Железные дровосеки

Железные дровосеки
2 Июля 2014

Опять в Северном лесу возникла «горячая точка»: противостояние местных жителей и охранников участка с деревьями, приговоренными к вырубке. Удивительное дело: отцы Воронежа и области твердо обещают (особенно перед выборами) сохранить парки, скверы и пригородные леса, но в жизни происходит все наоборот, и регулярно в лесах и парках возникают дровосеки.

В Европе за незаконную вырубку дельцам грозит разорение и небо в крупную клеточку, а в России лишь после бурных протестов населения им выписывают смешные штрафы, зачастую так и не неоплаченные. На защиту парков и лесов встают жители, но ничего не могут поделать с дельцами и «дружественными» им чиновниками, которые ради дикой прибыли от раздувшихся цен на жилье игнорируют не только законы, но и мэров с губернаторами, не говоря уж о прокурорах.

Промежуточный итог опустошительного «бизнеса» подвели в 2014 году Центр экологической политики и Общественный экологический совет: при установленной норме в 16 кв. м зеленых насаждений на одного жителя в Воронеже приходится 7 кв. м, и ситуация все ухудшается. Экологи предложили приостановить выдачу разрешений на вырубку зеленых насаждений в Воронеже. Власти города и области - двумя руками за, да только дровосеки в гробу их видали.

Вот хроники только 2014 года.

Январь прошел в панихиде по парку «Оптимист» в Советском районе: «Воронежэнерго» добыло разрешение от мэрии на вырубку 1438 сосен. Парк посадили студенты воронежских вузов в 1946 году, и при социализме он жил спокойно, а с 90-х подвергался непрерывным атакам. В 2012-м к ним подключились энергетики, уже вырубившие тысячу деревьев в «Нагорной дубраве» в СХИ, и там только протесты жителей района остановили вырубку. А в «Оптимисте» энергетики победили народ, несмотря на обещания областных властей присвоить парку статус особо охраняемой территории.

Тогда же экологи забили тревогу из-за массовой вырубки деревьев на окраинах города, а в Северном лесу на улице Антонова-Овсеенко дровосеки вырубили 143 сосны. Ущерб природе - 1,7 млн рублей. Полиция, конечно, возбудилась, но вскоре там же вырубили еще 512 деревьев. В гробу они полицию видели - у них «все схвачено!»

Следом Советская райпрокуратура возбудила уголовное дело по статье «Незаконная рубка лесных насаждений в особо крупном размере»: на улице Железнодорожная вырубили 162 липы, 137 берез, 20 осин и 43 акации - с ущербом в 3,5 млн рублей. Результат - как всегда. Зато в январе же мэрия объявила, что потратит 1,9 млн рублей по программе «Охрана окружающей среды» на 2014-2020 годы: на «сохранение зеленого фонда города», «повышение уровня экологического просвещения» и т.п. Но «освоение средств» - одно, а «сохранение» - совсем другое.

В конце января хозяин участка на Антонова-Овсеенко незаконно вырубил 1155 сосен, создав пустырь в живом парке с ущербом под 8 млн рублей. Инициативной группе «Северный лес» сам мэр тогда жестко обещал: «Данная земля - рекреационного назначения, строительные работы на ней запрещены законом!» и что виновные понесут кару за содеянное. Но никто ничего не понес. Частник не отрицал, что вырубил деревья, но заявил мэру: не ваше, мол, дело, я сам решу, что делать на своей земле! Районная прокуратура и полиция отказали мэрии в возбуждении уголовного дела. А губернатор пообещал мэру оказать необходимую поддержку и исключить подобные ситуации. В феврале уголовное дело за незаконную вырубку в особо крупном размере таки возбудили по ч. 3 ст. 260 УК РФ - до шести лет лишения свободы. И… ничего: вырубки продолжались!

На пресс-конференции 18 февраля члены Общественного экологического совета Анна Воронина и Алексей Воронков заявили: в Воронеже катастрофически не хватает зеленых насаждений, а контроль местных властей за их сохранением отсутствует (о том, что чиновники «соучаствуют» в бизнесе дровосеков, никто вслух не говорит), и надо вводить мораторий на вырубки.

Интернет откликнулся так: «Все равно будут массовые заболевания деревьев или пожары (как в 2010 году) и вырубки. Белки, птицы и сосны с березами сдохнут, а виновных, как всегда, не найдут. Что-то надо менять кардинально, но при нынешней власти - невозможно».

Во Всемирный день защиты лесов 21 марта Агентство по инновациям и развитию провело круглый стол «Сохраним и преумножим зеленый фонд Воронежа и области», на котором власти, экологи и «общественность» решили, что надо не только сажать деревья, но и ухаживать за ними. Правительство РФ решило провести день Всероссийской высадки деревьев - 26 апреля; цель - «формирование у населения «экологического мировоззрения». Судя по акциям протеста против вырубок, у населения оно уже сформировано; дело за бизнесменами и чиновниками. А мэрия сообщила, что в городе практически нет мест для высадки зеленых насаждений из-за активной застройки его коммерческой недвижимостью. И не сгорела со стыда.

Весной вырубку деревьев возле дачного кооператива «Тихий Дон-3» на улице Берег реки Дон остановили жители. Там ООО «Алиарт» получило территорию в Гремяческом и Новоусманском лесничествах в аренду на 49 лет. Жители годами писали во все инстанции об уничтожении леса вдоль Дона, ООО получало предписания и штрафы, но вырубка продолжалась. Спилено более 500 деревьев - якобы благоустраивали территорию для парковой зоны. В результате пойма Дона может превратиться в болото.

В апреле народный сход жителей Шилово и Малышево, где живет мэр Воронежа Александр Гусев, обратился к губернатору и самому мэру с просьбой помешать «распилу» 80 га земли и угрозе уничтожения 30-40-летних берез и сосен вдоль пойменных озер в Малышево и до границ Новоусманского и Гремяческого лесничеств. Земли там сначала оказались в аренде, а теперь активно продаются под жилую застройку. Но в прокуратуре, мэрии и правительстве области никаких нарушений не увидели. Активисты инициативных групп «Защита Малышевского леса» и «Защита нашей природы» звали на сход чиновников, чтоб узнать, кто и почему вывел в частную собственность участки Гослесфонда, но те сход проигнорировали.

В июне новый скандал: в Дубовке строят элитные коттеджи, вырубая сосновый лес. Без согласования с лесничеством сформированы восемь участков под индивидуальное строительство, и на двух уже возведены дома. Хотя на генплане Воронежа территория относится к землям Гослесфонда.

И вот еще один «нарушитель конвенции»: совсем недавно возле дома 31а на Антонова-Овсеенко участок леса обнесли забором, подготовив его к употреблению (документы на перевод участка из рекреационной зоны в зону многоэтажного строительства уже поданы). Возмущенных жителей встретили охранники, и дело чуть не дошло до столкновения; только приезд полиции слегка остудил накаленную атмосферу. А дискуссии в такой ситуации уже привычны: вы не дергайтесь, здесь - наша земля! Не хотите добром - сосны ваши сами повалятся от неизвестной болезни; еще и пришибить могут мамаш с колясками. А то, глядишь, и сгорят.

Такое и вправду не раз происходило: на конфликтных участках деревья вдруг начинали массово болеть и падать, и вспыхивали пожары, но ни разу правоохранители не смогли обнаружить источники эпидемий или огня. Только жители на митингах восклицали: да что ж за бандитский такой капитализм!?

Все письма и обращения жителей бульвара Победы, улиц Миронова, Мордасовой, Владимира Невского и Антонова-Овсеенко (4,5 тыс. подписей) к отцам города и области, прокуратуре, администрации президента РФ и прочим инстанциям идут под хвост простенькой схеме: участки леса после кабинетных манипуляций плавно перетекают из аренды в частную собственность и переводятся из общественных категорий в зону жилой застройки. Всем все понятно - и населению, и властям, нет большого секрета в расценках на разрешения, но вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения конвейер продолжает работать, и бабло в личных карманах побеждает воронежские парки и леса.

Автор(ы):  Александр Ягодкин
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~7ZGJK


Люди, раскачивайте лодку!!!