Забытый город

Забытый город
21 Ноября 2013

В Facebook завязалось две острые дискуссии. Первая - о космополитизме властей Воронежа, организующих фестиваль народов, которые живут на территории города, - без участия русского большинства. Вторая - об отсутствии в «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» (а она внесена президенту), даже упоминания о 212-дневном сражении за Воронеж, Город воинской славы. Как представляется, региональные и местные власти должны приложить все усилия, чтобы в концепции была подтверждена не меньшая значимость Воронежа в годы войны, чем Севастополя и Сталинграда.

Организаторами III ежегодного воронежского фестиваля спорта среди народов, как говорится на официальном сайте администрации города, выступили управление физической культуры и спорта и управление общественных и внешних связей. Одной из его целей называется «воспитание толератности», как будто мероприятие проводит не мэрия, а какое-нибудь Молодежное правозащитное движение, продвигающее в массы западные общечеловеческие ценности, мультикультурализм и гей-культуру. И наконец, самое главное - в сообщении властей говорится, что к участию в соревнованиях, которые пройдут на базе спорткомплекса «Энергия», «допускаются сборные команды национальных общин Воронежа». Интернет-пользователи предположили, что, поскольку русских национальных общин на территории города вроде бы нет, фестиваль преследует своей целью отнюдь не «укрепление дружбы народов», а напротив, их размежевание по национальному признаку. Ведь чиновники открыто декларируют отсечение русского большинства от соревнований.

Председатель правления фонда Region PR Геннадий Шаталов припомнил, что обычно на подобные тусовки заявляются местные казаки. А оппозиционер Роман Хабаров констатировал, что мероприятие является традиционно-номенклатурным: «Оно проводится по команде сверху исключительно в добровольно-принудительном порядке - для отчетов наверх о работе в направлении нормализации межнациональных отношений». Очевидно, что организация таких фестивалей не идет в зачет новому мэру Александру Гусеву.

Что касается спора о битве за Воронеж в годы Великой Отечественной войны, то его участники разделились не тех, по мнению которых город был бездарно сдан за два дня (точка зрения меньшинства, в том числе того же Хабарова), и тех, кто считает, что сражение за Воронеж недооценено в советской историографии в силу политических причин, а на самом деле его значение во Второй мировой не уступает Сталинградскому. А теперь устаревшие оценки вписываются в концепцию единого учебника истории.

Вот типичный условно либеральный взгляд от Романа Хабарова: «Разрушение Воронежа (в годы войны. - ред.) - следствие преступной антинародной политики Иосифа Сталина, агрессии в отношении СССР гитлеровской Германии. И в той, и в другой стране правили тоталитарные, антидемократические, антинародные и антилиберальные режимы».

«Воронеж был совершенно бездарно сдан, - утверждал один из союзников Хабарова. - Войска убежали на левый берег, а мосты подорвали, невзирая на то, что на правом оставались войска. Генерал Лизюков бросил танковый корпус повзводно, на минные поля и в низину. В общем, нечего особо тут изучать. Одно расстройство. Жаль ребят, которые гибли тут, в Северном, летом 42-го. Они не знали, что главнюки так быстро драпанут».

А вот точка зрения большинства, которую выразил, в частности, известный воронежский краевед Владимир Елецких: «Город не был взят в понимании военных. Часть города. Центр Воронежа немцы удерживали изо всех сил по приказу Гитлера. 11 сентября 1942 года Гитлер приказал: «Не уходить из Воронежа добровольно! Создание заградительной позиции одобрено». Все парки были превращены в кладбища немецких вояк. Кстати, и наших за Воронеж, особенно на Чижовке, тоже полегло не счесть. Сдали Воронеж не бездарно, а отошли на левый берег. И не сдали Отроженские железнодорожные мосты. А дрались за Воронеж сильно. Солдат полегло десятки тысяч. И та же роща Сердце, которая неоднократно переходила из рук в руки. И областная больница... Но силенок маловато было! Ведь сколько пленили под Харьковым! Но оттянули силы от Сталинграда! И нечего причитать о том, что немцы побывали в городе. Сдали и Харьков, и Киев, и Смоленск! Дальше перечислять не буду. Очень уж большой список окажется. Не стоит принижать битву за Воронеж и то противостояние несколько месяцев, когда тысячи немцев, венгров, итальянцев, румын и т.д. нашли могилу в сражении под Воронежем и в самом городе».

О том, что значение битвы за город было действительно огромно, свидетельствует популярная интернет-энциклопедия «Википедия». До 25 января 1943 года советские войска обороняли Воронеж, выполняя важную задачу. Они прикрывали Москву с юга и сковывали силы венгерских дивизий. В ходе наступательной операции «Малый Сатурн», а затем Острогожско-Россошанской и Воронежско-Касторненской наступательных операций силами Воронежского фронта были разгромлены 2-я немецкая, 3-я румынская, 8-я итальянская армии, а 2-я венгерская армии была почти полностью уничтожена. В результате потери немецких войск составили 320 тыс. солдат и офицеров. Под Воронежем были разгромлены 26 немецких дивизий, а количество пленных было даже больше, чем под Сталинградом. 

Авторитетный исследователь сражения за город ректор Воронежского педуниверситета и доктор исторических наук Сергей Филоненко неоднократно сравнивал его с обороной Севастополя. «Начиная с 28 июня 1942 года, Воронеж непрерывно подвергался бомбардировкам с воздуха, - говорит Сергей Иванович. - В тот день силами группировки «Вайхс», входившей в группу армий «Б», и соединениями союзников-сателлитов Германии (в частности, 2-й венгерской армией) началось немецкое наступление на Воронеж. 3 июня немцы появляются вблизи Воронежа, и начинают бои на подступах. Западная часть Воронежа была взята немцами в тяжелых боях. На город наступало пять танковых и три моторизованные немецкие дивизии, а также десять венгерских дивизий. За то, что фон Бок не выполнил директив Гитлера и застрял в Воронеже больше, чем на четыре-пять суток, он был снят с командования. И фюрера можно понять. Ведь в ходе операции «Блау» Воронеж приковал к себе ровно одну треть вражеских войск, которые должны были участвовать в Сталинградском сражении. С июля по сентябрь в правобережной части Воронежа шли непрерывные бои. В результате была освобождена южная часть города. Линия фронта проходила по городским улицам шесть с половиной месяцев, то есть сражение за Воронеж длилось дольше, чем Сталинградская битва, и сравнимо с обороной Севастополя. А в ночь с 24 на 25 января 1943 года советские войска 60-й армии под командованием генерала Черняховского перешли в наступление. 25 января Воронеж был очищен от врага. За 14 дней наступления Воронежского фронта группа «Б» была почти полностью разгромлена. В нее входили 2-я немецкая, 2-я венгерская армии и итальянский Альпийский корпус».

Советская историография утверждала, что Воронеж - всего лишь важный участок Сталинградской битвы, а точнее, трех операций - «Малого Сатурна», Воронежско-Касторненской и Острогожско-Россошанской. И не более того. Однако если объективно анализировать прямые следствия битвы за город, то окажется, что сразу три союзника Германии - Италия, Венгрия и Румыния - были фактически исключены из Второй мировой войны. Румыны в боевых действиях больше не участвовали - служили на Украине в качестве оккупационных войск. А в 1944 году они и вовсе перешли на сторону Красной Армии. Недобитые венгерские части участвовали только в защите своей территории. А разгром 57-тысячного корпуса альпийских стрелков, рассуждая теоретически, не позволил им помешать Британской империи легко захватить Сицилию и затем принудить Италию к капитуляции.

Как представляется, в официальном признании значения битвы за Воронеж в «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» должны быть заинтересованы воронежские власти - как губернского, так и городского уровня. При их поддержке можно было бы сформировать инициативную группу, которая вышла бы на федеральный уровень с корректировками единого учебника истории. Тогда будет восстановлена справедливость и по отношению к городу, и по отношению к памяти его защитников. Как полагает Сергей Филоненко, недооцененность битвы советскими историками имела сугубо политический подтекст со стороны руководства СССР. После войны Румыния и Венгрия, то есть страны, армии которых были разгромлены под Воронежем, вошли в Варшавский договор. А присвоение городу звания героя поставило бы руководство Союза в двусмысленное положение перед недавними врагами.
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~iSjBR


Люди, раскачивайте лодку!!!