В Афганистане талибами был захвачен 300-тысячный Кундуз. Военная операция стала их самым значимым успехом за 14 лет.
Наступление талибов на Кундуз, являющийся центром афганской провинции, было победоносно завершено за несколько часов. Военные эксперты изначально были убеждены, что правительственные силы в конечном итоге освободят Кундуз, так как талибы не ставят перед собой задачу удерживать крупные города - они демонстрируют свою силу, нанося существенный удар по репутации президента Афганистана Ашрафа Гани. К концу сентября Кундуз был освобожден правительственными силами Афганистана, однако ситуация остается более чем напряженной.
Нужно отметить, что талибы продемонстрировали миру не только свою военную выучку, но и показали всему миру то, что в Афганистане в боях за Кундуз «Талибан» и «Исламское государство» выступили в качестве союзников. Кроме того, в ходе указанной операции талибы, совершив прорыв на север, взяли в клещи Кабул - теперь окрестности Кундуза уже твердо закреплены за талибами. Кундуз находится в 70 километрах от границы с Таджикистаном, а в 1990-е годы, во время гражданской войны в Таджикистане, в Кундузе базировались отряды таджикской исламской оппозиции.
Контроль талибами афганских районов, граничащих с Таджикистаном, может стать для Таджикистана дополнительным дестабилизирующим фактором, ведь исламистские радикальные настроения в самом Таджикистане носят массовый характер. По имеющейся в СМИ информации, в штурме Кундуза принимали участие не только талибы и участники ИГ, но и боевики «Исламского движения Узбекистана», которые еще в августе 2015 года присягнули на верность ИГ.
Эксперт по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов заявил: «Перехваченные в Кундузе телефонные разговоры свидетельствуют, что нападавшие общались на узбекском языке, а не на пушту...» И далее: «Есть данные, что значительная часть провинции Кундуз контролируется «Талибаном» совместно с ИГ. В отличие от юга Афганистана, где движения воюют друг с другом, на севере у них полное взаимопонимание, они делят между собой доходы от наркотрафика и наркопроизводства».
Ситуация с каждым днем все больше становится напряженной, ведь если радикальные исламисты прорвут границу с нашими южными соседями - с Таджикистаном и Узбекистаном, то нельзя исключать того момента, что радикальные исламистские круги внутри указанных государств воспользуются благоприятной для них ситуацией и поддержат боевиков «Талибана» и ИГ.
В таком случае диктаторские режимы Эмомали Рахмонова и Ислама Каримова не удержат свои позиции, так как мусульманское население Таджикистана более тяготеет к исламу и не очень доверяет режиму, а президент Узбекистана Ислам Каримов сам взращивает радикальные настроения у себя в стране, запрещая религиозные акции и ограничивая правоверных мусульман в их религиозной деятельности, что само по себе увеличивает ненависть к режиму Каримова.
Здесь, конечно, необходимо отметить тот факт, что в РФ проживают и работают миллионы выходцев из стран Средней и Центральной Азии, которые могут воспринимать боевые действия талибов и ИГ как священную и справедливую войну правоверных против неверных, что может вызвать рост радикальных исламистских настроений среди мигрантов из Азии внутри РФ. Нельзя упускать также того факта, что движение «Талибан», ИГ и «Исламское движение Узбекистана», присягнувшее на верность ИГ, непременно будут формировать свои подпольные группы внутри нашей страны. Требую от правительства РФ введения визового режима со странами Средней и Центральной Азии, а также ужесточения контроля над трудовыми мигрантами, находящимися на территории России.
Автор(ы):
Лев Трапезников