Не дожидаясь окончательной корректировки доклада «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика» от театрального продюсера Эдуарда Боякова и Ко, областной департамент культуры и архивного дела форсировал процесс создания рабочей группы, которая займется разработкой концепции развития Театра оперы и балета. И в том числе таким актуальным вопросом, как реконструкция его здания. Таким образом, аналитическое исследование начинает получать реальное воплощение.
«Деловые и достаточно объективные замечания, высказанные экспертами по поводу совершенствования деятельности театра, были
восприняты его директором Игорем Непомнящим как угроза уничтожения творческой организации», - заявила журналистам руководитель департамента культуры области Елена Ищенко.
Она считает, что проблем в театре немало. Структура его управления основана на «недопустимом» единоначалии. Функции худрука практически не осуществляются. Перспективное планирование работы, говорит Елена Николаевна, опирается в первую очередь на регулярную сдачу помещения в аренду для эстрадных гастролей. В минувшем сезоне 38% общего количества мероприятий театра составили концерты приглашенных исполнителей и около 60% зрителей - посетители тех самых концертов. Зачастую на спектаклях театра зал заполняется менее чем на одну треть, что свидетельствует об отсутствии грамотного маркетинга и системы управления госучреждением.
«Театр должен не только сохранить лицо репертуарного театра, но и стать визитной карточкой воронежской культуры, - уверена Елена Ищенко. - В труппе театра работают молодые талантливые вокалисты, известная в стране балетная труппа с высоким творческим потенциалом. Но они, по моему мнению, остро нуждаются как в профессиональном художественном руководстве, так и в современном менеджменте».
И действительно, структура управления Театром оперы и балета, основанная на единоначалии, сохранилась с 60-х годов. Функции директора и худрука совмещает Игорь Непомнящий. Хотя за последние 15 лет большинство российских театров перешло на иную систему, в которой первым лицом является как раз худрук. Долгие годы труппа была недогружена, балетные спектакли, по сути, исполняются одним составом. Нет никакой динамики. Практически нет приглашенных постановщиков, а чтобы не бросалось в глаза, для общественности и властей есть танцовщик Владимир Васильев и волгоградская оперетта. Театр оперы и балета стал, в сущности, филиалом Волгоградской оперетты.
«Художественное руководство аморфно и не проявляет должных усилий к обновлению репертуара и улучшения качества постановок, - говорится в докладе «Воронежский пульс» от Эдуарда Боякова и Ко. - В репертуаре 17 балетов, 15 опер, 12 оперетт, четыре детских спектакля. Количество показов оперетт за сезон обычно превышает количество показов оперных и балетных спектаклей. В оперном репертуаре отсутствуют постановки опер эпохи барокко, произведений Беллини, Доницетти, Глинки, Мусоргского, Вагнера, не говоря уже об операх ХХ века - Прокофьева, Стравинского, Шостаковича, Денисова, Мессиана… В балете отсутствует классика современной хореографии - не осуществлено ни одной постановки Баланчина, Ноймайера, Килиана или Форсайта. Имеющиеся в репертуаре оперные постановки выдержаны в эстетике провинциального советского театра и не отвечают запросам современной аудитории... Существует порочная практика вольных дирижерских купюр и режиссерских правок. Большая часть постановок в течение многих лет не обновляется, спектакли показываются почти без репетиций, из-за чего снижается их и без того невысокий уровень. Серьезные проблемы имеются в оперной труппе».
Инициатива Елены Ищенко была ожидаема. Социальные сети восприняли ее по-разному. Критика направлена прежде всего на театрального продюссера, ректора Воронежской академии искусств Эдуарда Боякова. «Ищенко хочет прославится, как Гай-Германика - режиссер скандального телесериала «Школа»? - задался вопросом один из интернет-пользователей сайта moe-online.ru. - Гай-Германика - один из любимых режиссеров Боякова. И если мы промолчим сейчас, то гельманы (
от известного галериста Марата Гельмана. -
ред.), германики и другие как саранча десантируются на воронежскую землю». Однако есть критика и в адрес директора театра Игоря Непомнящего - в свете заинтересованности его семьи в использовании театра для организации гастрольных туров.
«Непомнящий театр развалил, - уверен один из воронежцев. - Многие, и в первую очередь журналисты, за него тельняшки рвут, а сами-то когда в последний раз на спектакле каком-нибудь были? Театра, а не гастролеров заезжих, которым семья Непомнящих сдает его сцену. Труппе даже репетировать негде. Непомнящего увольнять уже давно сто раз собирались за все его безобразия, только высокие покровители до сих пор прикрывали. Дурацкий бояковский доклад ему только на руку - шум поднять, типа обижают, и опять от ответственности уйти на волне поднятого им скандала. А Елена Ищенко - молодец, что за театр бьется, который Игорь Непомнящий, считай, давно угробил».
Тем временем Эдуард Бояков встретился с местными авторами доклада «Воронежский пульс». «Многие обижены, что не получили должного внимания и оценки, - написал он в Facebook. - Мол, хают и фальсифицируют. А по мне - совершенно наоборот. Хорошая реакция на доклад. Да, понимаю, задело. Так то, что появятся обиженные, было предсказуемо. Но главное - другие реакции, интерес и включенность. Мы запустили важные процессы в культуре. И они долгие. Поэтому я очень радуюсь ситуации».