Сливает ли Владимир Путин Донбасс?

Сливает ли Владимир Путин Донбасс?
13 Октября 2014

Политологи уверены, что украинский кризис - не стометровка.

В украинском кризисе произошло несколько важных, возможно, даже поворотных событий. Они могут свидетельствовать как об определенном сливе Кремлем Донбасса, так и, напротив, о некоторой тактической передышке, формировании государственности на базе урезанных (по линии разграничения с Украиной) Донецкой и Луганской областей (или Донецкой и Луганской народных республик, тут уж кому как нравится) в ходе выборов. Впрочем, если государственность и формируется, то во многом через войну полевых командиров. Одновременно избирательная кампания идет на Украине. Мы спросили воронежских политологов, что они думают о нынешнем этапе украинского кризиса.

Война, мир и выборы

Для начала пунктиром обозначим ключевые события на Донбассе. Несмотря на Минские соглашения, к которым де-юре Украина не причастна (их ратифицировал бывший украинский президент Леонид Кучма, автор книги «Почему Украина не Россия», посол России в Киеве Михаил Зурабов, главы ДНР и ЛНР), боевые действия не прекращаются. Особенно яростное противостояние идет вокруг Донецкого аэропорта. Только за последние сутки погибло 16 жителей Донбасса, в том числе шесть женщин и один ребенок.

Между властями Донецкой народной республики и Киевом подписано соглашение о линии разграничения. «Согласно документу, украинские силовики оставляют несколько городов, в том числе Пески, - заявил премьер ДНР Александр Захарченко. - Но могу сказать, чего мы не получили - Мариуполь, Славянск и Краматорск. Они остаются под управлением Киева». Аналогичное соглашение должны утвердить с Киевом новые луганские власти.

Очевидно, что в такой конфигурации надежды многих русских патриотов на создание Новороссии на базе восеми-девяти регионов Юго-Востока Украины тают.

Но идем далее. Многие эксперты связывают случившееся в ночь с 12 на 13 сентября покушение на народного губернатора Донбасса Павла Губарева, лидера партии «Новороссия», которую сняли с выборов в народный совет ДНР, намеченных на 2 ноября, с разборками полевых командиров. И действительно, соратники бывшего министра обороны ДНР Игоря Стрелкова, а также полевые командиры Игорь Безлер и Алексей Мозговой выступают против выборов, так как - ну какие могут быть выборы во время войны?

Впрочем, пострадала не только партия «Новороссия», но и, в частности, блок «Единая Россия». Так что воронежцы, которые голосуют против единороссов, могут быть счастливы. Ну хоть где-то «ЕР» прокатили. Как говорят на Украине, це дило. Причем с участием специалистов из российского ЦИК под управлением Владимира Чурова.

На украинской стороне - тоже выборы. Но одновременно на границах с ДНР и ЛНР строятся новые укрепрайоны, не исключено, что для продолжения войны. У Петра Порошенко, как и в ДНР, и в ЛНР, тоже есть проблемы с субординацией. Ему не подчиняются все батальоны так называемой Национальной гвардии. Видимо, чтобы получить больший контроль над ними, он снял с поста министра обороны Валерия Гелетея, ответственного за попадание Вооруженных сил Украины в Иловайский котел и известного явно неадекватными обвинениями России в использовании ядерного оружия в Луганском аэропорту. Вместо него министром стал Степан Полторак, командующий Национальной гвардией.

Одновременно Порошенко, судя по всему, убивает двух зайцев. Гетелей явно не популярен в свете ряда поражений украинской армии, а его блоку нужна победа на выборах в Раду. Ну и, повторимся, также он получает возможность контролировать Нацгвардию.

Борис Немцов против Сергея Маркова

В связи с решением президента России Владимира Путина о завершении учений Вооруженных сил РФ в Ростовской области (а я как человек, побывавший в районе Луганска, свидетельствую: неофициально наши войска в Новороссию вводились) между либералом Борисом Немцовым и прокремлевским политологом Сергеем Марковым разгорелся ожесточенный спор, сливает ли российская власть Новороссию.

Тезисы Немцова заключаются в следующем: «Путин: 1. Хотел привязать Украину к России, добиться ее вхождения в Таможенный союз. Получил ровно обратное. 2. Хотел добиться нейтралитета Украины, сохранить ее внеблоковый статус. Полный провал. 3. Хотел уважения со стороны украинского народа. Получил врага. 4. Хотел Новороссию от Донецка до Одессы. Получил меньшую часть Донецкой и Луганской областей. 5. Хотел коридор в Крым через Мариуполь. Получил отпор и окопы, которые рыли русские люди в Мариуполе, чтобы не пропустить оккупанта. 6. Хотел, чтобы как в Крыму, без единого выстрела. Получил 4 тыс. убитых с той и другой стороны. 7. Хотел, чтобы экономика России не пострадала. Получил бегство капитала более 100 млрд долларов, 40 рублей за доллар (девальвация более 20%) и двузначную инфляцию на продукты, застой в экономике без инвестиций и инноваций. 8. Хотел поддержки со стороны имперцев и русских националистов. Получил крайнее с их стороны раздражение и титул предателя».

Ответные тезисы Маркова заключаются вот в чем: «1. Никто Новороссию не сливает. 2. Новороссия - результат кризиса государственности Украины из-за прихода к власти террористической ультранационалистической, даже нацистской хунты. Без кризиса государственности Украины не было бы Новороссии, но если власть террористической хунты будет, то борьба за Новороссию неизбежна. 3. Россия в здравом уме никогда не позволит укреплению у власти русофобской террористической власти. Никогда не позволит, так как здесь вопрос выживания русского народа. Не надейтесь. Мы сделаем все, чтобы Украина не стала антиРоссией и чтобы власть на Украине принадлежала народу Украины, а не банде военных преступников и иностранных агентов, как на Украине сейчас».

Заметим, что примерно аналогичный раскол прошел в российском обществе. Так что заочный диалог Бориса Немцова и Сергея Маркова довольно характерен. Но чтобы разобраться во всем более детально, мы обратились к воронежским экспертам.

На ковре и за ковром

Доцент кафедры политологии и политуправления воронежского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Вячеслав Сальников отмечает, что, с одной стороны, налицо желание и Петра Порошенко, и российских властей о мирном урегулировании конфликта. Но, с другой, война не прекращалась после Минского соглашения ни на один день. Многие вооруженные формирования не подчиняются Порошенко, не решена задача появления единого командования в Новороссии, которую пытался решить Игорь Стрелков.

«Мы видим подготовку к новому наступлению со стороны Украины, с Запада поставляется техника, на границах ДНР и ЛНР собирается мощный кулак, - говорит эксперт. - Так что слова украинских политиков противоречат их делам. Одновременно мы видим, что на украинские де-факто - я бы так сказал - власти давят США, и они же вместе с Евросоюзом давят на Россию своими санкциями. Утверждать, что Владимир Путин и шире Кремль слили Новороссию не совсем корректно, хотя, конечно, в том виде, как думалось весной, то есть в виде восьми-девяти областей, она может уже не состояться. Почему некорректно? Да просто потому, что России не выгодно иметь на своих границах недружественное, русофобское, укронацистское государство в лучших традициях Третьего Рейха. Тут соображения геополитики. В то же время мы слишком завязаны на те же газовые контракты с Европой, да и вообще экономически мы с ней очень связаны, чтобы разрешить украинский кризис одним ударом - походом Вооруженных сил России на Киев и Львов.

Вот поэтому Россия вынуждена балансировать между классической войной и дипломатией. Образно говоря, Владимир Путин пытается вывести явно превосходящего противника, США, Евросоюз и НАТО, за пределы ковра, не атаковать в лоб. Формально все, что сейчас происходит, выглядит, конечно, как слив Новороссии. Но нужно понимать, что украинский кризис - не стометровка, а марафонская дистанция. Если вспомнить историю, Россия начинала многие войны с уступательных позиций, а на Украине мы ввязались в современную гибридную войну за Новороссию, и всегда выходила победителем. Нам приходилось даже сдавать Москву. Так вот, сейчас мы где-то в районе 1941 года».

Вячеслав Сальников добавил, что в Кремле и близком ему олигархате, безусловно, есть силы, заинтересованные в сливе Новороссии, которым, как он считает, удалось остановить наступление под Мариуполем. «Но хочется надеяться, что национально-государственные интересы в нашем руководстве восторжествуют», - резюмировал эксперт.

Термин «слив» некорректен

Исполнительный директор Центра социально-политических технологий Владимир Инютин согласен с коллегой, что украинский кризис - не стометровка, который, начавшись в ноябре 2013 года в Киеве на Майдане, может менее чем за год завершиться. Он прогнозирует его затягивание как минимум на три года. «Сложно дать однозначную оценку событиям на Украине, - признается эксперт. - Например, системный либерал Леонид Радзиховский утверждал слив Россией Новороссии три месяца назад. Позицию Бориса Немцова как более радикальную я не принимаю. Но я бы не стал употреблять термин «слив», он некорректен. Россия, безусловно, оказывает влияние на Новороссию, ее политику, в том числе кадровую. Так что ни о каком сливе говорить нельзя. Концепция отношения Кремля к ДНР и ЛНР изменилась минувшим летом, когда там сменилось руководство, когда убрали Стрелкова, а республики вместо москвичей вроде Александра Бородая и того же Стрелкова возглавили преимущественно местные люди. Но позиция Кремля двойственная. С одной стороны, помощь Новороссии есть, с другой, - признавать ее никто не собирается. Во всяком случае, если судить по заявлениям белорусского президента Александра Лукашенко, а он опытный политик и, думаю, выразил общее отношение руководителей стран СНГ.

На мой взгляд, Новороссия состоится на базе усеченных Донецкой и Луганской областей, точнее, фактически уже состоялась. Речь идет о том, что после бомбежек городов, убийства мирных жителей местное население не воспринимает украинскую власть. Ситуация подвиснет года на три, а потом не исключено вхождение ДНР и ЛНР в состав России. Впрочем, нельзя исключать продолжения военных действий и изменения границ республик. Особенно в случае, если на выборах в Верховную раду победят украинские радикалы вроде Олега Ляшко. Да и действующий премьер-министр Украины Арсений Яценюк - тоже еще тот ястреб. А они настроены на то, чтобы вернуть Донецкую и Луганскую области».

Автор(ы):  Константин Чаплин, «Время Воронежа»
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~xNrrO


Люди, раскачивайте лодку!!!