Воронежскому театру навязали примитивизм

Воронежскому театру навязали примитивизм
27 Октября 2014

Публика не оценила «Вечер одноактных балетов. Необарокко».

Очередная постмодерновая инициатива супруги воронежского губернатора Татьяны Гордеевой потерпела фиаско. Постановку «Вечер одноактных балетов. Необарокко» молодого танцовщика Дмитрия Антипова не оценили ни «ватники» из художественного совета Театра оперы и балеты, ни «колорады» - жители Воронежа. На премьеру была продана максимум четверть билетов, не более 200-250. Таким образом, режим «АТО» в местной культуре продолжается.

Состоявшаяся на днях в Воронеже премьера «Вечера одноактных балетов. Необарокко» получила относительно хорошую прессу. «Дмитрий Антипов не создал каких-то грандиозных сюжетов со сложными героями, - осторожно замечает Александр Прытков, «Воронежский курьер». - У него простые зарисовки без глубинных смыслов. Главная их задача - передать эмоции, отвлечь зрителя от повседневности, дать попробовать что-то необычное. И воронежские танцоры, несмотря на некоторые огрехи, справились».

«Видно, что молодые артисты воронежского балета прониклись замыслом постановщика и стали его единомышленниками, - оптимистична Екатерина Данилова, Culturavrn.ru. - Но порой им не хватает мастерства и особенно - слаженности. Ведь барокко - филигранное изящество, вязь без петелек и швов. Надо полагать, со временем придет необходимая синхронность и виртуозная легкость - сестра истинного профессионализма. Но и в таком виде, как сейчас, вечер одноактных балетов Дмитрия Антипова имеет полное право пополнить репертуар театра. «Необарокко» найдет свою благодарную публику».

Однако масс-медиа умолчали о том, что минувшим летом сама возможность постмодерновой постановки Дмитрия Антипова на сцене классического русского репертуарного театра привела к скандалу. Стало известно о конфликте, в котором, с одной стороны, участвовали супруга губернатора Татьяна Гордеева, руководитель областного департамента культуры Елена Ищенко (теперь уже - бывший руководитель), директор воронежской Оперы Николай Попов, а, с другой, - художественный совет. В результате худсовет переломили через колено. Его члены, чтобы обсудить возможность постановки «Вечера одноактных балетов», собирались трижды. И все три раза сказали Попову твердое «нет». Тем не менее постановка была запущена в работу (что обошлось бюджету области в полмиллиона рублей), так как за Дмитрия Антипова просила Татьяна Гордеева, и Ищенко и Попов, естественно, не могли отказать супруге губернатора.

В отрицательной рекомендации худсовета, а в его составе десять человек, в том числе и новый худрук театра Дмитрий Морозов, выходец из оккупированного американскими марионетками Киева, говорилось: «1. Форма проведения данного мероприятия (в смысле постановки Антипова. - ред.) не является целостным балетным спектаклем, а является сюитой со стилизацией концертных номеров. 2. В предложенном балетмейстером-постановщиком составе исполнителей отсутствуют яркие исполнители (назначены артисты кордебалета). 3. Из представленного на показе балетмейстером-постановщиком материала (фрагмент «Совета темной любви» и видео) заслуживающим внимание является лишь номер из «Забав в стиле рококо», показ которого возможен в балетном гала-концерте или в рамках проекта «Творческая мастерская Владимира Васильева». 4. Фонограмма показанных фрагментов со звуковыми параметрами некачественна. 5. Проект не имеет единой концепции, выдержан в стиле примитивизма».

Пожалуй, ключевое слово здесь - «примитивизм». В целом тенденции в воронежской культуре последнего времени, связанные с именами Татьяны Гордеевой и ректора Института искусств культуртрегера Эдуарда Боякова, представляют собой Украину в миниатюре. «Киев» навязывает «Донбассу» чуждые ему ценности, запрещает родной язык. «Ватники» возмущаются, восстают, и в ответ вводится режим «АТО». Воронежские зрители культурной инновации ожидаемо не оценили. На премьеру (премьеру!) «Вечера одноактных балетов. Необарокко» была продана максимум четверть билетов (200-250). Не дало эффекта даже их бесплатное распространение, которое, кстати, было запрещено в прошлом году Контрольно-счетной палатой Воронежской области, излазившей воронежский Театр оперы и балета, чтобы нарыть компромат против его бывшего директора, Заслуженного артиста РФ Игоря Непомнящего, вдоль и поперек. По свидетельству очевидца, репортера Александра Прыткова, «зал был заполнен наполовину». Так что одновременно с сомнительными качествами постановки и руководству театра, и руководству департамента культуры области, очевидно, следует инкриминировать неэффективность их деятельности. И уже не в первый раз.

Напомним, что любимица супруги главы региона Татьяны Гордеевой, средненькая оперная певичка Ирина Макарова за участие в полуторачасовом концерте «Ее величество Опера», в мае состоявшемся в Опере, заработала около 510 тыс. рублей. То есть месячную зарплату 25-50 работников воронежской сцены. Причем средств, выделенных из бюджета департаментом финансово-бюджетной политики региона.

Общий гонорар певицы и ее коллег составил 1,7 млн рублей (вместе с налогами). За счет собственных средств Опера под руководством Николая Попова проплатила проживание Макаровой и ее коллег в гостинице на сумму 113 тыс. рублей, звуковые декорации обошлись в 23 тыс., светохудожественные - в 46 тыс., реклама - в 52 тыс., программки - в 45 тыс. рублей. Итого расходы на концерт Макаровой и Ко составили до 2 млн, доходы театра - 200-215 тыс. Продано было 190 из 1073 билетов.

Между тем к неоднозначным процессам в воронежской культуре проявляют интерес правоохранительные органы. В том же Театре оперы и балета недавно проходили обыски и выемки документов. Но не очень понятно, чего они касаются. То ли инцидента с подсобным помещением Оперы, откуда летом вывезли имущество (часть реквизита варварски выбросили на свалку). То ли с трудоустройством сотрудников департамента культуры, получающим зарплату в культурных учреждениях Воронежа. Кроме того, неясна судьба проверки регионального следственного управления на предмет причастности Эдуарда Боякова к совершению преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). Согласно материалам ведомства, Бояков дал указание подчиненным организовать ремонт принадлежащего ему автомобиля Mitsubishi Pajero за счет бюджетных средств, причем документы на техническое обслуживание оформлялись на служебный автомобиль Института искусств - Mitsubishi Lancer, который ранее по указанию ректора - в его личных интересах и в нарушение законодательства - был направлен в московский театр «Практика».

P.S. Несмотря на проблемы, связанные с Театром оперы и балета, его потенциал высоко оценил в интервью «Комсомольской правде» классик советского балета, бурят по национальности Генрих Майоров, который ставит в Воронеже «Чиполлино»: «Балетная труппа оперного театра укомплектована на 90%. Не мешало бы ее подрастить - выискивать талантливых ребят в самодеятельных коллективах, присматриваться к выпускникам хореографического училища. Но главный балетмейстер Александр Летягин - большой профессионал: организация процесса поставлена грамотно. У него болит душа за дело. А балерины - прямо национальное достояние! Смотреть на них - восторг. Взять хоть Юлию Непомнящую, она будет танцевать в «Чиполлино» ведущие партии - Редисочку и Магнолию. Шикарная балерина! У нее высокая культура танца. Не ожидаешь увидеть такое, приехав в Воронеж! Она самостоятельная, самобытная и не заносчивая, вся в искусстве - кайф получает от того, что делает. Какое счастье, что в театре есть такая жемчужина! Вообще культура спектаклей и исполнительское мастерство женского классического кордебалета и танца в театре высокое. Иван Негробов великолепен. Еще одна есть уникальной красоты девочка - Ольга Негробова, у нее и внешность, и понимание танца, музыкальность. Будет в графинях Вишнях. Миша Ветров - пружина, виртуозный танцовщик, молодец, азартный, характерный. Будет Вишенкой.

Вообще Воронеж хорошо себя зарекомендовал: хореографическая школа чудесная, методика фундаментальная - у вас же работала Набиля Валитова, ученица Агриппины Вагановой. Но нужно достучаться до верхов, губернатора и его команды, чтобы обратили внимание на труппу. И обеспечили культурное пространство…

Сцена в оперном хорошая, акустика замечательная… Но маловата оркестровая яма. Прекрасное здание нужно реконструировать… Еще маловаты хореографические залы. Я замучился разводить масштабные сцены в коридорчиках. Хотя рядом есть огромный зал, в котором декорации рисуют. Его бы хорошо отдать для репетиций. А театру надо обзавестись комбинатом по производству костюмов и декораций!

Кроме реконструкции Театра оперы и балета, еще нужно расширять интернат в хореографическом училище, чтобы собирать таланты не только в городе, но и в регионе, и в соседних областях. Раз в полтора года нужна премьера крупного детского спектакля. На театрах лежит обязанность обслуживать и районные центры. В труппе столько интересных танцовщиков. Нужно создать условия, чтобы они никуда не бежали. У них должен быть кайф от того, что выходят на сцену. Я всегда говорю: надо танцевать так, чтобы от зубов отскакивало! Чтобы зрители сидели на краешке стула, завороженные действием, и боялись пошевелиться. На Воронежском водохранилище можно фестивали проводить: на плотах делать сцену - и как в Санкт-Петербурге «Лебединое озеро» на воде показывать. Еще нужно обязательно открывать консерваторию, ведь Воронеж все же - город-миллионник».

Отставка Елены Ищенко подтверждается

Автор(ы):  Константин Чаплин
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~oMR0t


Люди, раскачивайте лодку!!!