Сеанс белого пиара с последующим разоблачением

Сеанс белого пиара с последующим разоблачением
1 Ноября 2013

Перья в бок - ректору ВГУ Дмитрию Ендовицкому.

Совершенно незаметно и без широкого освещения в прессе как карточный домик рухнули амбициозные замыслы губернатора Алексея Гордеева и ректора Воронежского государственного университета Дмитрия Ендовицкого по трансформации ВГУ в Центрально-Европейский федеральный университет. Но, как выяснилось, передумал сам Ендовицкий. Не губернатор Гордеев, не Владимир Путин, дававший необходимые поручения, а Ендовицкий, за что, как мы посчитали, он заслуживает перо в бок. И не одно.

На ведущий, как считается, классический вуз Центрально-Черноземного региона Алексей Гордеев обратил внимание практически сразу, как только пересел с кресла главы Минсельхоза РФ в кресло губернатора. Задачи вхождения ВГУ в десятку лучших вузов России и создание федерального университета были им поставлены в качестве приоритетных ориентиров развития региональной системы высшего образования.

Определенная логика в замыслах губернатора, конечно же, имелась. Тогда как раз вошло в моду создание окружных вузов, а Центральный федеральный округ, в сущности, оставался единственным, в котором не было ни одного федерального университета. Если к их числу, понятно, не относить МГУ. 4 марта 2011 на проходившей в Брянске конференции партии «Единая Россия» Дмитрий Ендовицкий задал вопрос об организации на базе ВГУ федерального либо национально-исследовательского университета Владимиру Путину, тогда - премьеру. И Путин публично поддержал его инициативу.

Уже 25 марта 2011 года проект создания на базе ВГУ Центрально-европейского федерального университета был одобрен на ученом совете вуза. После чего проект создания ЦЕФУ ушел на согласование в областное правительство, далее - в Минобрнауки. Губернатор Гордеев лично представил заявку по федеральному университету Владимиру Путину и встретился с министром образования и науки Андреем Фурсенко.

«Минобрнауки одобряет и поддерживает проводимую в Воронежской области работу по модернизации образования, внедрению инновационных образовательных программ и проектов, - говорилось в письме ведомства, которое позже оказалось в распоряжении местной прессы. - Система профессионального образования региона, имеющая стратегическое значение в экономике округа, предполагает федеральную поддержку. Образовательный и научный потенциал ВГУ, в котором обучаются более 20 тыс. студентов, позволяет претендовать на статус ведущего университета РФ».

«Создание федерального университета - совершенно другие возможности осуществления научно-исследовательской деятельности на самом современном качественном оборудовании ведущих производителей, мировых производителей, - заявлял Ендовицкий, - создание целой академии магистратуры, целого кампуса, где мы планируем собирать лучших исследователей молодых со всех регионов Центрального федерального округа».

Ему вторил губернатор: «Будущее региона целиком и полностью зависит от его научного уровня и уровня профессиональной подготовки кадров во всех отраслях экономики. Поэтому мы сегодня кровно заинтересованы в повышении статуса ведущего вуза Черноземья. Уверен, инвестиции в науку и образование - самые надежные вложения. Даже более надежные, чем в нефть и газ. Впрочем, о природных ресурсах: они у нас тоже есть. Серьезные по масштабам залежи никелевых руд, конкурс на разработку которых будет объявлен в ближайшее время (он прошел весной 2012 года. - ред.). А нашли и оценили их ученые геологического факультета Воронежского госуниверситета».

Естественным образом слова Путина, Гордеева, Ендовицкого, письмо Фурсенко широко обсуждались и ретранслировались в печати. Было много шума, пафоса и надежд. Примерно как теперь в связи с докладом «Воронежский пульс» от культуртрегера Эдуарда Боякова и Ко. Но, по нашей информации, именно Андрей Фурсенко, уходя с должности министра после избрания Владимира Путина главой государства в марте 2012 года, принял решение о том, чтобы отказать ВГУ в его новом амбициозном статусе федерального вуза.

Тем не менее кое-чего Гордеев и Ендовицкий добились, но уже при новом главе Минобразования и науки РФ Дмитрии Ливанове. К ВГУ, чтобы оптимизировать систему образования, присоединили филиал Финансовой академии при правительстве России и Борисоглебский педуниверситет. Словом, остались от козлика рожки да ножки.

В отличие от планов по созданию Центрально-Европейского университета, окончательный крах проекта никто не афишировал. Более надежные, чем нефть и газ, вложения оказались безнадежными. И только спустя больше года после того, как на ребрендинге ВГУ был поставлен крест, Ендовицкий, в сентябре 2013 года, неожиданно заявил, что «руководством университета было принято решение отказаться от идеи создания федерального вуза и сосредоточиться на продвижении его в международных рейтингах».

Как интересно, однако, получается. Публично новый статус вуза поддерживали Владимир Путин, Алексей Гордеев и Андрей Фурсенко, а решение приняло руководство вуза. Мы понимаем, разумеется, что Дмитрий Ендовицкий не хотел подставлять губернатора и выкручивался как мог. Но зачем обманывать? Кстати говоря, если говорить о месте ВГУ в международных рейтингах, то в 2013 году он попал в рейтинг QS, второй в мире по авторитетности. Однако вуз располагается там всего лишь на 720-м месте, что показывает огромное количество работы, которое нужно проделать самому Дмитрию Ендовицкому. А он частенько заменяет продвижение интересов ВГУ банальным самопиаром.

Два пера

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~D5RLQ


Люди, раскачивайте лодку!!!