Акела промахнулся? Почему Александр Лукашенко рискует проиграть домохозяйке Светлане Тихановской

Акела промахнулся? Почему Александр Лукашенко рискует проиграть домохозяйке Светлане Тихановской
6 Августа 2020

Послание белорусского лидера Александра Лукашенко к народу и парламенту, оглашенное 4 августа, носило предвыборный характер. Ведь президентские выборы назначены на 9 число. Сидящие в зале элитарии играли роль массовки, призванной продемонстрировать мощь Лукашенко. Но продемонстрированы были только усталость и старческий страх утратить «мою прелесть», то есть власть.

За картонными декорациями президентского послания - самый серьезный кризис режима Александра Лукашенко за три неполных десятилетия. Складывается впечатление, что белорусского лидера ведут. Он читает антироссийские аналитические записки и искренне верит, что Кремль прислал боевиков для его свержения.

Лукашенко нервничает и идет на прямой конфликт с Россией по вопросу ареста в Белоруссии 33 бойцов ЧВК «Вагнера»: «Закон есть закон… Мы по-человечески относимся к ребятам, от чего уже получили определенный эффект: они рассказали все».

Между тем опасность подкрадывается с другого бока. 

Для любого авторитарного режима благом является раскол оппозиции. Когда против правителя десяток ругающихся между собой оппозиционеров, вероятность их победы близка к нулю. Напротив, единый оппозиционный кандидат дает шанс на успех.

Но что же делает Лукашенко? Он сажает бывшего председателя правления Белгазпромбанка Виктора Бабарико. Он фактически изгоняет из страны Валерия Цепкало, который работал послом в США и заместителем главы МИДа, а потом много лет руководил созданным им Парком высоких технологий - белорусской Кремниевой долиной

На поле остается беспартийная Светлана Тихановская - супруга оппозиционного блогера Сергея Тихановского. Тот, впрочем, тоже сидит в тюрьме.

Казалось бы, вот она, победа. Могучий президент Александр Лукашенко против просто домохозяйки. Глупой, неопытной и потому слабой.

Но история нас учит, что именно такой оппозиционный кандидат идеален для консолидации вокруг него оппонентов режима. Действительно, сильно идеологически заряженный претендент всегда вызывает желание дистанцироваться. Если он коммунист - против него будут антикоммунисты. Против религиозного деятеля восстанут атеисты. Либералом будут недовольны консерваторы.

Но простая домохозяйка всегда устраивает всех. Десяток оппозиционных наполеонов и наполеончиков могут мечтать, что будут давать ей советы, как лепить котлетки, руководить из-за ширмы, имея статус могущественных членов тайного кабинета министров.

Лукашенко торжествует: «Целая армия интернет-троллей, информационных провокаторов работает день и ночь, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране. Ну что вы творите? Нашли трех несчастных девчонок (помимо Тихановской имеются в виду ее соратницы Мария Колесникова и Вероника Цепкало. - ред.). Они же не понимают, что они читают. Что вы им пишете?»

Однако в сказках драконов всегда побеждают девочки да малые дети. Сказка - ложь, да в ней намек. В 1986 году президента Филиппин, многолетнего диктатора Фердинанда Маркоса победила простая домохозяйка Корасон Акино. Почему она смогла победить? Потому что не была носительницей никакой идеологии. Простой человек, поднявшийся против диктатора, - сильная фигура в условиях кризиса авторитарного режима.

Светлана Тихановская гораздо сильнее, чем Виктор Бабарико, Валерий Цепкало или ее собственный муж. Именно потому, что на ее месте могут представить себя миллионы домохозяек. А миллионы домохозяев - одобрить ее за защиту мужа. Вал сочувствия - сочувствия не политического, а личного - обеспечен.

Но что будет дальше? Знатоки ухмыльнутся. Дескать, спокойствие. Александр Лукашенко наводнит Минск войсками, призовет резервистов. К моменту выборов он станет во главе огромной армии. Что ей жалкие оппозиционные демонстранты. Даже если на улицы Минска выйдет толпа в десятки и сотни тысяч человек, ее раздавят тяжелой вооруженной рукой.

Однако так дела не делаются. Все понимают, что белорусские выборы будут подсчитаны как надо. Лукашенко получит подавляющее большинство голосов. Но в сложившихся в стране условиях работает иная логика. Оппозиция провозглашает свою победу. Ее кандидат прилюдно, при стечении толпы народа, приносит присягу. После чего провозглашает себя президентом и начинает отдавать приказы войскам. Массовые оппозиционные настроения заставляют войска колебаться. И через пару дней и иногда часов могучий диктатор оказывается без армии.

Именно по описанному сценарию проиграл выборы в 1986 году Фердинанд Маркос. Именно так выиграл первый Майдан в 2004-м Виктор Ющенко. И теперь Александр Лукашенко стоит перед тем же сценарием. Истерически атакуя Россию, он лишается единственного союзника, который по старой памяти мог бы помочь.

Складывается ситуация, когда прямой переворот может быть поддержан Западом. И в то же время игнорироваться Россией, которая сочтет, что хуже уже не будет. И любой правитель Белоруссии, даже настроенный предельно антироссийски, будет не хуже, чем будто бы пророссийский Лукашенко, наш великий так называемый союзник.

Режим Лукашенко, таким образом, подвисает в воздухе. В прошлом году он обещал принять новую, более либеральную Конституцию республики, явно надеясь, что дискуссия вокруг нее отвлечет народ от его переизбрания. Однако с тех пор в направлении конституционной реформы не сделано ровным счетом ничего. Почему? Да потому, что новая либеральная Конституция означала бы фактическое обещание Лукашенко покинуть властный Олимп после окончания нынешнего срока. Но уйти он явно не готов. А белорусское общество не готово терпеть его следующие десять, а то и все двадцать лет.

Низы не хотят, а белорусские верхи - явно не могут. Прозападная часть белорусской элиты сознательно ведет своего босса к свержению, рассчитывая на развалинах режима договориться с Москвой, Берлиной, Киевом, Вашингтоном - в общем, со всеми.

Лукашенко аккуратно и последовательно делает самоубийственные шаги:

1. оставляет на политическом поле единственного и всех объединяющего кандидата;

2. идет на лобовое столкновение с Москвой, фактически обвиняя Россию в засылке боевиков для его, Лукашенко, свержения;

3. неизвестно почему надеется, что Запад ему поможет. Но Западу не выгоден сильный Лукашенко. В Белоруссии, как и на Украине, Западу выгоден слабый сменяемый лидер, который будет в полной политической и финансовой зависимости от внешних центров.

Лукашенко оказывается в изоляции и ситуации кризиса легитимности. И после президентских выборов кризис может перейти в крайне острую фазу.

Означают ли сложившиеся обстоятельства, что Александра Лукашенко непременно свергнут? Теоретически он может удержаться за счет жестких силовых мер и консолидации вокруг него элит. Но пророссийская часть элиты разогнана или сидит в тюрьмах. А для прозападной Лукашенко - выгодный и глупый попутчик. Если он даст слабину, его слабостью легко воспользуются. Особенно, если на минских площадях будет стоять пара сотен тысяч человек во главе со Светланой Тихановской, оглашающей президентские указы и декларации.

Поэтому трудно разделить оптимизм тех российских аналитиков, которые говорят, что, несмотря на угрозы режиму Лукашенко, батька все же усидит в кресле. Слово пока не сказал Его Величество белорусский народ.

В обычно стабильной и робкой Белоруссии идет политическое бурление. Люди стояли в очередях, чтобы проголосовать за оппозиционных кандидатов. Тысячи людей вышли в Витебске (Витебске, Карл!) на митинг в поддержку Тихановской. Российские эксперты стали говорить, что в Витебске, мол, был концерт. А много ли людей приходило на подобные концерты ранее?

Но главное - утрачен мистический ореол власти Александра Лукашенко, мандат Неба. К нему стали легко липнуть глупые и унизительные клички - Саша три процента (имеется в виду якобы реальный рейтинг его популярности), Усатый и Таракан.

Налицо очень серьезный и грозный признак. Он значит, что лидер утратил запах. От мощного вожака стада всегда пахнет тестостероном. Он ведет себя так, что прочие опускают перед альфой глаза. Напротив, правитель-старик лишь портит политическую атмосферу, вызывает насмешки. Король французов Луи Филипп получил прозвище Король-груша за тучную комплекцию. Прозвище вошло в историю и послужило одной из причин падения режима. Император Австрии Франц-Иосиф на старости лет получил прозвище Старик Прогулкин. Дряхлость и немощь правителя стали прологом к краху монархии и Австрии в целом. Желающие могут вспомнить закат правления в Советском Союзе Леонида Брежнева и постоянные слухи о его маразме и глупые анекдоты.

Напротив, пожилой Мао Цзэдун переплывал Янцзы, чтобы продемонстрировать хорошую физическую форму.

Чтобы контролировать человеческое стадо, его вожак, Акела, не должен промахиваться. Обидные прозвища - свидетельство утраты лидерского статуса, начало борьбы за смещение вожака.

Власть Лукашенко ощутимо пошатнулась. Даже если ему удастся усидеть в кресле, ему уже не быть лидером монолитного и уверенного в себе режима. Ему придется лавировать между центрами силы, на что будут потрачены последние, не такие уж и богатые резервы Белоруссии.

Пока же тучи сгущаются, и, вполне возможно, мы увидим попытку народной революции после президентских выборов в Белоруссии. Карты складываются так, что у нее есть существенные шансы на успех.

Меры по углублению недоверия. Что стоит за арестом вагнеровцев в Белоруссии

Автор(ы):  Тимофей Тихонов, Fitzroymag.com
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~29zTO


Люди, раскачивайте лодку!!!


0
Guest
Почему Лукашенко вцепился во власть? И кто ему обещал, что она будет пожизненной???
Имя Цитировать 0
0
Гостъ
Цитата
Guest пишет:
Почему Лукашенко вцепился во власть? И кто ему обещал, что она будет пожизненной???

Нет царизму, даёшь конституцию, участие в выборах всем Сословиям!!!
Имя Цитировать 0


Переходи! Подписывайся! ... пользователей

   открыл, Электронная почта, конверт значок

 info@4pera.com

вконтакте Vестник Vедьмы



 

 Vестник Vедьмы