Выборы в Госдуму-2021: эксперты «Петербургской политики» предложили четыре сценария их проведения

Выборы в Госдуму-2021: эксперты «Петербургской политики» предложили четыре сценария их проведения
23 Апреля 2019

Фонд «Петербургская политика» подготовил обзор «Возможные сценарии думских выборов-2021: взгляд из весны-2019». Всего эксперты предложили четыре варианта развития событий.

Первый сценарий - «Давай оставим все как есть». Он предполагает сохранение действующей четырехпартийной системы («Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ). Его исторический аналог - выборы в нижнюю палату российского парламента 2016 года. Напомним, что по итогам выборов-2016 от Воронежской области по четырем одномандатным округам избрались лидер партии «Родина» Алексей Журавлев, бывший серый кардинал в правительстве экс-губернатора Гордеева Андрей Марков, основатель холдинга «Молвест» Аркадий Пономарев и предприниматель Сергей Чижов, связанный с ассоциацией, носящей его имя. По списку «ЕР» в нижнюю палату от региона были избраны бывший заместитель гендиректора ВГТРК Евгений Ревенко и профсоюзница Татьяна Сапрыкина. А от белгородско-воронежской группы КПРФ в нижнюю палату прошел Сергей Гаврилов. Итого у региона 6,5 мандатов.

Сильные стороны первого сценария, по мнению экспертов, - в том, что он не создает рисков, связанных с любой реформой, и позволяет сохранить неформальное пакетное соглашение с нынешними парламентскими партиями. Слабые стороны: невозможность полноценно удовлетворить запрос на шоу на фоне актуального опыта выборов в постсоветских странах; высокая зависимость от физической формы лидеров парламентских партий; невозможность выплеска социального пара в ходе избирательной кампании; накопление усталости от сложившегося политического ландшафта.

Второй сценарий - «Охота к перемене мест». Он предполагает акцент на реструктуризацию пространства оппозиционных партий (минимум - замена фронтменов, максимум - продвижение новых партий взамен старых). Его исторические аналогии не столько очевидны, как в первом сценарии. Но можно вспомнить президентские выборы 2004 года с выдвижением Николая Харитонова от КПРФ и Олега Малышкина от ЛДПР, которые никакой серьезной конкуренции Владимиру Путину не составили.

Сильные стороны: оживление партийного ландшафта, омоложение элит и апробирование схемы транзита власти внутри партий, внесение дезорганизации в ряды оппозиции. Слабые стороны: длительное время на раскрутку новых персон; потребность в серьезном администрирования партийных изменений с сопутствующими рисками; размытость ожидаемого предметного эффекта от редизайна политического ландшафта.

Третий сценарий - «Вторую партию нам все-таки не прокормить», то есть выдвижение на выборах нескольких лояльных партийных списков. Исторические аналогии - выборы в Госдуму-1995 («Наш дом Россия» плюс блок уроженца Воронежской области Ивана Рыбкина), выборы в Госдуму-2011 (квота Общероссийского народного фронта в «Единой России»), а также создание «Справедливой России» в середине 2000-х. Ее учредителями тогда выступили «Родина», Партия пенсионеров и Партия жизни.

Сильные стороны: размывание полюса зла в глазах критически настроенных избирателей и их частичная демобилизация; потенциал расширения позиционирования лояльных кандидатов за счет нескольких идеологических ниш; cнижение интенсивности внутренней борьбы внутри партии власти. Слабые стороны: неудачность прошлых примеров; высокая вероятность радикализации риторики в рамках межпартийной критики.

«Реализация третьего сценария возможна в совмещении со вторым сценарием, - говорится в исследовании «Петербургской политики», - но потребуется одномоментное совмещение двух приоритетов - апгрейда оппозиционных брендов для демонстрации обновления политического ландшафта и борьбы с притягиванием антирейтинга партией власти».

Четвертый сценарий - «Нерушимый блок беспартийных». Он предполагает переход на избрание Госдумы полностью по одномандатным округам с отменой квот для партийных списков. Исторические аналогии - выборы в Верховные Советы СССР и РСФСР. Сильные стороны: дезориентация негативно настроенных избирателей, привыкших выплескивать свою энергию в голосовании по партийным спискам; возможность эксплуатировать усталость беспартийного большинства от малопродуктивной деятельности партий; привлекательность большого числа потенциальных интересантов внутри действующей элиты. Слабые стороны: низкая подконтрольность избранных депутатов Госдумы; рост внутриэлитной конкуренции за формирование лоббистских фракций; отказ от роли партий как инструмента обеспечения центростремительных тенденций в политике.

«Обсуждение сценариев выборов в Госдуму-2021 возвращает нас к главной партийной новости апреля - неизбранию бизнесмена и православного монархиста Константина Малофеева зампредом «Справедливой России», - комментирует исследование коллег Александр Пожалов из Института социально-экономических и политических исследований. - От судьбы «СР» во многом зависят шансы на появление новой партии в следующей Госдуме.

В сложившейся с 2003 года системе с доминирующей партией (пока партия власти и региональный админресурс набирают хотя бы 35%, барьер равен 5%, либеральные силы раздроблены, и нет возможности создать блок) в Госдуме гарантировано место только для четырех фракций. Остальным приходится бороться за приближение к барьеру или государственное финансирование. Вывод справороссов из числа серьезных игроков на левом фланге, где активны КПРФ и ЛДПР с их подросшими рейтингами, - первоочередная задача для любой новой силы. Именно за счет «СР», перетягивая их местных лидеров, поначалу рассчитывало пройти в Госдуму «Правое дело» бизнесмена Михаила Прохорова в 2011 году.

Проходи выборы в Госдуму сегодня, справороссы, скорее всего, остались бы при своей компактной фракции и 6%. Справедливый бренд при запросе на справедливость, низкий антирейтинг, социальная программа пока перевешивают потерю харизматиков и дееспособных отделений. Рейтинг «СР» в опросах ВЦИОМ не опускается ниже 5% с минувшего лета, когда власть обрадовала людей повышением пенсионного возраста.

На руку справороссам - естественное отмирание малых партий, которое в силу закона ускорится в ближайшие два года. Во многом из-за новых партий в 2013-м «СР» - на тот момент третья сила в Госдуме - не попала в половину заксобраний. Зато в 2018 году, когда большинство малышей уже пребывало в анабиозе, справороссы в тех же регионах взяли барьер 15 раз из 16. Впрочем, основные малые партии - «Родина», «Зеленые», одна из двух партий пенсионеров - уже получили защищенный законом статус.

Несостоявшийся альянс с православным олигархом скорее на руку справороссам даже при нынешнем, достаточно печальном состоянии дел в регионах. Кабинетная роль в партии вряд ли устраивала Константина Малофеева, а как главное лицо «СР» он бы слишком диссонировал с ее социальным имиджем. Рост доли бизнесменов во фракции «СР» в ущерб партийцам из регионов - секрет Полишинеля. Но они фигуры непубличные.

А вот лидерства православного олигарха в партии, ярким лицом которой в ходе пенсионных протестов стал профсоюзник Олег Шеин, избиратель мог бы и не понять. Более органичным приобретением для «СР» среди бизнесменов был бы лидер Партии дела Константин Бабкин. Да и Наталья Поклонская, отторгнутая «Единой Россией», тоже принесла бы пользу «СР». Но не симпатиями к императору Николаю II, а как борец с несправедливостью.

Сохранив пока место на левом фланге, справороссы нуждаются в сентябре 2019-го в такой же истории успеха, как КПРФ и ЛДПР год назад. На выборах в заксобрания у «СР» пока не видно шансов потеснить конкурентов. Основная цель - везде пройти барьер 5%, но пройти его будет сложнее из-за специфического набора регионов (выбираются парламенты нескольких национальных республик с особым типом голосования, а на выборах в Мосгордуму нет партсписков). Зато харизматики Олег Шеин (в первую очередь) и Валерий Гартунг могли бы добиться второго тура на выборах губернаторов в Астраханской и Челябинской областях - вопрос только, решится ли сама «Справедливая Россия» на обострение или поддержит президентских назначенцев. Вряд ли партия выставит заметного местного кандидата (например, Марину Шишкину) и в Санкт-Петербурге.

Остаются довыборы в Госдуму. Свердловская область была одной из опор «СР» при Александре Буркове, вот только после назначения его губернатором в Омск команда ушла вслед за ним. Конкурентная кампания ждет Новгородскую область, где «Единая Россия» осенью уже проиграла городские выборы, а у «СР», в отличие от КПРФ, будет местный и молодой кандидат. В Орловской области давний альянс двух партий власти в лице «ЕР» и КПРФ рано или поздно создаст запрос на третью силу, в роли которой могла бы выступить как раз «СР». Будет у «СР» яркий успех - тогда возобновится и объединительный процесс с малыми партиями и ресурсными политиками».

Кроме того, комментируя исследование коллег, Пожалов отмечает несколько важных моментов. Во-первых, вероятность реальных изменений в роли Госдумы в системе взаимодействия с правительством, о чем в 2019 году идут экспертные и политические дискуссии. Если инициативы по расширению механизмов парламентского контроля за исполнительной властью и росту влияния Госдумы на процесс назначения министров будут реализованы, они повысят статус и значимость депутатских мандатов и выборов.

Во-вторых, возможность реализации других сценариев перенастройки системы действующей власти, при которых будет зафиксирована определяющая роль вневыборных коллегиальных органов власти (например, Госсовета или Совета Безопасности), а роль институтов представительной демократии (то есть парламента), в свою очередь, сократится.

В-третьих, перспективы укрупнения субъектов РФ в условиях сокращения объема бюджетных ресурсов, предпосылкой к чему может являться приход в регионы федеральных менеджеров-технократов и негласное распределение субъектов РФ между госкорпорациями и лояльными бизнес-группами.

В-четвертых, динамика электоральных позиций правящей партии в первый региональный избирательный цикл после начала повышения пенсионного возраста, которая будет видна только после выборов 8 сентября 2019 года (ведь прошлой осенью представители «Единой России» и многие эксперты власти сошлись на том, что поражения «ЕР» на выборах в заксобрания сразу нескольких субъектов Федерации были ситуативными, сиюминутными следствиями реакции общества на пенсионную реформу).

В-пятых, степень управляемости выборов в одномандатных округах, размер которых уменьшается по мере сокращения доли списочных мандатов на выборах в заксобрания в 2019 году, что, однако, может быть выгодным и для кандидатов оппозиции - при наличии ресурсов на кампанию (в 2018-м «Единая Россия» потеряла больше одномандатных округов, чем ранее, в том числе не удалось за счет своих одномандатников добрать до однопартийного большинства в ряде законодательных собраний и городских советов).

В-шестых, способность внешних губернаторов-технократов, которые не являются политическими менеджерами и в логике кадровой политики федерального центра не должны ими быть, обеспечить управляемость социально-политических процессов в своих регионах, контролировать ход избирательных кампаний по партспискам и особенно в округах.

В-седьмых, готовность властей к применению на выборах в проблемных условиях не только политтехнологических подходов, что происходит сейчас (отказ от партийного выдвижения в пользу самовыдвиженцев, увеличение доли одномандатников в заксобраниях, поддержка партий-спойлеров и так далее), но и к реальным институциональным изменениям партийно-избирательной системы (возвращение избирательных блоков, создание стимулов для равноправного укрупнения существующих партий, снижение различных конкурентных барьеров на выборах и тому подобное).

«Поэтому более предметно говорить о сценариях выборов в Госдуму можно будет в 2020 году, то есть после единого дня голосования в 2019-м и подведения президентом первых итогов по реализации нацпроектов (из послания следовало, что кадровые выводы по отдельным министрам в связи с нацпроектами могут быть сделаны в начале 2020-го)», - заключил эксперт.

Торг уместен. Союз Константина Малофеева со «Справедливой Россией» близок к разводу

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~POX8n


Люди, раскачивайте лодку!!!


0
кац
МафИя" МафИя" ( моя дочь) Кричала корсиканка призывая спасти свою дочь от насильника ( 1254г) Вот оттуда название и пошло........
Имя Цитировать 0
0
Guest
У нас мафии нет. Мафия во всем мире состоит из 4 составляющих - торговля оружием, наркобизнес, проституция и похищение детей. Что у нас, непонятно.
Имя Цитировать 0
0
кац
"табак и алкоголь получение гос госзаказов под строительство. Игорный бизнес, . Шоу И развлечения, подкуп полиции чиновников , и судей.Рыночная торговля .киоски , Все Было под нашим контролем И в наших руках Мы были фактически хозяевами . Города.... Не занимались мы только наркотиками и фальшивыми деньгами"( и Гальвано " люди чести")
Имя Цитировать 0