Каминг-аут Доминика Каммингса. Бывший главный советник разоблачил британского премьера Джонсона

Каминг-аут Доминика Каммингса. Бывший главный советник разоблачил британского премьера Джонсона
29 Мая 2021

В Великобритании разгорелся скандал вокруг выступления на заседании двух комитетов Палаты Общин (по науке и здравоохранению) бывшего главного советника премьер-министра Бориса Джонсона Доминика Каммингса, который ушел в отставку в январе 2021 года. В течение семи часов он раскрывал подноготную деятельности правительства с начала пандемии и до введения второго локдауна минувшей осенью. Признания Каммингса демонстрируют неприглядную и даже шокирующую картину внутренней кухни Даунинг-стрит, 10, и Уайтхолла.

Конечно, все мы, включая британских избирателей, догадывались, что политики - отнюдь не ангелы с крылышками. Но ведь и не дьяволы с рогами и копытами. А просто - люди со всеми присущими людям недостатками. И от того, что Ницше обозначал как «человеческое, слишком человеческое», не дано избавиться никому. Но то слишком человеческое, о котором поведал почтенной комиссии и, следовательно, всему миру Доминик Каммингс, наверное, удивило бы даже самого Ницше.

Скандал, реальные последствия которой пока что не ясны, имеет особо пикантный привкус по той причине, что Каммингс и Джонсон были в особо близких отношениях со времени подготовки и проведения референдума по Brexit`у. Я имею в виду не близость по понятиям ЛГБТ-сообщества, а близость в исключительно политическом смысле. И Джонсон, и Каммингс были и остаются чемпионами (как выражаются англичане) или фанатами (как выражаемся мы, русские) Brexit`а. Оба в 2016 году вложились в кампанию за выход Британии из Евросоюза, что называется, по полной. Не деньгами, а энергетикой, страстью, неутомимой пропагандой (Джонсон прежде всего) и - самое главное - мозгами и уникальным технологическим креативом (Каммингс лично).

Доминик вопреки прогнозам британских полстеров ухитрился обеспечить победу брекзитерам за счет того, что сумел выйти на обойденный вниманием сегмент электората. А именно - на низший средний и рабочий класс в Англии, составляющий белое большинство и считающий, что все беды когда-то доброй, старой Англии - от мигрантов и вообще враждебной Европы. Но поскольку власти ничего поделать не могут или не хотят, то и реакция простых людей простая и понятная - абсентеизм. Ходи на выборы или не ходи - ничего не изменится, Англия уже никогда не будет прежней - свободной, независимой, процветающей и владычицей морей.

Каммингс сумел достучаться до погрязших в безнадеге людей и убедить в том, что в конце туннеля есть свет. Что от их голосов зависит, выйдет ли Британии из унизительной зависимости от Брюсселя или так и останется вассальным государством на необозримое количество лет. Если - не навсегда. Передовая методика работы в социальных сетях, использованная Каммингсом, дала результат. В совокупности с пропагандистской кампанией Джонсона и, конечно же, самого фанатичного брекзитера Найджела Фараджа (основателя партии UKIP) новая технология принесла плоды. Сторонники Brexit`а победили, и с тех пор началось сотрудничество Доминика с Борисом.

Его кульминацией стала победа Бориса Джонсона и партии тори на внеочередных парламентских выборах в декабре 2019 года. И не просто победа, а полный разгром лейбористской оппозиции, которая, имея ситуативное большинство в прошлом парламенте, согласилась на досрочные выборы. Наивно полагая, что тори под руководством Бориса Джонсона, который клялся умереть, но провести Brexit до 31 октября 2019 года, а слово не сдержал, обречены. Но благодаря стратегии Каммингса Джонсон взял большинство в 80 голосов, обеспечив себе и тори гарантированное однопартийное правительство.

Именно поэтому Доминик Каммингс был вознагражден Борисом постом главного советника премьер-министра, на который тот и заступил в январе 2020 года. И надо же такому случиться - грянула пандемия коронавируса, а вместе с ней и проблемы в отношениях двух бывших неразлейвода (в строго политическом смысле) приятелей. Снаружи их разногласия были не слишком заметны. Но вал недоумений, недоразумений, раздражений и прочих дискомфортных моментов нарастал из месяца в месяц. И в конце концов в ноябре 2020 года после увольнения с поста руководителя канцелярии премьера своего ставленника Каммингс объявил об отставке в январе. В которую и ушел.

Поначалу молчал, следуя неписанному правилу всех, кто занимал высокие посты, не делится с публикой тайнами мадридского двора. Но все же не выдержал и 26 мая совершил, что называется, coming out. Отчасти его поступок был вынужденным, поскольку парламентская объединенная комиссия начала расследование деятельности правительства по преодолению пандемии коронавируса. Но то, что сообщил Каммингс, и то, как сообщил, недвусмысленно показывает, что у человека накипело. Что он считает Джонсона своего рода предателем, который, выражаясь словами знаменитой русской народной песни, «нас на бабу променял». И более того, что он считает Джонсона абсолютно неподходящим человеком для роли премьер-министра, а всю администрацию премьера и правительство - каким-то постыдным балаганом, несущим коллективную ответственности за гибель десятков и даже сотен тысяч британцев от коронавируса.

Вот перечень основных инвектив, которыми Каммингс поделился с комиссией во время семичасового заседания (чуть не написал - допроса).

Ответ правительств на пандемию был неадекватным. В результате умерли десятки тысяч тех, кто мог бы остаться жить;

Министр здравоохранения Мэтт Хэнкок заверял премьер-министра и его штаб, что престарелые пациенты госпиталей были возвращены в дома престарелых протестированными, хотя на самом деле - нет;

Борис Джонсон изначально считал Covid-19 страшилкой, не опасной для жизни, - чем-то вроде свиного гриппа;

Сам Каммингс в апреле 2020 года нарушил локдаун и уехал к родителям в Дархэм вместе с женой и сыном потому, что его семья получала угрозы физической расправы от анонимов;

Экс-советник признался, что должен был уйти в отставку в сентябре 2020-го из-за несогласия с антиковидной политикой правительства и что он рассматривал возможность проведения пресс-конференции, на которой намерен был предупредить о новых десятках тысяч смертей;

Каммингс заявил, что министр здравоохранения подлежал увольнению по различным поводам минимум 15-20 раз. А секретарь кабинета уведомил премьер-министра, что британская система правления несовместима с министром, который регулярно врет на совещаниях;

В начале 2020 года премьер-министр хотел предложить главному санитарному врачу Англии Крису Уитти (Chris Whitty) в прямом эфире на ВВС заразить его коронавирусом для доказательства его не опасности;

На момент 13 марта правительство было абсолютно деморализовано (absolutely fucked) и не имело никакого реального плана действий; 

Премьер-министр предпочел хаос в правительстве вместо того чтобы наделить специальными полномочиями главного советника, мотивируя свое решение тем, что члены правительства будут нуждаться в своем премьере больше;

Каммингс считал, что правительство нуждается в диктаторе, чтобы бороться с пандемией.

К скорбному списку обвинений правительства, премьер-министра и собственного оправдания за нарушение правил локдауна Каммингс добавил совсем пикантные детали. Прежде всего - о той бабе, на которую Борис Джонсон променял Каммингса и его небольшую команду. Речь, естественно, о невесте Бориса Джонсона Кэрри Саймондс. Действительно, Кэрри сделала все, чтобы набор людей, которых Каммингс привел вместе с собой, когда стал главным советником премьера, был вытеснен и заменен ее собственными людьми. Впрочем, фактор Кэрри в отставке Каммингса был значимым, но не решающим.

Главное же, что побудило Каммингса покинуть свой пост, - разочарование в политике, в британской системе выборов и подборе кадров для управления страной. Двухпартийная система, которая предлагала избирателю выбор между Борисом Джонсоном и Джереми Корбином, при том, что оба абсолютно не годятся для роли премьер-министра, отсекает массу одаренных людей. При всех своих талантах они игнорируются и просто отсекаются системой, а на руководящие посты приходят некомпетентные мейнстримные политики - и получается по поговорке: «Львами управляют ослы».

Для вящей убедительности и в доказательство абсолютной искренности Каммингс даже заявил комиссии, что сам факт его собственного назначения на один из важнейших постов в государстве - доказательство порочности системы. На его месте могли бы и должны бы быть более подходящие, более талантливые люди, и то, что должность главного советника пришлось занять ему, недостойному, - приговор и системе, и Борису Джонсону лично.

Реакция на разоблачения Каммингса вышла разнообразная. Но мнение широкой публики сложилось скорее в пользу Каммингса. Как показал опрос YouGov, 32% из 5 тыс. опрошенных считают критические оценки Каммингса корректными, а 26% с его выводами не согласны. 

Что касается политического истеблишмента, то расклад там понятен. У тори траур и массированный накат на Каммингса с целью дезавуировать его разоблачения и свести их к личной мести. В лагере лейбористов - праздник: разоблачения Каммингса могут стать для оппозиции началом восхождения со дна. А фраза, которую Каммингс приписывает Джонсону, о том, что Борис якобы предпочел горы трупов введению второго локдауна, если она так или иначе подтвердится, вообще может стоить нынешнему премьеру не только поста, но и политической карьеры.

Наконец, можно представить, с какой радостью воспринята исповедь Каммингса в рядах шотландских националистов. Более сильного аргумента в пользу независимости Шотландии и права на референдум о выходе из Соединенного Королевства трудно было придумать. И вот - подарок от Доминика. Как им воспользуется Никола Стёрджен, только что выигравшая выборы в шотландский парламент, поживем, как говорится, увидим. Но то, что каминг-аут экс-советника Джонсона не останется без серьезных последствий, - медицинский факт. В политическом, разумеется, смысле.

Автор(ы):  Леонид Поляков, Высшая школа экономики
Короткая ссылка на новость: https://4pera.com/~h1SnO


Люди, раскачивайте лодку!!!