Театральный блеф

Театральный блеф
2 Декабря 2013

В Воронеже разгорается скандал вокруг первого вице-премьера области Владимира Попова, курирующего социальную политику. Как нам стало известно, Попов остался страшно недоволен результатами проверки Театра оперы и балета со стороны региональной Контрольно-счетной палаты, которая не подтвердила неэффективности его бывшего руководителя Игоря Непомнящего, рвал и метал, пытаясь переложить вину на отсутствие мотивировки отставки Непомнящего на сотрудников КСП. Таким образом, все заявления Елены Ищенко, руководителя департамента культуры и архивного дела области, и многие публикации СМИ о недостатках в работе экс-директора Оперы, судя по всему, оказались блефом. Копию акта проверки театра нам удалось получить от источников в Контрольно-счетной палате Воронежской области.

В ревизии воронежской Оперы участвовали заместитель начальника инспекции КСП по контролю расходов на социальную сферу, доходов и расходов бюджета территориального Фонда обязательного медицинского страхования Е.М. Тараканова и три других сотрудника палаты рангом пониже (В.И. Шевченко, И.Н. Шлыкова, Т.С. Зубкова). Но, видимо, чтобы ни одна муха не избежала наказания, в аудиторскую группу включили двух подчиненных (М.Е. Глухова, Н.И. Малышева) влиятельнейшего первого вице-премьера области, руководителя департамента имущественных и земельных отношений Максима Увайдова. Воронеж должен знать своих героев. Проверка осуществлялась больше месяца - с 15 октября по 19 ноября. То есть не успели высохнуть чернила на приказе об увольнении Игоря Непомнящего, как она уже началась. Источники в КСП отмечают, что копали в первую очередь под клан Непомнящих - в соответствии с установками первого социального вице-премьера области Владимира Попова.

 

Как выяснилось, Игорь Непомнящий - эффективный руководитель. Во всяком случае, на протяжении 2011-го и 2012 годов он перевыполнял практически все параметры государственного задания, установленного областным департаментом культуры. Так, средняя заполняемость залов в 2012-м составила 64% (при плане - 55%), количество зрителей, посетивших театр, - 148,6 тыс. человек (122 тыс.), доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - 19,28 млн рублей (17,2 млн), количество проведенных мероприятий - 218 (200), число новых и капитально возобновленных постановок - четыре (две), обновляемость репертуара - 13% (3%). Впрочем, в 2011 году план по числу мероприятий не выполнен - 211 по факту против 240 по предписанию чиновников. Но задача была поставлена, прямо скажем, неадекватная.

 

В году, как известно, 365 календарных дней. Однако в случае с Театром оперы и балета нужно отнять июль и август, когда идет подготовка новых спектаклей, а актеры поочередно уходят в отпуск, и сентябрь, когда идет подготовка к новому сезону. Плюс 30 выходных. Плюс дни, когда идут оркестровые и генеральные репетиции новых постановок. «В лучшем случае получается, что театр может показать своими силами 145 спектаклей в год», - указывал Игорь Непомнящего в письме губернатору Алексею Гордееву. Реально ли осуществить 240 мероприятий? Гордеев Непомнящему так и не ответил.

 

Но идем далее. Из отчета проверяющих видно, что в театре - по большому счету из-за низких зарплат - сложился тяжелый кадровый кризис. Штатное расписание в период с 1 января 2011-го по 1 октября 2012 года утверждалось на уровне 525 человек. Однако на время аудита оказалось, что количество вакансий составляет 145 единиц, или 27,2%. Не хватает восемь человек административно-управленческого, 13 человек художественного, 62 человек художественно-производственного, 16 человек обслуживающего персонала и 43 артиста, в том числе девять вокалистов, 19,5 штатных единиц балета. На момент проверки 51 сотрудник (концертмейстеры, артисты, уборщицы) получал доплату за совмещение должностей в размере от 30% до 100% должностного оклада по совмещаемой должности, 20 сотрудников - от 7% до 42% должностного оклада за расширение зоны обслуживания (артисты), десять сотрудников - от 10 до 100% должностного оклада за увеличение объема работы (машинист и монтировщики сцены и другие). Отдельные сотрудники - три человека (артист оркестра, начальники служб эксплуатации электрооборудования) - имели две доплаты одновременно. Таким образом, 78 человек (или 20,7%) работников получали дополнительные выплаты.

 

Более того, проверкой порядка формирования штатного расписания учреждения установлено, что фактическая численность артистического персонала театра ниже нормативной на 126 единиц, или на 31,5%, и составляет 274 человека. Численность художественного персонала ниже нормативной на 25 человек (41,7%). В то же время по указанному персоналу имеются вакантные должности в количестве 56 единиц.

 

Что же делают на фоне кадровой катастрофы областные чиновники, подчиненные губернатора Алексея Гордеева? А вот что. Процитируем письмо Елены Ищенко, которое в июле 2013 года получил Игорь Непомнящий: «В соответствии с принятыми Планами мероприятий («дорожными картами») об изменениях в отраслях социальной сферы, направленными на повышение эффективности в сферах образования и культуры, по поручению первого заместителя председателя правительства Воронежской области В.Б. Попова в целях выполнения п.8 протокола заседания правительства от 14 мая 2012 года №4 необходимо провести работу по оптимизации штатной численности административно-хозяйственного персонала с направлением высвободившихся средств на повышение заработной платы основному персоналу». Фактически таким образом Ищенко и Попов продемонстрировали документально подтвержденное намерение превратить русский репертуарный Театр оперы и балета в Музыкальный театр - с меньшим штатом и амбициями. А поскольку аналогичное письмо Ищенко получили также другие культурные учреждения, речь, видимо, идет о масштабной кадровой реформе в культурной сфере. Такие же послания приходили Непомнящему (и не только ему) от предшественника Елены Николаевны Ивана Образцова. Непомнящий, обладая высоким авторитетом, их отфутболивал бюрократическим языком. Но интересно было бы ознакомиться с результатами культурно-кадровой модернизации отрасли от команды Гордеева. Не все же такие крепкие и авторитетные орешки, как Непомнящий, способные мотивированно возражать.

 

Понятно, что в условиях кадрового кризиса требование выполнять план в 240 спектаклей определенно носит иезуитский характер. Надо иметь в виду также крайне низкие заработки работников Театра оперы и балета, которые назвать иначе кроме как культурным геноцидом язык не поворачивается. Средняя зарплата артистического персонала, по данным КСП, составляла в 2011 году 10,5 тыс., в 2012-м - 12,2 тыс., за девять месяцев 2013-го - 15,1 тыс. рублей. Для сравнения: доходы художественного персонала выросли с 14,8 тыс. до 19,9 тыс, художественно-производственного персонала - с 8,9 тыс. до 13,1 тыс., обслуживающего персонала - с 6,2 до 9,4 тыс. рублей. Стоит ли говорить, что нынешние зарплаты театральных сотрудников колеблются от 40 до 90% от средней по экономике региона, в том числе 68% - у артистов (между прочим, крупнейшего в Черноземье театра).

 

В проверяемый период было поставлено 12 новых спектаклей (по четыре ежегодно): пять опер («Орландо», «Волшебная флейта», «Паяцы», «Человеческий голос», «Умницы»), четыре балета («Ромео и Джульетта», «Балетные шедевры», «Снежная королева», «Вечер современной хореографии») и три оперетты («Ради женщин», «Бабий бунт», «Мужчина моей мечты»). На их организацию из всех источников направлено 17,5 млн рублей.

 

Но вот что интересно. Елена Ищенко, помнится, инкриминировала Игорю Непомнящему гастроли зачастую сомнительных заезжих артистов в ущерб репертуару. «Абсолютно все в Воронеже понимают, что существуют большие проблемы, связанные с Театром оперы и балета, - заявляла Ищенко, - они существуют давно и их можно увидеть, просто проходя мимо театра. Встаньте к нему лицом и посмотрите на афиши. В лучшем случае там будет одна афиша, так или иначе связанная с театром, все остальное - какой-то Денис Майданов и прочие заслуженные деятели культуры. Сформировалось уже целое поколение людей, которые воспринимают театр как помещение, куда ходят на концерты заезжих звезд».

 

Однако данные КСП неумолимо свидетельствуют, что Непомнящий, напротив, проводил политику по уменьшению доли гастролеров. Доходы от соответствующей деятельности составили в 2011-м 33% от всех доходов театра, в 2012-м - 30%, за девять месяцев 2013 года - 24%. А вот выручка от собственных мероприятий год от года росла (с 65% до 72%). При том, что, как следует из доклада «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика» от культуртрегера Эдуарда Боякова и Ко, одновременно снижалось финансирование Театра оперы и балета из областного бюджета. В 2011 году - 95,3 млн, в 2012-м - 87,8 млн, в первом полугодии 2013-го - уже 36,3 млн рублей. Бюджетное финансирование театра в 2013 году составляет 76% от финансирования в 2011-м, то есть упало на четверть, тогда как доходы учреждения в 2012-м по сравнению с 2011-м выросли на 30%. Так что же, выходит, что Ищенко сознательно искажала информацию, формируя через СМИ негативное общественное мнение? А сама тем временем вместе с Владимиром Поповым настаивала на кадровой оптимизации театра?

 

Кстати говоря, нужно сказать огромное спасибо Эдуарду Боякову. Именно из его доклада следуют негативные для руководства области цифры, свидетельствующие об их реальной, а не декларируемой на словах политике. В официальном акте КСП таких сопоставлений нет. На том, чтобы их оттуда изъять и уж совсем не позориться, вроде бы настаивал Владимир Попов.

 

Тем не менее сказать, что ревизоры не нашли в деятельности Игоря Непомнящего неэффективных решений, нельзя. Такие решения, конечно же, есть. Заключение договоров на проведение гастролей заезжих звезд, констатируют проверяющие, производилось на заведомо невыгодных для Театра оперы и балета условиях. Организаторы гастролей предоставляли учреждению 33 места из 1073, правда, аудиторы скромно умалчивают, что контрамарки уходили прежде всего в областное правительство. В частности, 33 бесплатных билета были заложены в контракте от 11 июня на концерт Сергея Пенкина. Но! Новый директор театра Николай Попов уже наступает на те же грабли, что и Игорь Непомнящий. В договоре с ИП Сергачевой Е.П., организующей 5 декабря концерт народного артиста России Владимира Винокура, предусмотрено 33 пригласительных.

 

Как анекдот в оперном театре рассказывают историю о том, как были вынуждены сбрасываться одному из организаторов гастролей, который привез в Воронеж альтиста Юрия Башмета. На концерт было продано недостаточное для его окупаемости число билетов. Иван Образцов, что очень, кстати говоря, на него похоже, повздорил с организатором. Но в результате пожертвований с нищенских зарплат губернатор Алексей Гордеев с друзьями смог насладиться творчеством именитого музыканта.

 

Примечательно, что проверка Театра оперы и балета проходила в сложных условиях. Главный бухгалтер Елена Огнева находилась в интересном положении и вскоре после завершения ревизии ушла в декрет. Но к неудовольствию первого вице-премьера области Владимира Попова, который сорвал гнев на сотрудниках Контрольно-счетной палаты, Огнева дала мощное пояснение, отбив указанные в акте проверки недочеты. Кроме всего прочего, они, как следует из пояснения, свидетельствуют о недостаточной компетентности ревизоров.

 

Новый менеджмент театра между тем как умеет выполняет поручение губернатора Алексея Гордеева, публично последовавшего за отставкой Непомнящего, - о повышении зарплат персоналу. На него пойдут, по нашей информации, почти 6 млн рублей прибыли, заработанные под руководством Игоря Непомнящего с начала года. Но реально в коллективе уже заметны первые ростки недовольства. Дело в том, что одновременно с ростом зарплат новые руководители театра модернизируют взаимоотношения с гастрольными компаниями. Раньше 150 тыс. рублей с одного концерта шло на формирование прибыли, 50 тыс. - на вознаграждение обслуживающего заезжих звезд персонала. Теперь все 200 тыс. будут идти в доход театра. Там предусмотрены вознаграждения персоналу, но доходы учреждения, очевидно, будут падать, так как с 50 тыс. руководству театра придется платить единый социальный налог. Не исключено, что дополнительные выплаты вскоре вообще прекратятся.

 

Главный же вывод из завершившейся проверки заключается в том, что публично озвученные тезисы региональных властей о причинах отставки Игоря Непомнящего - ставка на гастроли и неэффективность - элементарно опровергаются фактурой из акта Контрольно-счетной палаты области и доклада «Воронежского пульса». Таким образом, увольнение Непомнящего выглядит со стороны как большая неадекватность, или, если сказать мягче, прихоть губернатора Алексея Гордеева, первого вице-премьера Владимира Попова и руководителя департамента культуры области Елены Ищенко. Но логика «Мы так хотим» не работает по отношению к учреждению, составляющему гордость Воронежа, и по отношению к Непомнящему, человеку, который 40 лет жизни отдал воронежской Опере. В нее же вписывается ректорство в Воронежской государственной академии искусств Эдуарда Боякова. А такая политика характеризуется термином «волюнтаризм».

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~Lczeg


Люди, раскачивайте лодку!!!