«Громадный позор для Воронежа». Краевед Павел Попов выступил против сноса исторического здания Театра оперы и балетаНа днях общественный совет при департаменте культуры Воронежской области, который возглавляет бывший преподаватель научного коммунизма, известный конферансье Бронислав Табачников, рекомендовал властям снос существующего здания воронежской Оперы. Его заседание прошло в расширенном составе (с участием директора театра Александра Арнаутова). По сообщению портала Culturavrn.ru, «члены совета и приглашенные видные деятели культуры пришли к однозначному выводу: лучшим решением будет возведение нового современного здания театра на месте существующего. Но они рекомендовали сохранить преемственность архитектурного облика с максимально возможным совпадением характеристик фасадной части». «Вся необходимая документация должна быть готова до конца 2019 года, - уточняет Culturavrn.ru. - Во время строительства труппа будет продолжать работать. Временной площадкой для ее размещения определен Концертный зал». Таков итог обсуждения проблемы о частичной утрате зданием инженерных свойств и таков выбор одного из вариантов, которые предлагал губернатор Александр Гусев на выездном совещании в культурном учреждении, состоявшемся 11 декабря 2018 года. А именно - реконструировать старое здание, возвести новое здание на старом или на новом месте - где-нибудь в районе набережной. Заслуживает исключительного уважения позиция губернатора, который не рубит с плеча, говорит, что все варианты имеют свои плюсы и минусы, что они нуждаются в детальной экспертной оценке и что их необходимо обсудить с профессиональным сообществом и воронежцами. Однако общественному совету при департаменте культуры, в сущности, оставили два варианта: новый театр на месте старого и новый - на новом месте. Конечно, театр на главной площади города - лучше, чем на набережной. Да вот только, мягко говоря, вызывает большое удивление позиция общественного совета, который совершенно не опечалился тем фактом, что задуман снос 100-процентного объекта культурного наследия, правда, официально не занесенного ни в один охранный список.
Парадокс. С одной стороны, Воронеж признан столичными культурологами как один из самых лучших областных городов России, в котором талантливые зодчие создали не отдельные крупные памятники, а прекрасные ансамбли в стиле советского неоклассицизма. С другой, Воронеж сильно отстал от других городов в деле постановки на государственную охрану именно советских объектов, которые определяют архитектурное лицо центра города. В прочих крупных городах практически все подобные объекты - оперные и драматические театры и дворцы культуры в формах советского ампира - давно взяты под госохрану. И здесь - громадный позор для Воронежа. Но результаты разрушительной политики властей мы только начинаем пожинать. В основной части площади Ленина нет зон охраны, нет ограничений по этажности. Впрочем, какие-либо антисоветчики, наверное, обрадуются, что советский облик города начинает катастрофически разрушаться. Уже снесен соседний жилой дом из ансамбля площади Ленина - тоже с наилучшими пожеланиями выполнить без отступлений проект а-ля классицизм. Но если и главный фасад оперного театра будет а-ля классицизм, а не такой, каким его задумали ведущие зодчие, над Воронежем начнут смеяться. Строительство театра началось в 1940 году по проекту, в котором были объединены проектные предложения московского зодчего Б.В. Ефимовича и знаменитого воронежского архитектора А.В. Миронова (одно только его имя чего стоит!). Искусные интерьеры разработали в «Облпроекте» В.Н. Казанцев, Л.С. Сизов, Р.В. Березина и другие. Сооружение было прервано войной 1941-1945-х, а завершилось в 1961 году, когда здесь был открыт Воронежский музыкальный театр, позже переименованный в Театр оперы и балета.
Из-за начала кампании по борьбе с излишествами в архитектуре Советского Союза несколько зданий на площади Ленина не удалось завершить во всей красоте. Оперный театр, в частности, так и не увенчали тем, что первоначально задумали скульпторы. Но в 1989 году здесь добавили аллегорические фигуры муз, созданные скульпторами Иваном Дикуновым и Эльзой Пак. Теперь же площадь Ленина не ждет подобных улучшений. А как можно забыть о том, что здание театра - не только величественный памятник архитектуры и градостроительства, но и ценнейший памятник истории? Его замечательная внутренняя отделка и великолепная акустика (вряд ли останется) притягивали самых разноплановых деятелей культуры и искусства. Здесь работало или выступало с гастролями столько выдающихся музыкантов, артистов оперы, балета, эстрады, драмы, что полный список составить просто невозможно. Для примера назову первых приходящих на память - Майю Плисецкую, Надежду Павлову, Александра Ведерникова, Зураба Соткилаву, Иосифа Кобзона, Олега Табакова и Евгения Леонова. О воронежских знаменитостях - для краткости - я даже и не вспоминаю. Все люди старшего поколения, особенно коренные воронежцы, которым я сообщаю новость о грядущем сносе старого здания, ужасаются. Они не верят, что так можно поступить с любимым театром, где проходили и их новогодние праздники, и торжественные собрания местных властей. А студенты факультета градостроительства и архитектуры ВГАСУ сами сообщают мне новость о грядущем сносе здания и просят что-нибудь предпринять. Ведь архитектура театра включена в учебник, написанный их наставником, профессором Геннадием Чесноковым. В 2013 году в коллективном докладе губернатору Алексею Гордееву «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика» он был рекомендован к постановке на госохрану.
Очень-очень многие горожане будут недовольны сломкой оперного театра! Ведь здесь даже не маленький дворец XVIII века - Дом Вигеля, - о существовании которого знает далеко не каждый. А уничтожение лучшего парадного сооружения в ансамбле главной площади одного из показательных городов России, из руин возрожденного после Великой Отечественной войны. Конечно, незачем спорить с теми специалистами, которые зафиксировали аварийные трещины в нескольких стенах здания Театра оперы и балета, начиная от его фундамента. Но если бы театр имел статус памятника и был поставлен на госохрану, критерии оценки его технического состояния были бы совершенно иными. Вот сейчас выделены огромные средства на консервацию Ротонды, от которой по большому счету уже остался один пшик. Увы, и на укрепление стен здания театра, на ликвидацию трещин в стенах в случае признания их мемориальными потребуются впечатляющие финансы. Что же делать? Выход, на мой взгляд, только один. Общественность города должна немедленно выступить с инициативой по созданию первичной документации для обращения в госорганы охраны культурного наследия, чтобы включить воронежский Театр оперы и балета в список вновь выявленных объектов культурного наследия. Не пугайтесь, противники реставрации аварийных стен! Ведь законодательство об охране наследия разумно включает оформление предмета охраны. В случае необходимости можно отнести к нему только главный фасад - со входным портиком, с эффектной колоннадой. Тогда можно пожертвовать тыльной частью здания, демонтировать ее, значительно увеличить объем. Главное: сохранить фасад площади! А в иных случаях фраза о максимально возможном совпадении характеристик фасадной части останется пожеланием, никого и ни к чему не обязывающему по закону. Даже фасад а-ля Миронов не выйдет, если растянуть портик в длину в сторону Пушкинского сквера. В завершение напомню, что разрушители памятников архитектуры остаются в истории, начиная с Герострата. Краеведы последующих поколений обязательно извлекают на свет Божий их фамилии из архивных документов - в книги. Воронежского депутата Руслана Кочетова отправили в СИЗО Автор(ы):
Павел Попов, кандидат исторических наук, член Союза писателей России, доцент факультета архитектуры и градостроительства ВГАСУ
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~DVvqd
Люди, раскачивайте лодку!!!
|
Последние новости |