Лидер партии «Родина», депутат Госдумы Алексей Журавлев и литератор Дмитрий Ольшанский о скандале вокруг «Матильды».
Десять простых соображений о том, что всех так волнует
- Алексей Учитель - посредственный режиссер. «Мания Жизели» мне когда-то нравилась, «Край» просто невозможно смотреть, но в целом, прямо скажем, не Рио-де-Жанейро.
- «Матильду» пока что мало кто видел, но те кадры, которые гуляют в интернетах, очень похожи на рекламу банка «Империал» («Почему у нас Александр Васильевич ничего не кушает?»), а на исторические, допустим, драмы BBC не похожи совсем.
- Простая и почтенная идея, которая явно содержится в фильме, - «Жениться по любви не может ни один король», привет Эдуарду и мисс Симпсон, - совершенно не подходит к фигуре Николая II.
Николай любил свою жену. Правильные герои для такой истории в России - Александр II и княгиня Юрьевская, но они неизвестны широкому зрителю и потому не дают возможности создать попс, хайп и, как сказал бы министр культуры Владимир Мединский, гевалт.
- Надо понимать, что, в отличие от Надежды Толоконниковой из панк-группы «Pussy Riot» или так называемого художника-акциониста Павла Павленского, прибивавшего яйца к брусчатке Красной площади, Учитель попал в центр скандала случайно. Он совершенно не деятель контемпорари арта, никого не хотел эпатировать или срывать покровы, а хотел снять свою традиционно-романтическую клюкву на всем известную тему, собрав положенные вздохи, аплодисменты и кассу. Он просто забыл о том, что где-то недалеко бродят фундаменталисты.
- Фундаменталисты (которых очень мало и которые вовсе не представляют точку зрения номенклатурной патриархии) живут в параллельном мире.
В их фантазийной реальности царь Николай канонизирован не как образец христианской смерти, а как образец христианской жизни и правления, а потому не мог увлекаться балериной Кшесинской; Николай не отрекался от престола, и все документы и воспоминания о революции подделаны или врут; убийство царской семьи - ритуальное; Григория Распутина - оболгали; Сергей Александрович не был геем; весь современный русский народ виновен в цареубийстве, ну и прочее, и прочее.
В каком-то смысле здесь интересная ретроутопия, порожденная травмой коллективного сознания, вышедшего из СССР в пустоту. Но только на расстоянии.
- Неинтересно и неважно, насколько участники преследования «Матильды» самостоятельны или кем-то подосланы и поддержаны. Понятно, что они одновременно и подосланы, и самостоятельны. Они искренни и наняты в одно и то же время. Так всегда и бывает.
- Власть, разумеется, на все 146% симпатизирует Алексею Учителю, но не может сказать о своей симпатии с самой высокой трибуны и принять быстрые жесткие меры, потому что любители традиционных - в кавычках - ценностей - не все, но многие - голосуют за Владимира Путина или работают в системе и их нельзя совсем уж мордой об стол, в то время как любители свободы творчества Путина не любят и все равно уже никогда не полюбят. Поэтому власть будет помогать Учителю мягко.
- Народу кино понравится. Любовь-морковь, богатые тоже плачут, сиропные переживания в шикарных интерьерах - знаете ли, куда более прочные традиционные ценности, чем верования радикальной секты.
- Суть и мораль конфликта настолько банальны, что неловко о них и говорить. И все же. 282-я статья Уголовного Кодекса РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и ее аналоги - чистое беспримесное зло. Никакого оскорбления чувств - как юридической категории и повода для цензуры - не должно быть.
Зараза, пришедшая из сумасшедшего дома американской политкорректности на русское поле, должна быть помещена в общественный карантин, а люди, отвечающие на книги и фильмы драками и поджогами, - уже непосредственно в тюрьму.
Либеральный режиссер Алексей Учитель имеет право быть пошляком, дураком, фальсификатором истории, кем угодно - а вы имеет право не смотреть его кино. Если же вам не нравится то, что он тратит на него бюджетные деньги, - мирными способами гражданского протеста и бойкота добейтесь того, чтобы деньги давали не ему, а консервативному режиссеру Мучителю.
- На месте бывшего прокурора Крыма, а теперь депутата Госдумы Натальи Поклонской я бы занялся борьбой с варварской застройкой побережья республики. Наш несчастный последний император любил Южный берег.
Дмитрий Ольшанский, литератор и публицист
Руки прочь от русской истории!
Хайповая история с «Матильдой» реально привела к поляризации русского общества. Очевидно, что формируется большая группа людей, недовольная попсовой диктатурой на ТВ и в кино, а самое главное - либеральным очернительством отечественной истории. Мы имеем дело с влиятельным либеральным лобби на культурном и политическом уровне, которое просто извращает наше прошлое, получая солидные государственные деньги.
Лишая Россию достойного прошлого, они крадут у нас и наших детей достойное будущее, приватизируют его в своих элитных - в кавычках - интересах. Так что проблема, поднятая моей коллегой по Госдуме Натальей Поклонской, - хорошая и правильная тема.
К последнему русскому императору Николаю II можно относиться по-разному, но то или иное наше отношение к нему вовсе не значит, что всякие учителя могут парить нам мозги свои фильмами. То они изображали наркоманом и мошенником Владимира Высоцкого, то показали грязным насильником крестителя Руси князя Владимира, теперь добрались и до царя-мученика. Хватит, руки прочь от русской истории! Если кто-то хочет продолжать в том же духе, пусть делает все за свой счет и желательно где-нибудь подальше от России.
Напомню для тех, кто не в теме, что «Матильда», российский художественный фильм либерального режиссера Алексея Учителя, должна выйти в прокат 26 октября. Историческая мелодрама рассказывает об отношениях балерины польского происхождения Матильды Кшесинской и тогда еще цесаревича, будущего императора Российской империи Николая Романова.
Фильм стал предметом общественной полемики. В частности, моя коллега Наталья Поклонская утверждает, что фильм содержит сцены, оскорбляющие чувства верующих, и приложила немало усилий, пытаясь добиться запрета показа картины на широком экране.
Алексей Журавлев, лидер партии «Родина», воронежский депутат Госдумы
Черная сотня Санкт-Петербурга
Матильда и Кассандра. К выходу скандального фильма режиссера Алексея Учителя
Автор(ы):
Дмитрий Ольшанский, Алексей Журавлев