Судебные коммуникации

Судебные коммуникации
26 Декабря 2013

Журналисты и журналистика после посещения журфака Воронежского госуниверситета его ректором Дмитрием Ендовицким остаются в центре общественного внимания. Вслед за вынесением жесткого приговора бывшему главному редактору «Молодого коммунара» Александру Пирогову стало известно о беспрецедентном иске на 200 тыс. рублей, который Московский индустриальный банк предъявил городскому интернет-порталу «36on» в связи с публикацией информации о возможном отзыве у него лицензии. Свой ущерб в банке оценивают в размере 2,2 млрд рублей.

В иске МИБа к ООО «Медиа-группа «Свобода», являющемся учредителем 36on.ru, говорится, что деловой репутации банка повредила заметка «Московский индустриальный банк могут завтра лишить лицензии». Она вышла на портале 18 декабря. Иск был подан в арбитражный суд оперативно - уже 23 числа. В заметке, в частности, утверждалось, что, «по имеющимся данным», Московский индустриальный может стать «одним из первых банков», у которых «могут отнять лицензию» 19 декабря, также в материале говорилось, что в самом банке информацию опровергают. «Но такие обещания вполне понятны, учитывая, что недавно закрывшийся Инвестбанк буквально за день до лишения лицензии уверял вкладчиков, что никаких проблем нет», - заключал автор текста. Немедленно последовало опровержение - как от самого МИБа, так и регионального управления Центробанка РФ. Информацию о возможном отзыве лицензии в регуляторе назвали недостоверными слухами.

Большая часть ущерба, которую МИБ инкриминирует 36on, как следует из иска, приходится на упущенную выгоду - 1,277 млрд рублей - из-за оттока средств физических лиц, а почти миллиард - юридических лиц. Среди потерь представительства истец также называет затраты на премии персоналу за сверхурочную работу, расходы на инкассацию и даже на размещение в местных СМИ опровержений. В банке считают очевидной прямую связь между выходом заметки и оттоком средств, так как именно после 18 декабря в финансовой организации отмечали массовое закрытие счетов и снятие денег.

«Ситуация не была панической - речь шла о повышенном спросе на наличность. Наплыв клиентов наблюдался с вечера 18 декабря по 20 декабря. Пришедшие прямо ссылались на публикацию на 36on.ru. Именно поэтому иск подан только к 36on - нигде больше прямых указаний на возможный отзыв лицензии мы не видели. 36on.ru распространял ложные и провокационные слухи сознательно и целенаправленно», - заявил «Коммерсанту» глава регионального представительства МИБа Андрей Хицков. Интересно, что другие финансовые учреждения, связывающие свой отток клиентов с наводнившими рынок черными списками и якобы слухами о возможном отзыве лицензии, попыток поймать виновных и привлечь их к ответственности не предпринимали.

Совладелец 36on.ru Денис Малеев, в свою очередь, сказал «Коммерсанту», что не видит в действиях портала никаких нарушений: «Мы действовали исключительно в интересах населения. Редакция пошла навстречу банку, подчистила публикацию по просьбе его представителей. Был размещен дополнительный материал с документом ЦБ, в котором вкладчиков убеждали не поддаваться панике. Интересно и то, что письмо из Центрального банка мы получили фактически последними из всех СМИ города». Он считает, что руководство банка «пытается перевалить проблему с больной головы на здоровую». «Слухи об отзыве лицензии ходили по городу, и в банке не могли о них не знать. Но вместо того, чтобы упредить панику и заранее выступить с комментариями, его руководство и пресс-служба молчали. Мы будем отбиваться от иска», - заявил Малеев.

Что касается публициста Александра Пирогова, то вынесение ему приговора Ленинским райсудом Воронежа (четыре года колонии) вызвало бурную реакцию журналистского и правозащитного сообщества. «Профессиональная мразь упекла Сашу Пирогова за решетку, - написал в Facebooк главный редактор воронежского представительства «Российской газеты» Лев Лазаренко. - Сложно что-то говорить. Ни разу не юрист, но даже шапочное знакомство с фабулой и элементарное здравомыслие подсказывает, что мразь очень старалась и работала на конечный результат». Заметка в Facebook правозащитницы Ирины Нестеровой о приговоре Александру Пирогову вызвала огромный резонанс (почти 200 лайков и 900 перепостов). «В уголовном деле есть все признаки фальсификации: обвинение строится на противоречивых и недостоверных показаниях двух свидетелей, доказательства защиты суд, как водится, не учел в приговоре, вещественные доказательства не приобщены к делу, ходатайства Александра и его защиты отклонялись, - утверждает Нестерова. - Саше, его жене и сыну очень нужна помощь. И внимание СМИ. Коллеги, не подведите. Срочно. Остро. Нужна. Помощь». Тем временем готовится обращение к воронежским силовикам с просьбой провести оценку обстоятельств, изложенных Александром Пироговым в своих показаниях, данных в ходе судебного процесса. Его, как ожидается, подпишут руководители Гильдии аналитических журналистов и Центра защиты прав СМИ.

Одновременно с вынесением приговора Александру Пирогову стало известно, что медиахолдинг РИА «Воронеж», созданный на базе ОГУ «Редакция газеты «Молодой коммунар», предъявил журналисту иск в размере 20 млн рублей, которые он, по версии следствия и решению суда, присвоил. «В облправительстве его (Пирогова. - ред.) крови никто не желал», - отметил в интервью «Коммерсанту» заместитель руководителя областного департамента связи и массовых коммуникаций Илья Сахаров.

«Жесткость приговора Пирогову стала, на мой взгляд, пощечиной всему воронежскому журналисткому сообществу, - полагает руководитель портала «Четыре пера», сопредседатель Ассоциации независимых медиа Константин Чаплин. - Худо-бедно, но СМИ отражают тот раздрай, который наблюдается в обществе. А четыре года Пирогову - показатель того, как к журналистам относятся суды и правоохранительные органы».

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~nxYKz


Люди, раскачивайте лодку!!!