После того, как Воронежский проектный институт раскрыл перед общественностью секреты будущей застройки центральной части Воронежа, градостроительная политика и структуры, за нее отвечающие, подверглись резкой критике со стороны активной общественности и независимых СМИ. Впрочем, публичные слушания затевались для проформы, мнение людей архитектурным начальникам в одно ухо влетело и в другое тут же вылетело.
Крамольные вопросы
На самом деле глас народа никто слушать и не собирался, полет архитектурной фантазии не остановить, планы утверждены и согласованы. Центр Воронежа местами и так уже похож на оскалившийся щербатый рот: дома малой этажности прошлого века соседствуют с бесхитростными безликими высотками. Выглядит все настолько печально с эстетической точки зрения, что многие стали задаваться вопросом: а кто, собственно, у нас отвечает за архитектурную политику и внешний вид города? Есть ли в Воронеже главный архитектор в конце концов? На днях мы получили ответ. Есть! И ответ настолько исчерпывающий, что даже стало как-то стыдно за невольно возникавшие крамольные вопросы.
Оказывается, уполномоченное специальным решением городской думы управление главного архитектора взяло на себя титанический труд привести в приличный вид фасады домов на видовых улицах Воронежа. Уже утвержден список 70 магистральных улиц, где для каждого здания разработан специальный паспорт фасада. В паспорте будет прописано все: какие цвета разрешены дому, какие архитектурные решения входных групп, какой дизайн и реклама могут иметь место на доме.
Строгий подход к внешнему виду главных улиц затронет и привычные жильцам предметы быта в виде навесного оборудования: спутниковые тарелки и кондиционеры. Сейчас в мэрии разрабатывается нормативно-правовая база, которая должна узаконить право властей в случае чего потребовать от жителей домов убрать навесное оборудование. (Как они такое собираются делать, очень большой вопрос). Начать предполагается с десяти главных видовых улиц, в числе которых проспект Революции, Плехановская, Кольцовская, Пушкинская, Московский и Ленинский проспекты.
Главный архитектор города Антон Шевелев заявил, что в ближайший год-два воронежцы увидят плоды реализации масштабного проекта. В первый момент стало даже как-то непонятно: отчего вдруг главного архитектора стал так раздражать внешний вид наших улиц? Почему его не раздражает бессмысленная махина «Mariott», которая столь же гармонична за двухэтажными фасадами исторической улицы, как бельмо на глазу? Оказалось, идея с фасадами родилась вовсе не в недрах архитектурного управления. Впервые ее высказал, ссылаясь на успешный опыт других городов, уходящий в отставку ректор Академии искусств Эдуард Бояков. К нему прислушались.
Ваш фасад никуда не годится!
Если утверждаться в мэрии будут даже цвета фасадной краски, значит, дома хотят привести в некое единообразие, чтобы не бросались в глаза рекламные аляповатости или неудачные дизайнерские решения. Соответственно, управление главного архитектора берет на себя не только труд, но и право решать, какой магазин, скажем, оформлен со вкусом, а какой стоило бы переделать. И если тот или иной имеющийся фасад специалистами управления будет признан не годным, его владельца, наверное, обяжут его переделывать. Интересно, что будет дальше? Вот, к примеру, вызвали на ковер в управление предпринимателя и объявили ему, что оформление его магазина (кафе, ресторана и прочего) не соответствует новому видению. Дальше что?
Предприниматель должен будет учесть мнение архитекторов и изменить неудачный дизайн? Но как? По своему вкусу или ему подскажут? Или вообще - дадут квадратный кусочек картона, на котором укажут адрес и телефон контактного лица некоей фирмы, в которой грамотно и правильно помогут переделать фасад с учетом новых требований? Или, может быть, даже муниципальный конкурс проведут на лучшую фирму, которая обновляет городские фасады? У нас ведь и такое очень может быть.
Любую идею можно заставить работать в нужном направлении. Но беспокоит не только такое. Сегодняшняя хаотичная, бездумная застройка города выдает либо полное безразличие архитектурного подразделения мэрии к внешнему виду Воронежа, либо его непричастность к процессу принятия важных решений, либо очень и очень дурной вкус. Хуже, если все вместе взятое. И дальнейшее обезображивание города никаким мэйкапом скрыть будет невозможно.