Экипаж воронежского Ил-112В подвела машина. Установлены причины катастрофы опытного образца военного транспортника в Кубинке

Экипаж воронежского Ил-112В подвела машина. Установлены причины катастрофы опытного образца военного транспортника в Кубинке
1 Сентября 2021

Эксперты Минпромторга и Межгосударственного авиационного комитета установили причины катастрофы опытного образца легкого военного транспортника Ил-112В, произведенного на Воронежском авиазаводе (ПАО «ВАСО»), случившейся 17 августа в подмосковной Кубинке за несколько дней до начала военно-технического форума «Армия-2021». Критическую ситуацию на борту спровоцировал пожар двигателя ТВ7-117 СТ от АО «ОДК-Климов». Но в неконтролируемый боковой крен, перешедший в опрокидывание, машина ушла из-за обрыва разрушенной огнем тяги правого элерона. Пилоты не могли сделать абсолютно ничего; сказать друг другу им тоже было нечего, поэтому опытнейший экипаж во главе с Героем России Николаем Куимовым погиб молча.

Утром 17 октября воронежский Ил-112В вылетел с аэродрома в подмосковном Жуковском и около 11.00 приземлился в Кубинке. На земле борт находился несколько минут, а затем опять взлетел. Полет был тренировочным: экипаж собирался пролететь над парком «Патриот», отрабатывая программу форума «Армия-2021». Пилотировал Ил-112В Герой России Николай Куимов, вторым пилотом был Дмитрий Комаров, а бортинженером - Николай Хлудеев, летчики-испытатели первого класса.

Однако до «Патриота» борт не долетел. Поднявшись в воздух и сделав разворот над прилегающим к аэропорту Кубинки поселком Старый Городок, Ил-112В неожиданно загорелся. Последние секунды существования машины заснял на видео один из жителей поселка, ставший случайным свидетелем разыгравшейся трагедии.

На съемке было видно, как из правого крыла вырываются мощные языки пламени и появляются клубы черного керосинового дыма. После возникновения пожара машина оставалась в воздухе всего полминуты. Самолет шел в горизонтальном полете, постепенно замедляясь, а в 11:18, резко накренившись на правое, горящее крыло, соскользнул в штопор и упал на землю. Последовавший сразу после аварии мощный взрыв топливных паров не оставил экипажу во главе с Куимовым никаких шансов.

Ил-112В упал в полутора километрах от ограждения аэродрома в Кубинке, между селом Никольское и территорией садового товарищества «Витязь» Одинцовского городского округа. Никакого вреда их жителям катастрофа не причинила. За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при испытании и освоении новой авиатехники, орденами Мужества членов экипажа наградят посмертно. Соответствующий указ подписал президент Путин, и его уже опубликовал Кремль.

Между тем эксперты Минпромторга и МАК установили, что развитие катастрофы началось с потери газодинамической устойчивости правого двигателя борта воронежского производства. Затем последовал помпаж, сопровождаемый хлопками и выбросами пламени. Он, скорее всего, привел к частичному разрушению турбины, а ее обломки, в свою очередь, могли перебить расположенные рядом топливопроводы.

Точную причину возгорания покажут результаты экспертиз, но, так или иначе, мощный керосиновый пожар возник во внутренних полостях гондолы и правого крыла Ил-112В. Первыми огонь заметили не летчики, а диспетчеры аэродрома Кубинка. Экипажу сразу доложили о проблеме по радиосвязи. Но к тому моменту пилоты уже сами понимали оперативную обстановку. В их кабине загорелось предупреждающее табло, автоматически сработала первая очередь системы пожаротушения - в гондолу был выпущен огнегасящий пенный состав из расположенного рядом с ней баллона-огнетушителя высокого давления. Поняв, что пенная атака прошла вхолостую, пилоты вручную активировали вторую очередь. Но и она не достигла цели.

По словам источников «Коммерсанта», близких к расследованию катастрофы, обе системы пожаротушения Ил-112В были ориентированы в первую очередь на двигатели, поэтому пена, сформированная из углекислоты и инертных газов, заполняла главным образом гондолу одного из них, в то время как пожар уже перекинулся во внутреннюю полость крыла. Но заливать огонь больше было нечем. В транспортнике всего два огнетушителя на каждый двигатель, тогда как в гражданских машинах семейства илов предусмотрено тушение огня в шесть очередей.

В результате пилотам во главе с Героем России Николаем Куимовым не оставалось ничего другого кроме возвращения на аэродром вылета и совершения вынужденной посадки, которую они и запросили. Опытный экипаж действовал слаженно и быстро. Николай Куимов без малейших признаков паники приказал второму пилоту Дмитрию Комарову: «Глуши», затем - «Флюгируй», и тот так же спокойно доложил об исполнении, сообщив, что горящий двигатель благополучно остановлен, а лопасти его воздушного винта установлены по потоку и не препятствуют движению самолета.

В конечном счете экипажу Ил-112В удалось расположить рули самолета и подобрать режим единственного работающего двигателя так, что, несмотря на бушующий пожар и ассиметричную тягу, машина пошла в сторону аэродрома практически идеальным прямым курсом. Характеризуя видеосъемку последних секунд полета, эксперты даже назвали его скольжением. По их мнению, летчики наверняка посадили бы горящий транспортник в Кубинке, до которой оставалось полтора - максимум два километра, если бы не сдалась машина. Поэтому их борьба за выживание оказалась тщетной.

На 45-й после начала пожара секунде полета температура в полости правого крыла достигла 600 градусов, после чего, как установили эксперты Минпромторга и Межгосударственного авиакомитета, разрушилась идущая внутри дюралюминиевая тяга элерона. Критической для дюралюминия Д16, из которого была сделана тяга и большинство других деталей самолета, является температура 650 градусов, однако уже при 600 градусов дюралевая трубка на шарнирах, удерживающая правый элерон в опущенном положении потеряла упругость и, что называется, потекла.

Из-за разрушения тяги элерон, помогавший экипажу обеспечивать прямолинейный полет, встал в нейтральное положение, расположившись вдоль плоскости крыла, а машина начала крениться вправо и опускать нос. Крен нарастал сначала медленно, однако пилоты, по версии экспертов, уже в момент обрыва тяги поняли, что процесс необратим. Каким-то образом повлиять на поведение самолета они уже не могли, а комментировать ситуацию, видимо, тоже не посчитали нужным, поэтому в эфире стояло гробовое молчание. Последний вираж транспортника длился три секунды - нарастающий правый крен логично закончился переворотом и падением.

По заверению экспертов, вывести из крена самолет в сложившихся условиях не смог бы ни один пилот в мире. А причиной трагедии большинство специалистов посчитало неподготовленность первого экспериментального образца легкого военного транспортника Ил-112В к полетам и возможную спешку с его вводом в строй.

«Катастрофа в Кубинке выявила слабую эффективность реформ в авиастроении с объединением в единую структуру ведущих конструкторских бюро и опытных производств, - констатировал телеграм-канал «Незыгарь». - Ситуация усугубляется стремлением чиновников выдавать желательное за действительное, что и могло стать косвенной причиной падения борта с опытнейшим экипажем. В мае министр промышленности Денис Мантуров доложил президенту Путину, что испытания Ил-112В заканчиваются, а в конце года он пойдет в серию. Однако к тому времени самолет совершил всего 15 полетов, из которых три - с отказавшим двигателем.

По существующим в боевой авиации требованиям государственные испытания до принятия на вооружение должны составить не менее 300 полетов. Речь идет о длительном цикле продолжительностью не менее трех-четырех лет. Не соответствующий действительности доклад министра мог вынудить руководство Объединенной авиастроительной корпорации форсировать испытания и продемонстрировать на показательных полетах в Кубинке сырой борт».

Разбившийся Ил-112В был первым и единственным самолетом своего типа. Второй экземпляр испытывается на земле. За свою короткую историю первый номер успел подняться в воздух 23 раза, совершив 22 посадки. Впрочем, почти все его рейсы были короткими, пятиминутными, а с марта 2019-го по март 2021 года он не летал из-за выявленных недоработок технического характера, которые авиаконструкторам пришлось устранять. Больше всего претензий специалисты предъявляли к двигателям транспортника ТВ7-117СТ, выпущенным АО «ОДК-Климов». 

По горячим следам о трагедии в подмосковной Кубинке эмоционально высказался бывший генеральный конструктор ПАО «Ил», а теперь заместитель председателя научно-технического совета корпорации Николай Таликов. По его заявлению, эксперты уже несколько лет знали о проблемах с двигателями бортов Ил-112В. Но - молчали. Как пояснил Таликов, силовые установки оказались недостаточно мощными для военного транспортника, и во время наземных испытаний и тестовых полетов Ил-112В специалисты регистрировали нестабильную работу турбин из-за сбоев в цепях управления ими. «Я ожидал катастрофы, - признался Николай Таликов. - Я несколько лет ору, что двигатели на Ил-112В - дерьмо. Что они в конечном счете подведут. Но никто на проблемы в нашей славной фирме внимания не обращал».

Николай Куимов - личность в авиации легендарная. Почти всю карьеру он прослужил летчиком-испытателем, работал на Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ил-114 и Ил-103. Указом президента РФ Владимира Путина в декабре 2006 года за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники, Куимову было присвоено звание Героя России. В общей сложности Куимов освоил более 35 типов самолетов.

Алексей Гордеев соединил власть, бизнес и граждан. В Воронеже подвели первые итоги деятельности штаба добрых дел

В Воронеже клонировали газпромовского поставщика. «Нефтегаздеталь» увязла в корпоративном конфликте

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~zrIl8


Люди, раскачивайте лодку!!!