Скрытое в «Мастер и Маргарита»: что в именах Снигирь и Цыганова

Скрытое в «Мастер и Маргарита»: что в именах Снигирь и Цыганова
20 Февраля 2024

Кто самое опасное существо в современных джунглях?

Почему задуманный с названием «Воланд» фильм всё-таки стал «Мастером и Маргаритой»?

Имена ведь очень важны.

И пока я не добрался до второго просмотра «МиМ» в кинотеатре (уверен, что только такой подход верен), поговорим немного об именах. Тем более что для Михаила Булгакова они всегда имеют принципиальное значение.

Раз фильм не «воланд», значит, будем про Мастера-Цыганова и Маргариту-Снигирь. Причём если у заглавных героев Булгакова нет фамилий, то у актёров - фамилии именами и становятся. Что с того, что Цыганов - Евгений, а Снигирь - Юлия?

Юлий много, Юлией может быть и Пересильд, и это будет совсем другое кино. А Снигирь - одна. Кстати, до замужества (а у неё сейчас третий брак) Юлия была Сирискиной. И если вы надумаете проследить генезис данной фамилии, то столкнётесь с затруднениями. Разве что в III веке до н. э. в Херсонесе Таврическом жил некий Сириск. Его называют первым историком на территории современной Украины. Тут вам и Крым, и «историк», и даже что-то украинское, что сразу стало прилипать к фильму Михаила Локшина, донатившего нашим врагам.

Не думайте, что это случайно. Но только не в том случае, как кто-то мог бы догадаться. Вообще кино как важнейшее из искусств надо отделять от фактов биографии режиссёра. Ну оказался Локшин русофобом. А Эйзенштейн был голубым; его историческое великое кино как-то от этого пострадало? Как-то, наверное, да, но не столь очевидным образом, который только и видят любители всё позапрещать.

Что же скрыто в «Мастер и Маргарита»?

Причём, может быть, в обход сознания его создателей.

Помните, где происходит действие главы романа: «Судьба Мастера и Маргариты определена»?

Это бывший Румянцевский музей, позже - один из корпусов Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина, ныне - Российской государственной библиотеки.

Там содержится собрание рукописей «Любителя Библии» Григория Сковороды - философа XVIII века, воспитавшего цвет просвещённого дворянства при Екатерине Великой. Согласно его теории «трёх миров», самый главный мир - макрокосм, Вселенная. Два других мира - человеческий, микрокосм и символический («симболичный»), библейский. В тех же трёх мирах происходит действие романа Булгакова, для которого Сковорода был одним (наряду с Гоголем) из прототипов Мастера.

Все три мира сотканы из зла и добра, и мир библейский выступает у Сковороды как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами макрокосма и микрокосма. Каждый из трёх миров имеет две «натуры»: видимую и невидимую, причем внешняя и внутренняя натуры библейского мира соотносятся между собой как «знак и символ». У человека, считал Сковорода, имеются два тела и два сердца: тленное и вечное, земное и духовное. То, что человеку, таким образом, присуща двойственная природа (земное тело и духовное), означает ещё, по Сковороде, что человек есть «внешний» и «внутренний»; последний никогда не погибает, он только лишается своего земного тела.

Проиллюстрируем романом. Вот председатель МАССОЛИТа Берлиоз и поэт Бездомный идут на Патриарших прудах, и Берлиозу вдруг кажется прозрачный гражданин престранного вида - клетчатый Коровьев-Фагот. Это посланец космического мира. А его вечный образ - темно-фиолетовый Рыцарь из финала романа; рыцарь, который больше не улыбается. Посланцы макрокосма вступают в контакт с героями романа через символический библейский мир. Ведь именно Воланд начинает рассказ об Иисусе Христе. На самом деле - о своём варианте Христа - Иешуа, подлинность которого подтверждается Пилатом, единственным, кто в романе Мастера совпадает с историческим лицом.

Учение Сковороды о человеке «внешнем» и «внутреннем» говорит об «истинных» людях - тех, в ком «внутренняя» натура преобладает над «внешней».

- Всяк есть тем, чие сердце в нём: волчее сердце есть истинный волк, хотя лице человечее, сердце боброво есть бобр, хотя вид волчий; сердце вепрово есть вепр, хотя вид бобров, - писал Сковорода. То есть, смотрите, сосед мужа Маргариты внутренне на самом деле - боров, а никакой не Николай Иванович. Что стало очевидно после взаимодействия с «проявочной» мазью от посланца макрокосма.

Сама Маргарита Николаевна всегда была ведьмой. Как её служанка Наташа - ведьмочкой. Для киевского писателя нюх на ведьм вообще обычное дело.

Непонимание этой безусловной истины и приводит режиссёров и сценаристов к пошлым выводам о системе/режиме, которые загубили романтических влюблённых. Режим ни при чём. Действуют космические силы.

На что и намекает имя и личность исполнительницы роли Маргариты - Снигирь. В прошлой колонке я писал, что она - самый сильный персонаж в данном кино. Да, ведь она - Королева, воительница.

Кстати, почему снИгирь, а не СнЕгирь, как это пишется в русском языке?

В русской поэзии есть одно знаменитое стихотворение, где начертание птицы такое же, как и фамилия актрисы. Посвящено Державиным непобедимому Суворову:

Что ты заводишь песню военну

Флейте подобно, милый снигирь?

С кем мы пойдем войной на Гиену?

Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?

Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?

Маргарита (Снигирь) выступает в кино Локшина в роли Мужчины. Она решает, кто будут главные герои романа. Именно она желает сразу расквитаться с врагами её Мастера, хватая для этого что под руку попадается. Едва не убивает Алоизия Могарыча за предательство. Она же, помним, громит квартиру критика Латунского, этой сценой открывается отчётное кино.

А Мастер (Цыганов) всегда Маргариту отговаривает от прямых действий. Он сидит и мстит за письменным столом. Причём даже в романе действует не сам, а обидчикам гения мстят космические персонажи из демонической свиты. Михаил Афанасьевич к таким уловкам не прибегал, когда громил в «Театральном романе» врагов, писатель шпарил прямо по филистеру Немировичу и социопату Станиславскому. Цыганов, понятно, по сути, это ещё один Бездомный. Только пока ещё не стал историком. Скорее всего, и не станет. Потому что ничего не хочет узнавать и не желает мыслить как взрослый.

Прекрасны в своей наглядности интервью обоих актёров. Цыганов говорит, как он переживал накануне 24 февраля, как ждал «начала страшного» на 23 число, хотел куда-то идти кого-то уговаривать опомниться, а потом лёг спать. И проснувшись утром 24 февраля, написал только: «А можно без войны?..»

Инфантил. Точнее - идиот, который думает, что всё началось в 2022 году.

Не такая Снигирь. Она, в детстве профессионально занимавшаяся шахматами, подобными глупостями в интервью не отметилась. Хотя, скорее всего, имеет те же политические взгляды, что и муж. Вообще то, что они реально муж и жена, порвавшие с предыдущими браками, добавляет краску в «Мастер и Маргарита». Не важно, о чём снимал фильм Михаил Локшин. Важно, про что фильм вышел. К слову, режиссёр - Михаил, как и Булгаков, но главное - как Берлиоз. Который, будучи председателем сообщества писателей, не написал ни одного романа. Нам во всяком случае об этом ничего неизвестно.

Даже симпатичнейший Стёпа Лиходеев, у которого служила Груня, давно просившаяся в отпуск в Воронеж, успел до прыжка в Ялту сочинить статью, о которой весьма беспокоился. А о трудах Берлиоза в романе - ни слова. Потому что внутренне он не писатель. И даже не совсем человек, как выяснится на балу у Воланда. Мы же пока выяснили, что Михаила Локшин хотел снять фильм про Михаила Булгакова (сценарист Кантор ещё поясняет, когда Цыганов без чёрной шапочки - это Булгаков в кадре, когда «в шапочке» - это Мастер). Но не вышло, Булгакова там нет.

Зато вышло про космополитичных современных и, по всей видимости, симпатичных Локшину мужчин, которые не хотят ничего понимать и бегут от любой ответственности. Занятно, что либерал-тусовка тотчас кинулась восхищаться работой Цыганова; рыбак рыбака…

А ведь восхищаться нечем. Роман написал Булгаков. Про Понтия Пилата - Мастер. А этот просто сначала припеваючи жил, ел и пил вкусно, потом вдруг с постановки сняли его пьесу, он затаился, стал писать роман, чтобы расквитаться со всеми бывшими коллегами по литературному бизнесу, потом был арестован, попал в психушку и в итоге покончил с собой. Герой для подражания, да?

Зато хорошо получилось про сильную молодую городскую женщину. Она по-прежнему - самое опасное существо в современных джунглях мегаполисов.

Кстати, именно поэтому самая неудачно сцена в кино - это когда Маргарита (Снигирь) тоже кончает с собой. С чего бы? Булгаковского Мастера ещё можно представить суицидником, но Марго говорит о подобной гадости для пущей аффектации. В романе, как мы помним, Маргарита Николаевна падает в доме мужа, хватаясь за сердце. Либо, как и Мастер, убита Азазеллой. Никаких суицидов.

И последнее - «чёрная шапочка» есть у снегирей. Но только у взрослых особей. На голове у птенцов-инфантилов «чёрной шапочки» нет: Цыганову следовало отдать шапочку Мастера своей жене Снигирь.

Автор(ы):  Виктор Ганик
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~fASsD


Люди, раскачивайте лодку!!!


0
Guest-3
Звоните Николаю Кейджу

Виктор :!:
Имя Цитировать 0
0
Guest
Виктор Ганик, извините, но киновед из Вас никакой. Как писал дедушка Крылов:

"Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней".
Имя Цитировать 0
0
Ганик
Прощаю
Имя Цитировать 0
0
Трёшник
Да уж, какими способами умеют сову на глобус натягивать, мы не раз видели. Но Снигиря на Сковороду…
Имя Цитировать 0
0
Guest
в джунглях нет зверя страшней
чем стареющий еврей
Имя Цитировать 0
0
Guest
Лихой!!!
Имя Цитировать 0