В черногорском антицерковном законе отыскался американский след

В черногорском антицерковном законе отыскался американский след
26 Февраля 2020

Если и были какие-то сомнения в причастности Соединенных Штатов к принятию скандального закона о свободе вероисповедания в Черногории, то они отпали с выходом заявления специального представителя Госдепа США по Западным Балканам Мэтью Палмера. «Закон о свободе вероисповедания принят в соответствии с обязательствами Черногории как кандидата на вступление в Евросоюз», - заявил Палмер в интервью «Голосу Америки».

Ни сам президент Черногории Мило Джуканович, ни кто-либо из его окружения до сих пор не осмеливались так обманывать общественность, как сделал спецпредставитель Госдепа, который представил закон как обязательство перед ЕС. К тому же Мэтью Палмер не упустил возможности припомнить тезисы, которые транслируют прорежимные СМИ и круги, близкие к Джукановичу: «общественность плохо проинформирована о законе» и «выявлено множество случаев намеренной дезинформации и фальсификаций, вброшенных с целью усугубить напряженную обстановку». Высокопоставленный американский дипломат, правда, даже не привел конкретных примеров, зато попытался прикрыться общим заявлением о том, что воображаемые вбросы - «намеренная провокация Москвы», которая задалась целью «вызвать столкновения на национальной почве».

Палмер оскорбил верующих и митрополита Амфилохия

В 1992 году посол США в Югославии Уоррен Циммерман убедил лидера боснийских мусульман Алию Изетбеговича отозвать свою подпись под планом Кутилейро, что в итоге привело к гражданской войне в Боснии и Герцеговине. В ходе войны США в составе НАТО накануне «Бури» (операции по изгнанию сербов из Сербской Краины, современной территории Хорватии и Боснии, в 1995 году) устроили нападение на Книнскую Краину и позднее на Республику Сербскую. В 1999-м США в нарушение Женевской конвенции бомбардировали Сербию и Черногорию, цинично заявив, что хотят видеть на Балканах «мир, стабильность, гармонию и сотрудничество», а Россия, наоборот, «ежедневно работает над углублением и расширением раскола». Теперь циничный Палмер в довесок смеет заявлять о том, что «встреча митрополита Амфилохия с премьером Душко Марковичем на День влюбленных - добрый знак». Беспрецедентная наглость.

Впервые о законе о свободе вероисповедания общественность Черногории услышала в 2015-м. Ожидая негативной реакции, Мило Джуканович положил документ под сукно. В начале прошлой осени казалось, что он вряд ли окажется на повестке дня раньше, чем состоятся парламентские выборы-2020. Но в середине ноября 2019-го Черногорию внезапно посетил посол США по вопросам международной религиозной свободы Сэм Браунбек. После его визита спорный закон быстро вынесли на повестку обсуждений черногорского парламента, который в итоге принял его глубокой ночью, после того как полиция вывела из зала заседаний оппозиционных депутатов.

Скоординированная акция

Палмер и Браунбек являются проводниками единого политического курса. Их действия, без сомнений, согласовываются и координируются из одного и того же центра. После явной поддержки, которую Палмер продемонстрировал по отношению к скандальному закону, вместе с тем унизив верующих и митрополита Амфилохия, стало ясно, что визит Браунбека не был случайным и протокольным. К тому же представители целого ряда негосударственных организаций, финансируемых со стороны западных правительств, фондов и структур НАТО, в последние недели регулярно пугали общественность ничем не обоснованным утверждением, что крестные ходы перерастут в вооруженные демонстрации, и заявляли, что «заказчиками и вдохновителями хаоса выступают Россия и Сербия». Заявление Мэтью Палмера, которое содержит в себе и тезис о вероятности уличного насилия, вполне коррелирует с деятельностью вышеупомянутых некоммерческих структур и наводит на мысли, что речь идет об акции, скоординированной из единого центра.

Цензура сербских СМИ и соцсетей

Точно так же, как российские телеканалы и интернет-ресурсы годами блокируются на Украине, Подгорица начала создавать препятствия для трансляции сербских телепередач на территории Черногории. Есть утверждения, что вскоре цензура распространится на печатные СМИ, интернет-порталы и выступления артистов. Так, троих из четверых участников популярной сербской рэп-группы «Београдски синдикат» 22 февраля не пустили в Черногорию, сорвав таким образом их концерт в Подгорице, заявленный к проведению перед храмом Воскресения Христова. Навевающие размышления о тоталитаризме действия черногорских властей по отношению к сербским СМИ и артистам Мэтью Палмер, к слову, попытался оправдать так: «Мы очень обеспокоены тем, что русские используют сербские источники в качестве посредников для распространения дезинформации».

Под удар все чаще попадают интернет-пользователи. В управлении полиции Черногории 22 февраля сообщили, что «добросовестные граждане регулярно уведомляют об антигосударственных публикациях в социальных сетях». Из-за таких постов полиция взяла на карандаш многих граждан. Некоторым уже выписаны штрафы от 500 евро, что превышает среднюю зарплату в стране.

Раскол в рядах армии

В кампанию против крестных ходов включился начальник Генерального штаба Армии Черногории генерал Драгутин Дакич. 20 февраля он прямо запретил подчиненным участвовать в крестных ходах, мотивировав свою позицию тем, что они только «ослабляют и сатанизируют Черногорию и черногорцев», к тому же там «вывешивают флаги других государств». Помимо прямой угрозы военнослужащим генерал Драгутин Дакич косвенно попытался запугать рядовых граждан, заявив, что он без всяких колебаний даст приказ о защите режима Мило Джукановича всеми доступными ему способами.

Между тем с ответом на заявление Дакича не замедлил председатель профсоюза Армии Черногории Здравко Касалица, который написал у себя в Facebook: «Увидимся в воскресенье (во время крестного хода), дай Бог». Касалица моментально стал героем соцсетей и оппозиционных порталов, а его выпад стал дополнительным доказательством того, что симпатии многих военнослужащих и полицейских на стороне участников крестных ходов.

Граждане Черногории отреагировали на прямые угрозы со стороны силовиков и генштаба, а также на заявления Мэтью Палмера более массовым присутствием на протестах, чем раньше. На улицы Подгорицы вечером 23 февраля вышла буквально половина жителей - 60 тыс. человек. В других городах страны в митингах приняли участие 150 тыс. человек. И для сравнения: сторонники скандального закона смогли собрать в зале гостиницы «Подгорица Хилтон» не более 300 человек со всей Черногории.

Протесты в Черногории: консервативная революция на марше

Автор(ы):  Игорь Дамьянович, Balkanist.ru
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~LxeuR


Люди, раскачивайте лодку!!!