«Уби шиптара», или Футбол вне политикиМатчи последних отборочных туров к Евро-2016 снова напомнили нам, что политики вне футбола не бывает. Российские болельщики на «Открытие-Арене» вывесили портреты лидеров ополчения Новороссии, сопровожденные плакатом «Гордость нации». Украинцы привычно пели оскорбительные песни про Владимира Путина. Но самый грандиозный скандал произошел в Белграде, где матч между Сербией и Албанией был прерван на 41 минуте. В уставе УЕФА и ФИФА есть пункты, которые позволяют при жеребьевке разводить команды из враждующих стран. Так, например, перед отборочным раундом к Чемпионату мира-2010 официально было объявлено, что Россия и Грузия не попадут в одну группу. Уже двадцать лет запрещено играть в одной группе сборным Армении и Азербайджана. Сборной Израиля по политическим мотивам в азиатской зоне не находится места уже около 40 лет, сначала они играли в Океании, а с 1994 года в Европе.
С другой стороны, интерес к футболу всегда подогревался политикой, в том числе там, где законных оснований для разведения команд по группам не было. Есть обоснованное мнение, что война 1969 года между Сальвадором и Гондурасом началась именно после футбольного матча (не случайно она вошла в историю как футбольная война). Сборная СССР не поехала на ответный матч против Чили в Сантьяго в 1973 году сразу после военного переворота Пиночета. Колоссальное политическое значение имел матч ЧМ-1974 года ФРГ-ГДР (0-1) в Гамбурге. Невероятный накал страстей (особенно подогретый британской желтой прессой) сопровождал матч ЧМ-86 между Аргентиной и Англией. Тот самый, в котором Марадона сначала забил гол рукой, а потом сотворил, возможно, лучший гол чемпионатов мира по футболу. В 1998 году весь Иран коллективно молился об исходе матча группового турнира ЧМ против США. И коллективно ликовал после победы 1:0. Югославия победила Хорватию в отборе на Евро-2000, а Хорватия отомстила сербам в 2013-м и поехала на ЧМ-2014.
Хотела ли УЕФА подогреть интерес к футболу, согласившись на сосуществование сборных Сербии и Албании в одной отборочной группе? Очевидно, нет. Так или иначе, но сорванный 14 октября матч Сербия-Албания затмил все остальные и не дал любителям футбола нормально посмотреть гораздо более интересные матчи, проводимые в то же время (например, ФРГ-Ирландия).
Думается, что проведение матча имело главную цель - показать, что проблема Косово (земли сербской славы, незаконную аннексию НАТО которой уже признали более 100 государств, включая США и великое большинство стран ЕС) уже решена. Сербия - на пути в ЕС, и всякие мелкие недоразумения не должны мешать.
Кроме того, 28 сентября в Белграде впервые в истории был проведен гей-парад. Предыдущие попытки провести подобное мероприятие - в 2006-м и 2010 году - закончились массовыми драками. В первом случае сербские националисты жестоко избили участников парада, во втором - все закончилось массовыми драками футбольных фанатов с полицией. На сей раз несколько десятков гомосексуалистов и лесбиянок от вышедших на акцию протеста тысяч сербских патриотов полицейские охраняли с помощью бронетехники. Разумеется, акция ЛГБТ и матч Сербия-Албания - звенья одной цепи. Марш извращенцев и албанские болельщики (которым УЕФА запретила приезжать в Белград) с символикой УЧК («Армии освобождения Косово») пользовались статусом привилегированных лиц под протекторатом ЕС. Дрон с флагом «великой Албании» и с физиономиями «албанских героев» был сорван нападающим сербов Митровичем - после чего на поле и на стадионе началась массовая драка, что привела к отмене матча на 41 минуте.
После того, как английским фанатам, в 80-е годы запугавшим всю Европу, удалось объяснить, что за ультралиберальной приватизацией Маргарет Тэтчер (которую на Западе называют неоконсервативным политиком) жизнь может продолжиться, на арену вышли новые ультрас. За кулисами страшных трагедий в Брюсселе и Шеффилде английские фанаты ведут себя смирно, и Европу будоражат не нажравшиеся лохи-англичане, искупавшиеся в готическом фонтане, а сербские болельщики во главе со знаменитым Иваном Богдановым, сорвавшие осенью 2010 года матч в Генуе Италия-Сербия.
Сербы, как и русские, пережившие чудовищную трагедию разделенной нации, состоят теперь из несколько частей. Одни, как дикая змея, поверившая в дудку факира, направляются в обрыв ЕС. Другие, одержимые сердечным порывом, не найдя своей судьбы в неолиберальной экономике, вожделенно поют на белградских трибунах «Уби, уби, уби шиптара! Уби, закољи, да шиптар не постоји! Уби хрвата да шиптар нема брата!»
И тогда решил я позвонить в Белград, чтобы узнать мнение моей давней знакомой - замечательной и доброй девушки Наташи Пантич, никогда не интересовавшейся политикой, читающей много книг и воспитывающей двух детей. В свое время Наташа подарила мне книгу «Alhemičar» на сербском языке, которую я читал в поезде Воронеж-Краснодар по пути к защите своей первой диссертации.
«Владимире, - ответила она, - то, что сделали албанцы, непростительно. Тут не просто провокация, они намеренно пытались показать всему миру, что сербы - дикари. Я никогда не смотрю на людей через призму веры, политики, цвета кожи. Есть хорошие и плохие люди. Но вот сколько страданий мы приняли от албанцев и вообще от мусульман. Я спокойный человек, но то, что произошло на футболе, просто взбесило меня, и я просто хочу высказаться…» То, что дальше сказала Наташа, я цитировать не буду, чтобы мы с ней не попали под уголовную статью. «Я обсуждала все с коллегами по работе, все думают также».
«А что твой муж думает? - спрашиваю я Наташу. «Он гораздо радикальнее - он просто говорит, что всех шиптаров надо убивать».
«Кроме того, перекроют ли Новый Белград, и доберусь ли я на работу вовремя, - меня визит Путина не интересует, - слышу в трубку голос знакомой учительницы из Белграда (имя просила не называть). - Боюсь, что сербский народ уже не тот, которым я гордилась. Все молчат и боятся».
«Не называй мое имя! Не называй мою фамилию! Не пиши, где я работаю! Меня уволят! Не упоминай мое мнение! Не пиши, не пиши». Вот лейтмотив всех разговоров с жителями Белграда.
Может, мы удивимся, что произошло с Сербией за последние 15 лет? Почему те же люди, что свободно и весело обсуждали со мной любые темы при Слободане Милошевиче, сейчас боятся сказать слово?
Владимир Путин приехал и уехал, а им оставаться лицом к лицу с евроинтеграцией.
И футбол тут действительно ни при чем. Тем более санкции УЕФА. Россия должна вернуться на Балканы Автор(ы):
Владимир Сапунов, доктор филологических наук, профессор кафедры телевизионной и радиожурналистики Воронежского госуниверситета, заместитель декана журфака
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~MP1BX
Люди, раскачивайте лодку!!!
|
Последние новости |