«Хочется радужную футболку купить и не снимать»

«Хочется радужную футболку купить и не снимать»
20 Октября 2013

Эдуард Бояков объявил «либерализм» ругательным словом.

В социальных сетях обсуждается противостояние воронежского отделения всероссийского объединения «Культурный фронт» и культуртрегера Эдуарда Боякова, в том числе его ответ на критику со стороны фронтовиков. На их обращение к президенту Владимиру Путину Бояков отреагировал неожиданно: «Патриотизм для меня - священное понятие, важное, объясняющее историю и культуру. А либерализм, западничество - совсем не близкие вещи, уже лет пятнадцать как ругательные слова... Но ничего, справимся... Мы, евреи-геи-авангардисты-либералы-артисты, справимся».

Минувшим летом в рамках Третьего Международного Платоновского фестиваля в Воронеже разгорелся крупный скандал. Почти половина зрителей в середине первого акта покинула спектакль таллинского театра №099 «Педагогическая поэма» по мотивам произведений Антона Макаренко и Константина Станиславского. Но! Очень отдаленным мотивам. Горожане возмутились обилием мата, переводившегося на русский язык в субтитрах, и обнажением актеров. Они изображали однополую любовь, а один даже снял трусы.

«Для начала на сцене изобразили хоккейную площадку, на которой стоял гроб, - комментировал очевидец - доктор филологических наук, профессор Воронежского госуниверситета Дмитрий Чугунов. - Потом вышли босиком 16 прибалтийских юношей и девиц нежного возраста. А к ним из гроба поднялась слегка престарелая мадам, потребовавшая сигаретки. Минут десять они ее укуривали с четырех рук, а мадам кривлялась и жеманилась. Однако, покурив, всех построила и заставила долго-долго мыть сцену. Мыли они ее творчески, то демонстрируя публике свои зады в обтягивающих лосинах, то позволяя заглянуть за линию корсажа, где у некоторых девиц побалтывались упругие перси. Иногда, возбудившись при виде ведра или тряпки, начинали тереться друг о друга нижней частью живота. А слегка престарелая дама ходила между юной порослью граждан Евросоюза и то заставляла всех строем маршировать а ля гитлерюгенд, то похохатывала в духе русской классики, то фальшиво-драматически восклицала: «Не верю!».

И далее: «А чтобы темный русский зритель хоть чуть-чуть прикоснулся к европейской культуре и повысил духовность, один вдохновенный актер снял штаны совсем. И трусы снял, тоже совсем. И всем показал свой талант! А чтобы и его коллеги талант почувствовали, он с талантом наперевес стал за ними гоняться и одного таки догнал, повалил».

Эдуард Бояков тепло отозвался о таллинской постановке. «Я не поклонник творчества эстонского театра №099, но его спектакль «Педагогическая поэма» вполне вегетарианский, - написал он на своей странице в Facebook. - В Перми, скажем, публика принимала его хорошо. Ну, много целуются в спектакле, иногда даже имитируя что-то большее. Ну, звучит мат на эстонском с переводом на табло. Но в спектакле нет пошлости и жести. Он про борьбу за свободу, борьбу со своими комплексами, прежде всего сексуальными. Мне кажется, причина того, что воронежцы не приняли постановку, заключается в неправильном позиционировании Платоновского фестиваля в Воронеже. При первом приближении его афиша кажется абсолютно прекрасной. Но потом возникает отсутствие коммуникации с теми, к кому, по идее, и обращена «Педагогическая поэма» (и вообще, всякое настоящее современное искусство). К молодым, свободным, ищущим, бунтарям».

Так что у воронежского отделения «Культурного фронта» есть все основания считать ректора Воронежской государственной академии искусств либералом, что, в частности, нашло отражение в обращении к Владимиру Путину: «Эстетика господина Боякова как театрального режиссера, оправдывающая мат как способ передачи реальности, с повышенным вниманием к однополой любви, вызывает протест у воронежской публики».

Тем более что культура, говорил Бояков в интервью «Московским новостям», должна идти впереди других составляющих общественной жизни: «Чтобы вопрос разрешения однополых браков обсуждался в парламенте (как в Европе), его нужно поднять на территории фильмов, спектаклей и книг». А основанный им московский театр «Практика» недавно представил в Воронеже спектакль «Вера Полозкова. Избранные», где со сцены звучал полновесный мат. Причем его (в смысле - и мат тоже) оценил губернатор. «Кто-то из великих сказал, что поэзия должна быть высокой, как небо, и земной, как хлеб. Спектакль «Вера Полозкова. Избранные» (в постановке Эдуарда Боякова. - ред.), на котором я побывал, - прямое тому доказательство, - написал Алексей Гордеев в своем блоге. - Cвоими стихами Вера бьет в самые больные места современности. Мне понравилось, что все герои не старались актерствовать, а старались читать от души. Интересным оказался и сам формат происходящего, отличающийся от того, что я обычно видел на театральных подмостках».

Однако создание воронежского отделения всероссийского объединения «Культурный фронт» вынудило Боякова уточнить позицию: «В «Московских новостях» я говорил не про свое отношение к однополым бракам, а про роль искусства в заявке повестки дня, про необходимость обсуждать однополые браки, чтобы избежать неминуемой трансгрессии». «Вообще же в Воронеже с гейской темой происходит что-то совсем непотребное, - заметил Эдуард Бояков. - Меня вот в Москве часто чуть ли не в гомофобии обвиняют, а я ведь никогда не проявлял симпатии к западному взгляду на тему. А здесь уже хочется радужную футболку купить и не снимать. Здесь налицо идиома: «евреи-геи-авангардисты». Так как от принадлежности к последним я дистанциироваться не смогу - факты, то, чувствую, придется отвечать за весь ряд... Ну ничего, готов, мы же артисты». И далее: «Патриотизм для меня - священное понятие, важное, объясняющее историю и культуру. А либерализм, западничество - совсем не близкие вещи, уже лет пятнадцать как ругательные слова... Но ничего, справимся... Мы, евреи-геи-авангардисты-либералы-артисты, справимся».

Между тем соцсети активно обсуждают реакцию Боякова на деятельность «Культурного фронта», где он недвусмысленно дал понять, что связывает его создание с приближающимися губернаторскими выборами (до них и правда осталось меньше года). Но фронтовики упирают на процветающий в региональной культуре фаворитизм, связанный в том числе с супругой губернатора Татьяной Гордеевой, на халтурность подготовленного Бояковым и Ко доклада «Воронежский пульс» и выброшенные на ветер 6 млн рублей бизнесмена Геннадия Чернушкина, на то, как некрасиво был уволен директор воронежского Театра оперы и балета Игорь Непомнящий, наконец, на результаты работы Боякова в Перми, где разрушается местный оперный театр (именно он сосватал туда Теодора Курентзиса), и на демонтированную скульптуру Музы у Воронежской академии искусств.

«Многие в «Культурном фронте» настаивают на подготовке сначала Концепции развития культуры Воронежской области, а потом на ее основе - областной программы развития культуры, - констатирует руководитель интернет-портала «Четыре пера» Константин Чаплин. - На том, чтобы, например, была создана некая рабочая группа по разработке документа, осуществляющая свою деятельность под жестким контролем общественности, как и в случае с никелевым общественным советом. Причем в нее обязательно должны войти представители академической науки, а не сомнительные эксперты вроде Антона Носика, больше известного в интернете как dolboeb. Упор должен быть сделан на развитие национальной культуры - в соответствии с духом Валдайской речи Владимира Путина. А не на брождение между тремя соснами и не на замену культуры оказанием услуг».

«Не ерничая, читаю у Боякова: «Полемика, статьи и истерики (связанные с «Культурным фронтом». - ред.) - не про культуру нисколечко, а обычная грязная политика. (И еще немножко беспокойства тех, кто давно сидит и ничего не делает.)…». Вот особенно задело в скобках. Делец нашелся! - отреагировал на фейсбучные рассуждения Боякова краевед Владимир Елецких. - В Воронеже сбросил Музу, выкрасил стены академии в серый цвет и пригласил так называемый театр с матершинницей Полозковой. А еще на деньги уважаемого мною Чернушкина с избранными им экспертами сотворил весьма слабый обзор воронежской культуры. А мы, значит, ничего в Воронеже не делаем. А что же тогда оценивать? Круто! Причем здесь политика? Понимается, что в культуре политика зависит от бюджета, который принимает областная дума. А выживает то она больше вопреки. Так как живет по остаточному принципу и при распределении средств не по заслугам при низких зарплатах. Вот там - политика! Но за всей культурой стоят люди, которые работают больше за идею и дают ей жизнь. Они и есть ее адепты, без них культура - с большой буквы - давно бы загнулась. И пульс бы уже не бился. Они же теперь и унижаются позицией бояковых и им подобных. Вот в разговоре с теми, кто принадлежит официальной культуре, с огорчением узнаешь, что на 2014 года снова урезаются средства, к примеру, на закупку книг в библиотеки. Да и по другим статьям тоже. Они критикуют доклад и пытаются бесплатно - абсолютно бесплатно! - объяснить то, что недосмотрели эксперты и сильно удивляются, зачем в преддверие выборов губернатора разжигаются такие страсти вокруг доклада, который можно было бы и не заметить, если бы там все было объективно и по делу».

Стоит добавить, что, несмотря на публичное дистанцирование Боякова от либерализма, его круг общения в Москве, тот же dolboeb, все-таки скорее либерален. Во всяком случае, Антон Носик уже разразился гневной отповедью на статью писателя Захара Прилепина, явно отличающегося правыми взглядами, «Почему я не либерал». Так что от сопоставления круга общения и действий Боякова с его словами возникает когнитивный диссонанс.
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~MQjDr


Люди, раскачивайте лодку!!!