Поисковики «Дона» вернулись в Воронеж с вахты памяти «Малый Сатурн»В Воронеж из Верхнемамонского района региона вернулись активисты поискового объединения «Дон». Результаты межрегиональной вахты памяти, базовый лагерь которой находился у бывшего хутора Красное Орехово, в целом блестящи. Найдены останки 24 военнослужащих Красной армии и 40 - Вермахта. Но поиск русских и немецких солдат был затруднен рядом факторов. Межрегиональная вахта памяти в Верхнемамонском районе Воронежской области была организована воронежским поисковым объединением «Дон» с целью обнаружения захоронений военнослужащих, погибших в ходе операции Красной армии «Малый Сатурн» (16-30 декабря 1942 года). Она проходила с 26 августа по 6 сентября. Помимо специалистов «Дона» в верхнемамонской вахте принимали участие три поисковых отряда из Ульяновской области - «Святой Гавриил», «Ратибор» и «Патриот». Всего - около 40 человек.
Базовый лагерь экспедиции располагался вблизи бывшего хутора Красное Орехово. В годы Великой Отечественной войны, а конкретнее - в период «Малого Сатурна», на его территории (как и на территории соседних поселений - Дерезовка и Донской) базировались части вермахта. 1-я стрелковая дивизия полковника Алексея Семенова удерживала линию фронта с 7 июля до 24 августа 1942 года, пока она не стабилизировалась. «11 декабря 1942-го, перед началом генерального наступления, началась и была успешно проведена операция по взятию плацдармов на правом берегу Дона, - рассказали в поисковом объединении «Дон». - Противник был вынужден отступить в сторону Россоши, однако захваты высот давались РККА ценой колоссальных потерь. По архивным данным, только у бывшего хутора Красное Орехово должны быть захоронены около 300 бойцов 31-й гвардейской мотострелковой бригады и 67-й танковой бригады 17-го танкового корпуса, а также сразу трех стрелковых дивизий - 35-й, 41-й и 44-й».
Работе специалистов мешал ряд факторов. «Хутор Красное Орехово был полностью уничтожен в ходе боевых действий, и какие-либо ориентиры жилых домов и захоронений на данный момент отсутствуют, - признался председатель правления «Дона» Михаил Сегодин. - Информация о месте расположения поселения поступила от старожилов близлежащих сел. В итоге группа поисковой разведки обнаружила несколько захоронений времен Великой Отечественной войны. К концу вахты памяти были эксгумированы останки 24 красноармейцев и 40 военнослужащих армии Германии». По решению администрации Верхнемамонского района останки русских солдат предадут земле с отданием воинских и духовных почестей на Осетровском плацдарме 9 мая 2020 года, то есть в день 75-летия Великой Победы. На плацдарме тем временем идет строительство мемориального комплекса стоимостью 86 млн рублей. Пока специалисты поднимали останки русских и немецких солдат, в конце августа ход строительных работ проинспектировал экономический вице-губернатор Виталий Шабалатов.
По словам Михаила Сегодина, «Дон» уже не впервые проводит вахту памяти (которая, кстати, называлась, как и операция РККА, «Малым Сатурном») в Верхнемамонском районе. Например, в 2007 году поисковиками найдены останки командира 267-й стрелковой дивизии полковника Андрея Кудряшова и 130 русских солдат (личности четырех бойцов удалось установить), а также фрагменты двух самолетов - бомбардировщика Пе-2 и штурмовика Ил-2. В 2016-м верхнемамонская вахта проводилась «Доном» совместно с воронежским управлением Федеральной службы судебных приставов. Масштаб поисковых мероприятий был, конечно, несопоставим с нынешним. Под Верхним Мамоном собралось около 300 человек из 37 регионов РФ. А итогом вахты памяти стали 120 военнослужащих РККА и 18 - армии Италии. Поиски останков комдива Кудряшова - отдельная детективная история (работа поисковиков включает в себя не только сами раскопки, но зачастую и следственные действия). Он погиб 17 декабря 1942 года, в самом начале операции «Малый Сатурн». В тот день были освобождены несколько сел Верхнемамонского района. Но, несмотря на выбитую фамилию «Кудряшов» у братской могилы в центре Верхнего Мамона, местные жители утверждали, что останки Андрея Кудряшова покоятся на заброшенном колхозном поле. Ивану Жилякову, главному свидетелю, в 1943 году было 14 лет. Но и спустя 64 года он четко указал место захоронения («Мы детьми были любопытными, часто прибегали на окраину села»). Поисковики «Дона» обследовали каждый сантиметр указанной территории и обнаружили провалы в грунте. Девять ям - и 24 человека. Среди них был и комдив в отдельном захоронении, единственного из всех военнослужащих его захоронили в гробу.
В левой руке полковника оказалась зажата сабля, в правой - компас. По находкам и другим данным удалось установить личность. Сохранилась фотография, где Андрей Кузьмич запечатлен на коне по кличке Абрек и при той же сабле. Внук Кудряшова Павел Евдокимов потом рассказывал, что информация о нахождении захоронения была как ледяной душ: родные пребывали в уверенности, что останки захоронены в братской могиле. Комдив погиб от осколка снаряда, что подтвердило повреждение костей. «Снаряд или мина его убила, - говорил Жиляков. - И как убило? Почти пополам пересекло. А шофер его остался невредимый. Совсем невредимый. Перед наступлением полковник у нас недалеко стоял на квартире. Хоронили его в гробу. Сюда привезли на грузовике. Был небольшой военный оркестр. Погребли с почестью». «Андрея Кузьмича хоронила вся армия, - писали вдове комдива командарм Федор Харитонов и член военного совета генерал-майор авиации Василий Клоков. - Три минуты молчал, скорбел фронт об утрате своего любимого героя-командира, а потом тысячи бойцов, командиров ринулись в бой и жестоко мстили врагу за гибель боевого руководителя». Судьба полковника Алексея Семенова, командира 1-я стрелковой дивизии, сложилась удачнее. В июле 1943 года он возглавил 33-й стрелковый корпус, который принимал участие в ходе Уманско-Ботошанской, Ясско-Кишиневской, Дебреценской, Будапештской и Венской наступательных операций, а также в освобождении городов Фокшаны, Плоешти, Орая, Сату-Маре, Мишкольц, Будапешт, Залаэгеусег и Фридберг. После войны Семенов, уже в звании генерал-лейтенанта, продолжил командовать тем же корпусом в составе Прикарпатского военного округа. В мае 1946 года его назначили старшим преподавателем Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова, а в июне - начальником Тульского суворовского военного училища. В ноябре 1950-го Семенов вышел в отставку. Умер он 23 августа 1951 года в Москве. «Игра престолов» в «Городе-саде». Губернатор Гусев открыл в Воронеже девятый ландшафтный фестиваль
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~RcUY5
Люди, раскачивайте лодку!!! |
Последние новости |