«Я устала, я ухожу». Отставка стража протокола Алексея Гордеева мало повлияет на информационную политику губернских властей

«Я устала, я ухожу». Отставка стража протокола Алексея Гордеева мало повлияет на информационную политику губернских властей
12 Декабря 2016

Источники в правительстве Воронежской области подтверждают уход Оксаны Соколовой с должности руководителя управления по взаимодействию со СМИ и административной работе. Причем если неделю-две назад разговоры о возможной отставке Соколовой воспринимались как предновогоднее обострение, то теперь - как практическое решение. Впрочем, едва ли замена чиновника повлияет на информационную политику Алексея Гордеева. Она остается закрытой со времен его работы в ранге главы Минсельхоза РФ. Но не исключено усиление ее контрпропагандистского вектора.

«Документы уже подписаны»

Разговоры об уходе Оксаны Соколовой, как и ее шефа Алексея Гордеева, ведутся с завидной регулярностью. Относительно Соколовой, стража гордеевского протокола и имиджа, в предыдущий раз они активизировались в канун 2016 года. А в последний - в конце ноября. Чиновницу провожали в соцсетях с подачи экс-журналиста и бывшего представителя пресс-службы воронежского клуба олигархов «Лидер» Евгении Куриленок. Она уверенно сообщала, что документы по Соколовой уже подписаны.

кур.jpg

Примечательно, что практически одновременно Альберт Пчелинцев, большой друг команды губернатора Алексея Гордеева и председатель межрегиональной общественной организации «Против коррупции» (Химки Московской области), заявил о возобновлении работы над докладом «Коррупционный спрут земли Воронежской. Часть 2». Он должен быть посвящен имущественно-земельному вице-премьеру области Максиму Увайдову, которого связывают особые отношения с Соколовой. Впрочем, не только ему. Как говорил сам Пчелинцев, в докладе будет уделено место беспределу в коммунальной сфере, который творит команда Гордеева, и политической коррупции.

соколова.jpg

Оксана Соколова с вице-премьером области Максимом Увайдовым.

Имя Альберта Пчелинцева связано с первым «Коррупционным спрутом», посвященным криминалу в ЖКХ, и видеороликами, терроризировавшими Алексея Гордеева и Ко всю осень 2015 года. Из них следовало, что сам Гордеев, его супруга Татьяна, глава секретариата главы региона (теперь уже бывший) Андрей Вершинин и руководитель управделами Виталий Шабалатов летали по своим делам на вертолетах ООО «ЗМТ-Логистик» депутата облдумы Андрея Благова, работавшего по контракту с региональным Центром медицины катастроф. Кроме того, выходец из Минсельхоза Вершинин обвинялся в получении откатов для покупки недвижимости в Венгрии.

Бессмысленный уход

Можно выделить три волны разговоров об уходе Оксаны Соколовой в отставку. Сначала они были вызваны цензурой, введенной с приходом в Воронежскую область Алексея Гордеева в местных СМИ, контролируемых областью или сидящих на бюджетной игле. Очевидно, что цензура была вызвана не столько личностью Соколовой, сколько закрытостью Гордеева, которую широко анонсировал бывший губернатор и экс-шеф воронежского управления ФСБ Владимир Кулаков: «Гордеев знает и понимает, что такое пиар, лучше меня». На тот период пришлись острый конфликт Гордеева и Ко с главным редактором областной газеты «Коммуна» Виталием Жихаревым и редакторами районных газет, замена редакторов в газетах «Воронежский курьер», «Молодой коммунар», лихорадка в медиаколлективах, связанная с кадровыми перестановками.

Жих.jpg

Виталий Жихарев.

В дальнейшем разговоры об уходе Соколовой в отставку активизировали два параллельных процесса. С одной стороны, образование государственного медиахолдинга РИА «Воронеж». С другой - ликвидация областных газет «Молодой коммунар» (полностью), «Воронежский курьер» (частично), а также культурно-краеведческого журнала «Воронежский телеграф». Заметим, что всякий раз бунт медиасообщества вызывала не только сама Оксана Соколова, но и ее верные оруженосцы Василий Смольянов и Илья Сахаров, официальные кураторы госСМИ.

Сах.jpg

Алексей Гордеев осматривает хозяйство Сахарова.

Новая, третья волна разговоров, по сути, имеет инерционный характер. Благодаря политике информационной закрытости Алексея Гордеева, проводниками которой являются Соколова-Сахаров и третьему закону Ньютона (действие равно противодействию), в регионе сформировался пул независимых массмедиа, в том числе порталы «Блокнот-Воронеж», «Четыре пера», «В курсе Воронеж». Независимая пресса, как выражаются политологи, институционализировалась. Определенную свободу имеют «Коммерсантъ» в Черноземье», «Время Воронежа», «Московский комсомолец» в Воронеже» и ряд других изданий. Они во многом реализуют конституционное право граждан на получение информации, так что отставка Соколовой больше не является такой уж насущной необходимостью. Любой негатив, направленный против Гордеева и Ко, найдет площадку для выплескивания. Да и сама Соколова подавала (правда, слабые, через третьих лиц) сигналы, что готова к диалогу с независимыми СМИ.

Операция «Преемник»

Предыдущие (конца 2015 года) претензии к Оксане Соколовой возникли в связи с ее неумением заниматься контрпропагандой, правильно отвечать на вызовы времени, в том числе из-за появления целого пула нелояльных региональной власти изданий. Но что-то пошло не так. Поэтому, когда экс-журналист Куриленок и Ко в конце ноября 2016-го заговорили об отставке Соколовой, им поначалу мало кто поверил. Теперь же многие источники в облправительстве уверены в ее уходе. Причин называется несколько. Тут и личные мотивы, во-первых, примерно такие же, как у первого президента РФ Бориса Ельцина («Я устал, я ухожу»), во-вторых, действительно личные. Тут и острая необходимость команды Гордеева профессионально заниматься контпропагандой. В частности, отражением перманентных атак на вице-губернатора Геннадия Макина.

Как говорят, Оксана Соколова может стать заместителем руководителя департамента образования, науки и молодежной политики области. Вместо нынешнего главы департамента Олега Мосолова, который метит в социальные вице-премьеры, ведомство вроде бы возглавит вице-мэр Воронежа по социальной политике Надежда Савицкая. Мосолов же сменит Владимира Попова, уходящего с золотым парашютом на заслуженный отдых. Кроме того, как говорят, в паре с Поповым и своим парашютом также отправится на пенсию областной начфин Надежда Сафонова.

Паневин.jpg

Роман Паневин.

Что касается преемников Соколовой, то в качестве эффективного контпропагандиста называется Роман Паневин, выходец из УФСБ, в данный момент - замначальника областного управления региональной политики. Остальные кандидаты, в том числе из числа птенцов Соколовой, рассматриваются как технические фигуры. Принципиально информационную политику команды Алексея Гордеева они едва ли поменяют.

Политическое наследие Виктора Беккера

Стоит напомнить, что претензии к гордеевской закрытости одним из первых отразил Манифест воронежского журналиста, опубликованный шесть лет назад ныне покойным медиаклассиком Виктором Беккером на своем интернет-портале «В засаде». Кто его писал, не так важно, важно зафиксировать сам факт его выхода и обсуждения. Манифест стал предвестником институционализации в регионе независимых СМИ.

беккер.jpg

Виктор Беккер.

«Лет пять назад молодые авторы Гаррос-Евдокимов написали роман под названием «Серая слизь», - говорилось в документе. - Серая слизь - вот определение, как нельзя лучше подходящее для описания информационной и околоинформационной ситуации, которая сформировалась в регионе буквально за последние полтора года. То есть с момента воцарения нового губернатора. Начнем с самого первого его заявления. Отчего-то было решено, что назначение губернатором в Воронежскую область нужно в лоб позиционировать как личное решение Алексея Гордеева. Дескать, сам просился в Воронежскую область, поскольку давно мечтал и т. д. Вроде бы невинная фигура речи, но ведь в России, как и во всем мире, управление реализуется через систему сигналов.

Какой сигнал был в заявлении Гордеева? Какие он имел последствия? Во-первых, губернатор не собирается разговаривать с подведомственным населением по-взрослому. Разве что как со слабоумными взрослыми. Во-вторых, поскольку откровенность у власти не в почете, надо еще пристальнее обратить внимание на сигналы. А то, что говорится прямым текстом, не имеет значения. И третье - правду, конечно, было не утаить. От попытки утаить ее она только резче врезалась в память. Недаром инициативу губернатора по поводу присвоения улице Швейников имени поэта Мандельштама тут же прокомментировали следующим образом: «Многих земля воронежская уже повидала! И ссыльных поэтов, и ссыльных губернаторов».

На форумах, но никак не в СМИ. Потому что все сколько-нибудь зависимые от власти СМИ (где-то 90% рынка) правильно проинтерпретировали следующие после первого заявления сигналы главы региона. На ключевых, скажем так, информационно-аналитических постах (аналогичное управление облправительства, редакторы и председатели идеологических штабов) появились люди сугубо практической ориентации. Все они очень современные люди, чье сознание скорректировалось в нулевые годы по формуле: «Мыслить и творить - хорошо, но надо и семью кормить».

Как только в уме допускается такое богопротивное разделение, человек легко отказывается от первого ради второго. И дальше все происходит по отечественному классику Леониду Парфенову. Когда репортажи подменяет протокольная съемка, когда замалчивается до четверти спектра общественного мнения, когда власть предстает дорогим покойником: о ней только хорошо или ничего. «При том что у аудитории явно востребованы и другие мнения» - именно так. Однако другие мнения явно не востребованы у власти, хотя официально она (то есть губернатор) утверждает совсем обратное. Или вынуждена утверждать, таков сейчас идеологический политес. Но население в лице его лучших - в кавычках - представителей верит не утверждениям, они ловят сигналы (см. выше). И готовы, проявляя лояльность, настолько отказаться от собственного мнения, что из конкретного профессионала превращаются в никакого лоялиста. А ведь любую сколь угодно высокую должность никто нивелирует до ничто.

сок.jpg

Интересно, страшит ли ситуация сколько-нибудь губернатора? Ведь не ровен час, когда-нибудь придется отбить настоящую информационную атаку. Справится ли с ней областное ИАУ и его контрагенты, избалованные отношениями с чучелками, которых сейчас без какого-либо настоящего напряга дергают за нитки? Да и посмотрим шире: в реальном времени в реальном мире - кругом задачи, требующие реальных решений, а не отписок лоялистов. Ведь мир не сводим к тому, что пишется/показывается на портале Воронежской области. Впрочем, губернатор предпочитает его всем остальным СМИ… Специально выясняли информацию к сведению информагентств и газет, которые выстраиваются в очередь - можно ли мы опубликуем, что губернатор Алексей Гордеев нас читает?.. Да зачем губернатору вас читать, если он вами всеми пишет?!

И даже не столько сам, сколько образованная управленческая структура. Вообще информационная политика отдана на откуп неким неживым сущностям. «Нет никаких людей-чиновников, есть функции», - такая установка была дана, как только в областном правительстве совершили апгрейд. Соответственно воспринимается профильными чиновниками и журналистское сообщество. Не называем имен именно потому, что они потеряли взначение. И губернатор лишь олицетворение, скажем так, главной функции.

До такого власть не доходила за всю новейшую историю. Во времена красного пояса при коммунисте-губернаторе его пресс-служба была многим недовольна, но видела в журналистах людей. И потом - и в области, и в городе заведующие по дискурсу, бывало, доходили до провокаций, но чаще отвечали на публикации, а не давили тотально серым катком. Лоялисты говорят, что нынешний период правления задуман властью региона почти как ренессанс - таким он должен войти в историю. Замечательная идея... Но разве расцвет начинается с методичных шагов по предупреждению всякого инакомыслия? Нет, не так - всякого мыслия вообще. Поскольку функции не мыслят. О каком брендировании Воронежа в принципе может идти речь, если вокруг только серая слизь?..

Так уж повелось в России, что тон задает власть. Первый европеец, как сказал наш главный поэт. И в отдельно взятом регионе от губернатора зависит, будет ли основной тренд серым или появятся и другие оттенки. Не исключено, что они покажутся на чей-то вкус менее привлекательными, чем даже серый цвет. Журналист может ошибаться. Он даже должен ошибаться. Но цена ошибки - отлаживание коммуникации власти и общества. Коммуникация будет нулевой, если трибун - только подпевала».

Лучшим преемником Соколовой станет человек, разделяющий тезисы Манифеста воронежского журналиста, являющегося политическим наследием Виктора Беккера.

Овертон поставил Владимира Тулупова в двусмысленную позу. Декан журфака ВГУ разорвал связь с Тони Шляхербаум-Заводской

Автор(ы):  Четыре пера
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~zS6Nj


Люди, раскачивайте лодку!!!