Почему в России невозможно патриотическое «Эхо Москвы»

Почему в России невозможно патриотическое «Эхо Москвы»
11 Февраля 2023

Оргвыводы золотого пера Русской весны Дмитрия Ольшанского.

Много лет меня интересовал простой, но сложный вопрос: почему в России нельзя сделать политическое медиа - и неважно, телеканал, радио, сайт-газету, журнал, да что угодно, - которое работало бы примерно так, как «Эхо Москвы», «Дождь», «Новая газета» или «Медуза», но - с противоположными взглядами.

Есть же яркие люди с такими взглядами? Есть.

А деньги могут быть на такое? Конечно.

А зрители-слушатели-читатели? Миллион!

И тем не менее создать его невозможно. Почему?

Могут сказать: ну а как же... и назвать любое из заметных окологосударственных СМИ.

Нет, окологосСМИ - другое явление. У них мощный охват, но охватывают они неизвестно кого, работают со всеми сразу, то есть ни с кем в отдельности, - и потому не могут создать самое главное, то, чем и славны «Медузы» с «Дождями».

Социальную общность.

Тот эффект, когда сто человек, работая в эфире, создают у миллиона аудитории ощущение, что мы все вместе, мы все заодно, мы клуб единомышленников и почти что родственников, и мы - смелые, свободные, хорошие, в общем, мы лучшие.

Речь идет про ощущение элитарности, проданное многим, и не только проданное, но и устроенное как сеть.

На другой стороне нечто подобное представить нельзя.

Дело в том, что либеральное сообщество, работающее как колониальный филиал западного мира, - и, значит, сам западный мир, - в качестве рамки своего существования имеет ценности.

На практике ситуация значит, что если ты пылко веришь (или хотя бы тщательно имитируешь веру) в нужные скрепы - раньше «Запад», свобода», «демократия», но теперь, например, «меньшинства», «Украина», «гендер», и всегда «прогресс», - то не имеет никакого значения, что ты думаешь про конкретного Байдена, Сунака, Макрона, Шольца, и даже Навального и Зеленского, которым ты, конечно, обязан отдать должное за мужество в трудных условиях, но и они, и их политические команды - неважны вообще.

Помните, был такой Саакашвили? И где он теперь?

То есть роль личности у них там мизерная, личности надуваются и лопаются, их можно атаковать, разоблачать - и тем самым привлекать аудиторию, держать марку профессии, да и просто поддерживать боевой настрой.

В России, напротив, ценности имеют мизерное значение (пусть вес их слегка вырос после 24.02.2022, дня начала специальной военной операции).

Зато личные отношения здесь - грандиозная, величайшая основа всего происходящего. Все в России держится именно на личных отношениях.

Классический пример - президентская кампания Ксении Собчак в 2018 году. Каким образом в рамках уже тогда кровавого режима официальным кандидатом на выборах стал человек, спокойно отрицающий принадлежность Крыма России? Ведь уже тогда за «Крым не наш» могли посадить.

Мы знаем, каким образом.

Личные отношения. Кому попало - да, нельзя, а кому надо - можно и, более того, даже нужно по определенным соображениям. И так тут устроено все.

Ровно поэтому и невозможны тут патриотические «Эхи» и «Дожди».

Вы не можете широко и свободно вещать, исходя из идеи, что «слава России» и «Крым-Донбасс наш», а остальное, мол, как захотим. Захотим - и объявим в эфире доказательства миллиардных хищений Петрова или Сидорова, заклеймим его предателем родины, который не дал нам вернуть Одессу.

Нет. Потому что Петров или Сидоров тут же позвонит куда надо - и здесь все и закончится, так как абсолютно безразлично, какие вы там у себя патриоты, зато очень важно, кто дружит с Сидоровым.

Больше того, весь конфликт России и Запада, который в пропаганде подается как цивилизационный (и, действительно, может им оказаться, если верить в работу истории поверх частных стремлений), - в реальности, то есть с точки зрения принимающих решения, связан с тем, что Запад грубо и нагло пренебрег личными отношениями.

Не захотели зайти со всем уважением и сказать: товарищи дорогие, так и так, вы уж не сердитесь на ихнюю революцию, давайте мы вам зато газопроводик наладим, на шельфе с разработками поможем, договор о вечной дружбе подпишем? Сядем, посидим как люди, закусим, кстати, в Ницце отличный дворец продает один человечек из Кувейта...

Они не захотели, но мы хотим, чтобы было так. И живем именно так.

Какая уж тут политическая журналистика.

***

Какой-то неравнодушный мальчик по фамилии Романенко долго терзался, что он работает в «Комсомольской правде» и, таким образом, поддерживает Россию, тогда как ему очень хотелось орать во всю глотку «славаукраинегероямслава!!!», - и, наконец, нашел выход, тайком разместив на сайте КП украинскую пропаганду и получив свои пять минут славы.

Возникает очень банальный, но неизбежный вопрос: почему мальчик Романенко из «Комсомольской правды» ведет себя именно так, в то время как другой, точно такой же мальчик Романенко, работающий в каком-нибудь украинском «Униане» или что там сейчас есть, неистово болеет за ридну неньку, и даже если на всякий случай вовремя уехал от призыва в Торонто, то все равно стал не меньшим, а большим украинским патриотом?

Иными словами, почему на Украине все молодые-активные - украинские патриоты, а в России молодые-активные - ну, не все, но многие, - тоже украинские патриоты?

Этническая версия - Романенко, мол, а не Романов, вот и результат, - не годится. Есть две враждующие страны, у них есть полпреды в ООН, один полпред Кислица, другой полпред Небензя, какую страну кто из них представляет, угадайте (смотрите, не перепутайте, ведь речь идет про ужасно разные страны и ужасно разные народы).

Либеральная версия: да просто Украина прекрасная, она невинная жертва, источник света, а Россия - гитлергитлергитлер, вот все хорошие мальчики и сочувствуют стороне добра!

Либеральная демагогия, однако, вчистую разбивается тем, что когда Украина снаряжала карательные экспедиции для подавления сепаратистов, жгла заживо, била, унижала, ставила на колени и распихивала по тюрьмам несогласных, - ровно те же самые мальчики и девочки симпатизировали ей точно так же, просто чуть менее жарко, поскольку то были локальные столкновения, но, что очень важно, когда в роли гонимых властями или в роли романтических бунтовщиков были русские, - ситуация вообще ничего не меняла.

Украина была привлекательна и как жертва, и как палач.

Бюрократическая версия состоит в том, что молодых и активных мало учат патриотизму, поэтому мы затребуем из бюджета триллион, 90% украдем сквозь путаницу подрядчиков и подставных фирм, а на оставшееся - развешаем по городам билборды с надписью «Российская Федерация - единая, многонациональная, твоя!» и организуем чтение стихов Александра Пушкина по ЖЭКам и домам культуры.

Правильный же ответ состоит в том, что если государство хочет, чтобы на его стороне были не только пенсионеры, прапорщики, работники ЖКХ (особенно не знающие русский и плохо понимающие, где находятся), собственные чиновники (только до того момента, пока триллион не будет распилен) и просто очень бедные, плохо осведомленные и крайне ограниченные в своих возможностях людях, но и - молодые, активные, образованные, и даже необразованные, но все равно такие, что им хоть что-то в жизни нужно кроме корыта с баландой, - словом, если мы хотим не отрицательного отбора на своей стороне, а чего-то более перспективного, патриотическое чувство должно связываться в сознании людей с эффектом свежести, лихости, модности, свободы, причастности к чему-то этакому.

Все дело в эффекте причастности, который повышает человеку самооценку.

Мальчик, работающий на Россию, чувствует, что он причастен к чему-то затхлому, что нужно поддерживать за бюджет по отчету.

Мальчик, работающий на Украину, чувствует, что он причастен к чему-то такому, что оооо, мы лучшие, мы великие, мы все можем, перемога, перемога, перемога.

Почему в России нельзя создать тот же эффект?

Потому что как бы чего не вышло. Потому что через пять минут позвонят и скажут немедленно прекратить. Потому что нам инициативников не надо.

Потому что как в фильме «Гостья из будущего» говорит прохожий, случайно увидевший, что космические пираты уносят мальчика, а пират Крыс строго смотрит на него, ненужного свидетеля:

«Главное ни во что не вмешиваться, я вас правильно понял?»

«Главное ни во что не вмешиваться» - девиз Российской Федерации.

А кто хочет во что-нибудь вмешиваться, тот идет на сторону Украины.

Автор(ы):  Дмитрий Ольшанский
Короткая ссылка на новость: https://4pera.com/~BSoF5


Люди, раскачивайте лодку!!!