луки Драшко Станивукович, представляющий ПДП, не поддержал решение суда в Сараево. Но на митинги, организованные Союзом независимых социал-демократов, партией Додика, оппозиционеры не приходят. И повторяют как мантру, что главное - сохранить мир.

О том же говорят и Додик, и Вучич. Однако в Баня-Луке слышны отчётливые голоса в пользу референдума об отделении Республики Сербской от Боснии и Герцеговины. А в Сараево уже дали понять, что в случае попыток референдума неизбежна новая война.

Войну на Балканах лучше не допускать

Позиция Вучича амбивалентна. С одной стороны, он использует кризис в Боснии, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем Сербии. Студенческая оппозиция заявляет новые акции протеста. А на днях сербский президент должен представить кандидатуру премьер-министра с альтернативой в виде досрочных парламентских выборов.

С другой стороны, Додик уже давно заявляет о разочаровании в ЕС и о том, что европейский путь Республике Сербской не нужен, если наносит ей вред. А Вучич постоянно бормочет о безальтернативности европейского пути, несмотря на невыполнимые условия, которые ставит брюссельская бюрократия для вступления Сербии в ЕС: признание независимости Косово и введение санкций против России. 

Больше того, если в Боснии и Герцеговине начнётся новая война, то, как хорошо понимает Вучич, она немедленно приведёт к вовлечению в конфликт Сербии: после подписания Дейтонского соглашения армия БиГ существует во многом формально - практически при полном отсутствии бронетехники, артиллерии и авиации.

Сербы знают, что вооружённый конфликт им невыгоден, поскольку Россия занята войной на Украине. А после странного решения Кремля вывести русских миротворцев из Косово в июле 2007 года Вооружённых сил РФ на Балканах нет. И логистически переправить их туда непросто - во всяком случае пока не решена проблема освобождения Одессы и сухопутного коридора в Приднестровье.

А вот после взятия Одессы у России появится возможность отправлять военные грузы в Сербию как по Дунаю, так и воздушным путём. В обоих случаях - через территорию Румынии. 

Румыния имеет особую географическую ценность для НАТО и ЕС, и именно оттуда в один день с появлением информации о решении Суда БиГ по Додику пришла новость об уголовном деле против Кэлина Джорджеску, победившего в ноябрьском первом туре президентских выборов. 

Более смехотворного предлога, чем создание организации фашистского типа, придумать было, конечно, сложно. 

Но если западные страны захотят быстро развязать войну на Балканах, помешать им практически невозможно. Для США и ЕС Республика Сербская - как кость в горле, одна из немногих территорий в Европе, которую Запад не контролирует. Поэтому лично я уже много лет оцениваю вероятность войны в Боснии выше, чем в Косово.

Надежда, что внешняя политика новой американской администрации даст балканским народам больше шансов на мирное существование, пожалуй, остаётся. Но европейские лидеры вполне способны напеть президенту США республиканцу Дональду Трампу в уши, что пришло время заняться сербским вопросом. Чтобы Вашингтон отдал его на откуп европейским ястребам, которые могут попытаться отвлечь внимание от Украины Балканами. В конце концов почему бы не открыть второй фронт?

Быстро война точно не начнётся. Однако бошняков и сербов однозначно подталкивают к красным линиям. Плюс нельзя забывать про хорватский фактор. 

Поддержка президентом Хорватии Зораном Милановичем Додика выглядит странной. Но только на первый взгляд.

Хорваты недовольны тем, что у них нет в БиГ своего энтитета (они члены хорватско-мусульманской федерации). И вопрос о новой Герцег-Босне ставится Загребом всё острее.

Нельзя забывать про крупных мусульманских интересантов. Наибольшее влияние в мусульманской части Боснии имеют Турция и Саудовская Аравия. Флаги саудитов на мечетях и исламских культурных центрах в Сараево встречаются едва ли не чаще, чем у них дома. 

Эр-Рияд предпочитает мягкую силу, война саудитам не нужна. А вот Реджеп Эрдоган всегда готов сменить мягкую силу на жёсткую и с удовольствием устроил бы в центре Европы кровавую заварушку. Тем более что о формуле Кристофера, по которой в центре Европы не должно быть мусульманского государства, после одностороннего объявления независимости Косово лучше забыть. 

Балканы не зря называют пороховой бочкой Европы. Там переплетено множество разнонаправленных интересов и старых обид. Вспыхнет легко и в любой момент. Но страховки, увы, не предусмотрено.

Автор(ы):  Владимир Сапунов, доктор филологических наук
Короткая ссылка на новость: https://4pera.com/~I6SmQ


Люди, раскачивайте лодку!!!