Сносить нельзя реконструировать. Как Бычков и Табачников стерли с карты Воронежа историческое здание оперного театраВоронежцев серьезно взволновало выступление краеведа Павла Попова относительно рекомендации общественного совета при областном департаменте культуры о сносе существующего здания воронежского Театра оперы и балета и строительстве на его месте нового. Судя по сайту департамента, солировали на совете бывший преподаватель научного коммунизма, конферансье Бронислав Табачников и худрук Камерного театра Михаил Бычков. «Михаил Бычков подчеркнул важность сохранения исторически сложившегося театрального квартала в центре города и целостности архитектурного ансамбля и стилистики главной площади Воронежа, - говорится в пресс-релизе департамента. - Но, по его мнению, функциональные возможности нового здания театра, внутреннее содержание должны расшириться, позволяя принимать гастроли ведущих коллективов России и мира. С ним согласился председатель общественного совета Бронислав Табачников. Он обратил внимание на мировой опыт и привел в пример Венскую оперу. Она трижды перестраивалась, но всякий раз оставалась на своем месте». Кроме Бычкова с Табачниковым сайт департамента приводит слова директора воронежской Оперы Александра Арнаутова. Арнаутов констатировал, что «за более чем полвека с момента ввода в эксплуатацию в 1961 году здание театра ни разу не видело капитального ремонта» и что «актерам и вспомогательным службам не хватает репетиционных и гримерных помещений, площадей для хранения и монтажа декораций».
А вот - резюме пресс-релиза, датированного, к слову, 6 февраля: «Участники встречи сошлись во мнении, что в Воронеже целесообразно построить новое здание Театра оперы и балета, оно должно появиться на месте существующего, сохранив классический облик. Одобренный вариант предложено учесть при разработке проектно-сметной документации». Всего в составе общественного совета при департаменте культуры - больше десяти человек. Помимо Бычкова и Табачникова в него, в частности, входят библиограф и литературовед Олег Ласунский, солист оперного театра Игорь Горностаев, председатель реготделения Союза российских писателей Галина Умывакина, профессор Воронежского института искусств Галина Сысоева, директор Воронежского академического симфонического оркестра Александр Пухальский, председатель реготделения Союза театральных деятелей РФ Татьяна Фролова, директор Фонда «Центр духовного возрождения Черноземного края» Людмила Попова, директор Воронежского художественного училища Сергей Гулевский и художник Евгений Щеглов.
У совета есть очевидные проблемы с легитимностью. Ведь, как напоминает портал Culturavrn.ru, при его формировании в департаменте культуры пошли на грубые фальсификации голосования на официальном сайте ведомства. Цель - протащить в совет Михаила Бычкова и Бронислава Табачникова. «Вечером накануне последнего дня голосования они были в самом низу рейтинга, - пишет Culturavrn.ru. - А наутро оказались чуть ли не первыми». Общественный совет, как и сам департамент, - довольно закрытая лавочка. Последний протокол его заседания, выложенный на сайте культурного ведомства, датируется 8.12.2017. То есть, если судить по сайту, больше года совещательный орган вообще ни разу не собирался. А собравшись на днях, он рекомендовал губернским властям снести оперный театр.
Между тем 10 февраля истекает срок подачи заявок на членство в общественном совете нового созыва. И его формирование не обошлось без скандала. Процитируем Culturavrn.ru: «В информационном сообщении о старте процесса немало логических противоречий, странностей и нестыковок. Так, в начале говорится, что членом совета может стать любой гражданин РФ, проживающий на территории Воронежской области. А чуть ниже уточняется, что он должен иметь профильное высшее образование (Какое же? И есть ли оно у всех членов действующего совета?), иметь опыт работы в сферах, связанных с направлениями деятельности департамента, а также опыт участия в работе совещательных и (или) экспертных органах при федеральных и региональных органах исполнительной власти. И, наконец, самый смешной пункт - претендент на место в совете должен иметь безупречную профессиональную репутацию. Как тут не вспомнить Шекспира: «Если всем воздавать по заслугам, кто избежит палок?» Сами-то руководители департамента и нынешние члены совета могут похвастаться безупречной репутацией? Если принять во внимание требование закона, что в состав общественного совета не могут входить лица, замещающие государственные должности, и лица, замещающие муниципальные должности, то нынешний совет просто нелегитимен. И таким же, надо полагать, будет новый, в котором будут заседать те, кто сами руководят культурой в регионе. Во всяком случае ничто не указывает на смену курса.
И еще забавный пункт: от претендента на место в совете требуется «заявление кандидата о согласии войти в состав общественного совета при департаменте имущественных и земельных отношений». Складывается впечатление, что легче верблюду протиснуться через угольное ушко, чем любому гражданину РФ попасть в состав общественного совета при департаменте культуры. Или хотя бы узнать о самом конкурсе». С политической точки зрения, деятельность руководителя департамента культуры Эмилии Сухачевой и ее подчиненных выглядит как натуральная подстава для Александра Гусева. Дело в том, что после избрания губернатором в сентябре 2018 года Гусев объявил о реформе общественных советов при исполнительных органах власти. «В том виде, в котором общественные советы есть сейчас, назвать их эффективными нельзя, и исполнительные органы власти не заинтересованы во взаимодействии с ними, - заявил тогда Гусев. - Сейчас подходящее время, чтобы расширить советы, обновить их состав и изменить формат работы, в том числе - взаимодействия с властью». Но мы видим, что как минимум в одном департаменте что-то пошло не так. Реализована классическая формула Виктора Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Напомним, что, в отличие от членов общественного совета при департаменте культуры во главе с Брониславом Табачниковым, краевед Павел Попов настаивает на том, что воронежский Театр оперы и балета как объект советского неоклассицизма «нужно включить в реестр объектов культурного наследия. И ставить вопрос не просто как об изношенном здании, а как об очень ценном, но изношенном памятнике архитектуры и истории!» «Процедура включения театра в список объектов культурного наследия займет месяц, максимум - полтора, - утверждает Попов, - и она будет хорошей страховкой для здания. Сама процедура заключается в следующем. Общественность вносит предложение на рассмотрение общественно-экспертного совета областного управления по охране культурных объектов, а совет голосует, рекомендовать или не рекомендовать вносить здание в список культурного наследия. Далее управление вносит его в список вновь выявленных объектов и в течение года решает вопрос, что делать дальше». «Очевидно, что реконструкция театра может стоить дороже, чем его снос и строительство нового здания, - рассуждает краевед. - Строителям более выгоднее что-то сломать и построить новое. Укреплять старое здание трудно, нужны специалисты. И тут есть варианты - либо снести здание и строить на его месте новое, либо строить новый театр на набережной. Общественный совет выбрал первое. Но если подразумевать театр как потенциальный объект культурного наследия, то нужно думать о его реконструкции. А раз здание аварийное, то можно что-то снести, что-то надстроить или укрепить. Тему надо обсуждать широко, на уровне всего города, ведь нужны профи в каждой отрасли: архитекторы, историки, искусствоведы и театралы».
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~wrMPL
Люди, раскачивайте лодку!!!
|
Последние новости |