Воронежский оперный театр достали Михаил Бычков, Андрей Огиевский и Эмилия Сухачева

Воронежский оперный театр достали Михаил Бычков, Андрей Огиевский и Эмилия Сухачева
11 Января 2016

В Воронеже разгорается новый скандал вокруг Театра оперы и балета, который фактически без перерыва лихорадит два с половиной года - с осени 2013-го. Девять ведущих солистов написали коллективное заявление об уходе в знак протеста против действий художественного руководителя Андрея Огиевского, а также его коллеги из Камерного Михаила Бычкова.

Поскольку заявление девяти ведущих солистов коллективное, оно не имеет юридической силы. Налицо, таким образом, демарш против действий Андрея Огиевского и Михаила Бычкова, да и вообще государственной политики, проводимой на территории Воронежской области в сфере культуры. Отчаяние вынуждает артистов подумывать о голодовке или даже о походе в департамент культуры области к Эмилии Сухачевой с гробом, символизирующим участь, которая, по их мнению, уготована крупнейшему в Центральном Черноземье театру. Копии заявления ведущих солистов направлены Сухачевой, а также министру культуры России Владимиру Мединскому. Актеры, согласно тексту их заявления, оставляют за собой право обращаться в средства массовой информации и Минкульт.

Заявление девяти.jpg

Основанием для демарша стало «унизительное решение художественного руководителя театра Андрея Огиевского о назначении персональных повышающих коэффициентов и присвоении квалификационных категорий солистам оперы». Дело в том, что, хотя сама по себе система ППК рабочая и разумная, в случае с конкретным культурным учреждением и Огиевским она непрозрачна. Как считают авторы заявления, Андрей Огиевский поделил труппу на тех, кто ему лоялен, и тех, кто может помешать реализации их совместных с Бычковым сомнительных амбиций.

Огиевский.jpg

Андрей Огиевский с многонационалами.

Например, один из ведущих теноров театра Алексей Иванов зарабатывал до новых ППК 24 тыс. рублей, теперь он будет получать вдвое меньше. Та же история с другим ведущим тенором Дмитрием Башкировым. Поскольку Башкиров и Иванов вытягивают много партий, в случае их ухода оперная составляющая театра встанет. А вот, скажем, сопрано Людмила Солод, напротив, получила от Андрея Огиевского повышение зарплаты. Но к демаршу коллег она подключилась не из-за банальной солидарности. Так как решения худрука Андрея Огиевского непрозрачны, завтра, если у него изменится отношение к ней, она тоже может потерять в зарплате.

Помимо Алексея Иванова, Людмилы Солод и Дмитрия Башкирова коллективное заявление об увольнении подписали сопрано Светлана Дюдина, теноры Назарий Немченко и Уриэль Гранат, баритон Роман Дюдин, меццо-сопрано Софья Овчинникова и Юлия Проняева. 9 января у представителей труппы была очная ставка с худруком Андреем Огиевским. И он заявил им, что своих решений отменять не собирается. Само коллективное заявление датировано 31 декабря 2015 года, но в тот день Огиевский по непонятным причинам отсутствовал на рабочем месте, и разъяснений его политики артистам получить не удалось. Как, по сути, и 9 января. 

Примечательно, что до девяти ведущих солистов Театра оперы и балета из-за несогласия с политикой Андрея Огиевского и руководства области, в первую очередь Эмилии Сухачевой, попыталась уволиться прима-балерина Юлия Непомнящая, невестка бывшего многолетнего директора театра Игоря Михайловича Непомнящего. Однако высшие силы, оказывающие большое влияние на культурную политику губернских властей, но обычно прислушивающиеся не к тем советчикам, которых надо бы слушать, уговорили замечательную артистку остаться.

Непомнящая.jpg

Юлия Непомнящая блистает на сцене.

Впрочем, волюнтаризм Андрея Огиевского заключается не только во введении непрозрачных коэффициентов. У него нет опыта художественного руководства театром, он скрипач и дирижер. Также он пустил на сцену Театра оперы и балета Михаила Бычкова, все оперные опыты которого заканчивались провалом, ставить моцартовского «Дон Жуана» беспрецедентной стоимостью 10 млн рублей, для чего, как считают в труппе, Огиевского и выписали в Воронеж. Обычно постановка театра обходилась в 3-4 миллиона. А тут невиданный шик, заказываются декорации в «Мосфильме». Причем спектакль, по сути, ставит даже не сам Бычков, а его помощница из Москвы. Как говорят артисты, «Дон Жуан» - не самый удачный выбор для постановки. Он не соберет полные залы, как, скажем, всегда популярная у зрителя «Травиата». Но зато позволяет, что называется, освоить бюджетные деньги и получить какую-нибудь награду. Допустим, ту же «Золотую маску».

Беспрецедентные вливания в бычковскую затею идут на фоне общей нищеты, в которой пребывает театр, и отсутствия новых мощных постановок. В частности, фонд зарплаты-2016 сокращен на 10%. Ранее, чтобы отчитаться о повышении доходов сотрудников театра, уборщиц перевели на аутсорсинг. Ну и т.д. Актеры могут часами рассказывать о беспределе, который творят у них культурные власти.

DSC_3311.JPG

Михаил Бычков с отцами города и области и Эмилией Сухачевой.

Но вот тема, которую никак нельзя обойти вниманием. Уже первые шаги Огиевского вызвали недовольство в труппе. «Появившийся для усиления либерального давления на оперный новый худрук Огиевский недвусмысленно показал, с какими инструкциями он прибыл, устроив гала-концерт, как было заявлено в рекламе, с участием международных звезд и звезд Большого театра, - писал в октябре 2015 года один из солистов театра на «Четырех перьях». - О пошлом тексте сценария и дешевом конферансе даже не хочется говорить, но сопрано из Большого Кульчинская и питерский танцовщик Попов были хороши, однако же, была ли такая уж нужда в так называемых звездах? Или просто надо было смешать с грязью прежде всего оперную труппу и указать место, которое ей уделяет областное либеральное начальство и его официальные и неофициальные советники по культуре. Не лучше ли было задействовать всю труппу, поставив перед ней высокие задачи, ибо только при полном напряжении сил возможен творческий рост? Конечно, лучше, но творческий рост не входит в планы псевдоспасителей театра».

Написавшие коллективное заявление солисты добавляют в картину гала-концерта певичку из Сербии с изношенным голосом, которую нельзя было выпускать на сцену и позориться. Та же ставка на приглашенных артистов делается в случае с «Дон Жуаном». То есть бюджетные деньги как бы есть, но вкладываются они не в труппу.

Морозов.jpg

Тот самый Дмитрий Морозов, бросивший вызов Михаилу Бычкову.

Заметим, что предшественник Андрея Огиевского на посту худрука Дмитрий Морозов был менее сговорчивым. Причинами его ухода стало то, что, в отличие от Огиевского, он отказал Михаилу Бычкову в постановке оперы, а также испортил отношения с большей частью коллектива. Оказался, в общем, плохим руководителем. Хотя как дирижер и постановщик он неплохой. Как характеризуют его солисты, крепкий середняк. Известно, что когда лидер Камерного предпринял усилия, чтобы взяться, например, за «Сельскую честь» Пьетро Масканьи, Морозов заявил ему, что в его собственном театре давно не было премьер и не лучше ли, мол, обратиться к своим резервам. Тем более что отгрохали новое здание на бюджетные деньги благодаря доброй воле губернатора Алексея Гордеева.

Новый скандал вокруг Оперы подтверждает такой давний тренд в воронежской культуре, как фаворитизм. Пользуясь влиянием на губернатора Алексея Гордеева и его супругу Татьяну, советский и украинский режиссер Михаил Бычков рулит многими культурными процессами. Но нельзя сбрасывать со счетов также Эмилию Сухачеву. У нее свои амбиции. И при Иване Образцове, и при Елене Ищенко, ранее возглавлявших департамент культуры, она считалась там серым кардиналом.

Неп.jpg

Игорь Михайлович Непомнящий с губернатором Гордеевым.

Кроме того, важно заметить, что фактически Театр оперы и балета лихорадит с осени 2013 года, когда культуртрегер и бывший ректор Воронежской академии искусств Эдуард Бояков презентовал скандальный доклад «Воронежский пульс», а Игорь Михайлович Непомнящий ушел в отставку под давлением вице-премьера области Владимира Попова и после встречи с губернатором Алексеем Гордеевым. Очевидно, что лихорадить его будет и дальше. Ну а единственная, похоже, возможность спасти культурное учреждение от украинско-советской оккупации - возврат Игоря Михайловича. Два с половиной года лихорадки оперного театра доказали, что другой фигуры, способной возродить Оперу, на горизонте нет.

Оксану Соколову на посту руководителя пресс-службы правительства Воронежской области может сменить Роман Паневин

Автор(ы):  Константин Чаплин
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~9dazX


Люди, раскачивайте лодку!!!