Собрание политзаключений

Собрание политзаключений
21 Ноября 2013

В Российском университете дружбы народов прошло Литературное собрание, в котором приняли участие писатели, поэты, издатели, учителя из российских регионов и зарубежья. Выступая на пленарном заседании, Владимир Путин не стал обнадеживать педагогов, которые вопреки его же предвыборным обещаниям (в Воронежской области, в частности) не имеют среднюю по региональной экономике зарплату. Он сказал, что «денег всегда мало». «Спросите у любого миллионера - ему тоже будет мало, - добавил президент России. - Там, конечно, другие масштабы, но все же... Мы постепенно будем повышать зарплаты».

Но главными темами у Путина стали книгоиздательская деятельность (никакой рынок ее не отрегулирует, «во всяком случае, должным образом») и задача «сделать русскую литературу и русский язык мощным фактором идейного влияния России в мире». Президент отметил, что ключевая проблема сегодня - резкое падение интереса к книге как следствие бурного развития цифровых технологий и утраты книгой статуса ведущего носителя информации и знаний. Так принято считать. «Раньше люди находили ответы на интересующие их вопросы именно в книге, - заметил глава государства, сейчас есть и другие возможности, а раньше практически только там учились мыслить, анализировать, чувствовать и, конечно, правильно говорить, поскольку именно в литературном тексте живет и создается язык».

В результате падения интереса к книге, сказал Путин, прослеживаются тенденции к падению общей культуры и скудости разговорного языка. Но «русский язык, слава Богу, слишком велик, чтобы его разрушить». «Такой, что называется, литературной страны, как Россия, в мире, пожалуй, нет, несмотря на все проблемы отечественного книгоиздательства и снижение интереса к книге, - заявил Путин. - Но даже если снижение интереса к чтению, к книгам является общемировой тенденцией, мы не вправе с ней смириться. Именно мы, без преувеличения, несем ответственность перед всей цивилизацией за сохранение русской литературы, за ее сбережение, ее колоссальный гуманистический потенциал. Наша задача - привлечь особое внимание общества к отечественной литературе, сделать русскую литературу, русский язык мощным фактором идейного влияния России в мире. А внутри страны мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона. И, конечно же, важно сконцентрировать усилия на решении проблем литературной сферы».

Отдельное внимание президент уделил личности педагога и возможности пересмотра программ преподавания литературы и русского языка, особенно в старших классах. Сегодня им отведено мало времени - несоразмерно их значимости. «Русский язык, - сказал он, - формирует социально-культурный контекст страны, необходимо прививать вкус к чтению с раннего возраста. Кроме того, юные читатели должны узнавать больше новых имен». Также Владимир Путин отметил, что 2015 год может стать годом литературы в России.    

Наталья Солженицына коснулась вопроса изучения литературы в школе. «Мы уже потеряли целое поколение, сейчас очень важно не потерять следующее. Кто убедит детей, что добро и зло - направление реальности? Литература для всех скажет, что Волкодав прав, а людоед - нет!». Но особенно интересным было выступление Сергея Шаргунова, который напомнил о Болотном деле и его фигурантах, заметив, что соответствующая тема для литературы особенно актуальна. Писатель поинтересовался у президента, возможно ли возродить комиссию по помилованию, чтобы там работали писатели разных политических взглядов.

«Музам служит, а с головой не дружит, - охарактеризовал тот одного из узников. - За политические взгляды никто в России не получает наказания, вы знаете. А вот совершать противозаконные действия - ненормально, мы придем к 1917 году. А комиссия по помилованию есть, она работает в каждом регионе. Всех, кто заслужил, - помилуем». Но вот на предложение Сергея Шаргунова включить в комиссию писателей не отреагировал.

«Мне было важно сказать о реальных бедах литературы - закрытии книжных магазинов, гибнущих библиотеках, сокращении уроков русского языка и литературы в школе, уничтожении института редактуры, - рассказал сам Шаргунов. - Второй момент, о чем важно было сказать, - узники. Я бы чувствовал себя как-то бессовестно, если бы говорил исключительно на культурные темы. Мне кажется, что вопрос о страдающих очень уместен в диалоге литератора и власти. Поэтому я говорил и о Леониде Развозжаеве, и о Ярославе Белоусове, и о деле Даниила Константинова. На мой взгляд, в целом Российское литературное собрание для многих прошло небесполезно. В форуме приняло участие множество учителей, библиотекарей, редакторов толстых литературных журналов - людей, голос которых власти слышат крайне редко. Что касается государственной поддержки культурных институций, то она естественная, нормальная и необходимая вещь, если государство не будет в них влезать и диктовать какие-то свои правила и условия».

Официальными организаторами Российского литературного собрания стали родственники и потомки русских и советских писателей - Дмитрий Достоевский, Михаил Лермонтов, Елена Пастернак, Александр Пушкин, Наталья Солженицына, Владимир Толстой, Александр Шолохов. А лучшее резюме ему дал политолог и публицист Борис Межуев: «Хорошо, что не позвали праправнуков Рылеева», имея в виду известного декабриста.

«Неожиданно большой интерес к собранию писателей проявили СМИ, - в свою очередь, прокомментировал мероприятие Эдуард Лимонов, который его проигнорировал. - Встречаться с царем или нет, оказалось больной темой. Господи, но ведь ясно же, что не надо. Царь хочет нас проэксплуатировать. Я вот думаю, а зачем оно царю, ей-Богу? Проэксплуатировать да, а еще? Возможно, тщеславие, но не совсем понятное, видимо, у Владимира Путина расплывчатые представления о современных ему литераторах. Он их переоценивает? Ладно, если были бы приглашены заносчивый Александр Солженицын или, допустим, насмешливый Иосиф Бродский. Но их же там не было, померли.

О потомках великих писателей, подписавших приглашение. Ну что, потомки обычно не блещут талантами, хорошо, если уродились не ничтожествами. Я сидел в тюрьме с братьями Врубелями, а как-то снимал квартиру рядом с семьей пенсионеров Есениных. Сказать, что они грандиозные люди, не могу, люди как люди. Достоевские и Пушкины есть в телефонной книге, и Пастернаков там с Шолоховыми, как собак нерезаных. Но в ситуацию вокруг собрания влез Акунин. Поскольку он глуп, претенциозен и преисполнен раздутого чувства собственного величия, он превратил свой отказ придти на собрание в послание одного «великого» человека другому. «Пока вы не освободите политзаключенных!» Да не освободит он никогда. Слабо самому стать политзаключенным, господин Акунин? Нечего паразитировать на политзаключенных, часть из которых нацболы. Жирные ручки прочь от...

Хитрозадый Дима Быков отнекался тем, что у него важная лекция о Достоевском в Петербурге. Да там каждый день лекции о Достоевском, в Петербурге-то! Петербург паразитирует на Достоевском как французский город Арль на великом Ван Гоге».

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~x3vyf


Люди, раскачивайте лодку!!!