Воронеж попилили на три части

Воронеж попилили на три части
3 Сентября 2015

в рамках будущей госдумской кампании.

Центризбирком утвердил нарезку одномандатных округов на выборах в Госдуму-2016. Воронежская область, как и в 2003 году, когда в стране последний раз проводились выборы в нижнюю палату по смешанной схеме, разделена на четыре части. Но нарезка серьезно изменилась. Если в 2003-м в регионе было два округа из четырех, включающих районы Воронежа - Лево- и Правобережный, то теперь их три.

Коминтерновцев объединили с поворинцами 

Прежде всего стоит напомнить, что по смешанной схеме Государственная Дума нового созыва на 225 депутатов сформируется по партспискам и на 225 - по одномандатным округам. Главной особенностью новой нарезки округов стало разделение столиц регионов РФ на части и их присоединение к сельским территориям. Воронеж Центризбирком расколол достаточно жестко. Как представляется, наиболее тяжелым для «Единой России», учитывая более высокую протестную активность в областном центре, станет Воронежский округ (494,3 тыс. избирателей). Он включает в себя Центральный, Левобережный и Железнодорожный районы Воронежа и три сельских территории - Лискинский, Каширский и Новоусманский районы. Теоретически его могут взять оппозиционеры. 

Вторым по сложности для «Единой России» выглядит Правобережный округ (438,9 тыс. избирателей). В него вошли Советский и Ленинский районы Воронежа, Нововоронеж, Нижнедевицкий, Острогожский, Репьевкий, Семилукский и Хохольский районы. К Коминтерновскому району областного центра в рамках Аннинского округа (487 тыс. избирателей) в ЦИК присобачили всю северо-восточную часть Воронежской области - вплоть до расположенного в 250 километрах от региональной столицы Поворино. Также в округ вошли Борисоглебский, Аннинский, Верхнехавский, Грибановский, Панинский, Рамонский, Терновский и Эртильский районы. Но особенно повезет единороссу, которому достанется Павловский округ (463 тыс. избирателей), территориально занимающий до половины региона. Он сугубо сельский, а деревенское население консервативно и зачастую выдает чеченский для «Единой России» результат, как у Василия Авдеева в Анне. В него включены Бобровский, Богучарский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Воробьевский, Калачеевский, Каменский, Кантемировский, Новохоперский, Ольховатский, Павловский, Петропавловский, Подгоренский, Россошанский и Таловский районы.

Кто на новенького?

На победу в одномандатных округах с высокой степенью вероятности могут претендовать только два действующих депутата Госдумы единоросса от Воронежской области, которые являются ресурсными товарищами, - известный галерист Сергей Чижов и молочный король Аркадий Пономарев. Понятно, что вряд ли найдется миллиардер, который профинансирует кампанию бывшей учительницы истории Оксаны Хоронжук. И достаточно перечислить остальных действующих депутатов Госдумы от региона, чтобы понять: они едва ли добьются победы. Либо потому, что не единороссы - и партия не станет делиться с ними округами, либо из-за отсутствия ресурсов для успеха. Но напомним их имена: либерал-демократ Сергей Журавлев (строительная компания «Аксиома»), коммунисты Сергей Гаврилов и Руслан Гостев, справоросс Олег Пахолков, родинец Алексей Журавлев (тут, впрочем, есть варианты, учитывая фактор оборонного вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина) и экс-директор молодежного лагеря «Селигер» Илья Костунов, объективно говоря, совершенно бесполезный для Воронежской области персонаж.

Не исключено, что свою креатуру пожелают провести в Госдуму нового созыва строители, в первую очередь - группа сенатора Сергея Лукина (Домостроительный комбинат) и спикера Воронежской гордумы Владимира Ходырева (фирма «ВМУ-2»). Впрочем, как и в случае с Ильей Костуновым, губернатору Алексею Гордееву и реготделению «Единой России» могут навязать неких федеральных персонажей, о которых в ближайшее время мы едва ли узнаем. Причем выборы в Госдуму, возможно, надо рассматривать уже как переходный период к эпохе гордеевского преемника. Например, вице-губернатора Геннадия Макина. Гордеев сам заявлял, что пришел в Воронежскую область на два срока. Нельзя, кроме того, забывать, что избрание депутатом Госдумы по округу может стать трамплином к губернаторскому креслу. Поэтому интриги не только вероятны, но и однозначно будут.

Бенефициары новой нарезки

Депутат Госдумы и лидер реготделения «Справедливой России» Олег Пахолков высказал в интервью «Коммерсанту» возмущение новой нарезкой округов. «Она делалась, на мой взгляд, только с одной целью - нивелировать роль относительно честного подсчета и протестного голосования, которые сконцентрированы в больших городах, - убежден депутат и политтехнолог Пахолков. - Чтобы побеждали кандидаты от администраций. Другой логики здесь не просматривается. Ну подумайте сами, кто может быть настолько мощной фигурой, чтобы реально консолидировать избирателей из спального района Воронежа и из Поворино? Владимир Путин? Шансов на победу в округах у оппозиции нет».

Впрочем, справоросс, похоже, несколько сгущает краски, хотя логика в его рассуждении, конечно, есть. «Новая модель предполагает единообразный принцип выделения округов, а не их произвольную нарезку, - отмечает политолог Евгений Минченко. - Округа в рамках одного субъекта РФ примерно равны по количеству избирателей и территории. Цитадели рассерженных горожан в столицах сохранены - ни к Москве, ни к Санкт-Петербургу село не прирезают (если не считать Новой Москвы). Нарезка известна за год до выборов - а за год можно с каждым избирателем в округе пообщаться. Округа созданы с чистого листа - многие одномандатники образца 2003 года сошли с политической сцены, и вряд ли можно сказать, что кто-то из действующих депутатов сильно пострадал. А если присмотреться к мировой практике, то нарезка округов в Российской Федерации выглядит вполне прилично, я бы даже сказал, целомудренно».

«Не соглашусь с тезисом, что новая нарезка дает однозначное преимущество «Единой России», - рассуждает эксперт. - Во-первых, я не уверен, что нынешняя шкала протестности «крупные города - малые города» и «средние города - село» (в порядке убывания) сохранится. Не исключаю, что в течение ближайшего года эпицентр протестных настроений переместится из мегаполисов в малые и средние города. Во-вторых, преимущество будут иметь кандидаты с ресурсом (финансовым, партийным и организационным). Поэтому реально выигрывают от новой нарезки кандидаты с деньгами и/или кандидаты от парламентских партий, имеющих работающую партийную машину. Как бы коммунисты или справороссы ни ругали новую нарезку (ругать - закон жанра), они среди главных бенефициаров».

Мировая практика

В западной, в отличие от российской практики, распространен так называемый джерримендеринг. В классическом варианте, по словам Евгения Минченко, он предполагает причудливый рисунок округа, составленный на основе политической конъюнктуры, и неравенство численности избирателей. «Самые вопиющие примеры, несомненно, в Соединенных Штатах, - утверждает эксперт. - Но там их не стесняются - таков просто один из легальных методов ведения политической борьбы. Перенарезка округов происходит в США один раз в десять лет. Делают ее законодательные собрания штатов. В 2010 году судьба благоволила республиканцам, и они в 2011-м во многих штатах перенарезали округа в свою пользу, что позволило им серьезно обойти демократов на выборах нижней палаты в 2012-м и 2014 годах. Только в семи штатах - при соотношении голосов, отданных за Демократическую партию и GOP, 49,2% на 50,8% - соотношение по мандатам оказалось 32 на 74, то есть более чем в два раза больше у республиканцев. В Пенсильвании демократы были впереди республиканцев по уровню поддержки в 2012-м и 2014 году, однако проиграли по мандатам - пять против 13. Но где они могут, они режут уже в свою пользу, в частности, в Иллинойсе, Мэриленде и Западной Вирджинии. Минувшей осенью я общался в штаб-квартире Демократической партии в Вашингтоне с одним из менеджеров «Стратегии-2020», которая предполагает завоевание большинства в легислатурах штатов и перенарезку округов в пользу Демократической партии в 2021 году».

В свою очередь, в Великобритании численность избирателей в территориях высокой поддержки лейбористов ниже, чем в округах, где преимущественно поддерживают консерваторов. На выборах 2005 года, рассказывает Евгений Минченко, консерваторы получили в Англии небольшое большинство - 35,7% против 35,4% лейбористов, но Лейбористская партия получила 286 английских мест, а консерваторы - 193. В 2005-м, заручившись поддержкой 36% голосов британцев, тогдашний премьер-министр Тони Блэр получил уверенное большинство с превышением в 36 мест. На выборах же 2010 года консерваторы получили еще больше - 37% голосов, но им не хватило до большинства 20 депутатов. Компания «Ipsos-MORI» накануне выборов 2015 года подсчитывала, что лейбористам, чтобы получить большинство, достаточно было выиграть с отрывом в 3,5%, а консерваторам - с разрывом в 10% голосов избирателей. Однако практика показала, что для победы консерваторам хватило отрыва в 6,5%. Во многом такие расхождения связаны с тем, что все предыдущие расчеты априори относили менее густонаселенную Шотландию к лейбористам, но шотландцы проголосовали за Шотландскую национальную партию. Тори сделали сокращение количества округов до 600 пунктом своей программы еще в 2010 году. И, по их задумке, изменения должны были вступить в действие на выборах 2015-м. Однако процесс заблокировали их партнеры по коалиции из ЛДП. В общем, ни одна перенарезка не обходилась без обвинения правящей партии в попытке джерримендеринга.

В Канаде проблема неравномерности округов еще острее. «Во многом напряженность связана с тем, что все провинции Канады выдвигают одинаковое количество депутатов в палату общин, хотя численность населения провинций резко различается, - объясняет Евгений Минченко. - В Онтарио насчитывается свыше 13 млн жителей, в Квебеке - свыше 8 млн, в Британской Колумбии - 4,5 млн, тогда как население большинства других провинций не превышает отметки в 1 млн человек. Получается, что многомиллионная провинция Онтарио и провинция Остров принца Эдуарда с его 140 тыс. обитателей имеют одинаковое количество депутатов в федеральном парламенте. Ну а правящая в Мексике Институционно-революционная партия стремится не допустить пересмотра нынешней нарезки округов, принятой в далеком 1996 году. Например, в столичном штате Мехико оппозиция уже девять лет подряд добивается изменения границ избирательных округов в связи с тем, что сельский округ с населением в 55 тыс. человек избирает депутата наравне с городскими округами, в каждом из которых живет по 400-500 тысяч».

Автор(ы):  Константин Чаплин
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~4Gp0H


Люди, раскачивайте лодку!!!




Переходи! Подписывайся! ... пользователей

   открыл, Электронная почта, конверт значок

 info@4pera.com

вконтакте Vестник Vедьмы



 

 Vестник Vедьмы