Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ и Бахрейн заявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром, ссылаясь на нарушенные им принципы невмешательства во внутренние дела стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и договоренности о противодействии угрозам стабильности в регионе.
Одновременно было объявлено о прекращении воздушного и сухопутного сообщения с Катаром и блокировке всех катарских информационных ресурсов. Гражданам Катара, находящимся в упомянутых странах, предписано покинуть их территорию в две недели.
Непосредственным поводом к разрыву отношений послужили якобы слова эмира Катара Тамима Аль-Тани о возможности хороших отношений с Ираном и связей с Израилем, что катарскими властями было названо фальсификацией.
Но следует иметь в виду, что нынешний конфликт не является спонтанным, так как противоречия с Катаром имеют долгую историю и многочисленные причины. Так, саудовцы обвиняют Катар в поддержке террористов и экстремистов всех мастей: от «Исламского государства» и «Аль-Каиды» до «Хамаса», «Хезболлы» и «Братьев-мусульман», а также хоуситов в Йемене, на борьбу с которыми Саудовская Аравия уже затратила немалые силы и средства. Кроме того, саудиты крайне болезненно восприняли состоявшийся в мае визит в Тегеран катарского министра иностранных дел.
Египет не забыл активную помощь и поддержку, оказанную Катаром «Братьям-мусульманам» в период их кратковременного нахождения у власти, а Объединенные Арабские Эмираты опасаются влияния своих родственных «Братьям» группировок.
Глубокие корни имеет саудовско-катарское противостояние в вопросе отношения к основателю ваххабизма Ваххабу, потомками которого считают себя представители правящей катарской фамилии, что категорически отрицается саудовским духовенством.
Что касается возможных последствий, то нужно учесть, что Катар обладает только одной сухопутной границей с Саудовской Аравией и зависит от нее в вопросах импорта основных товаров, прежде всего - продовольствия. Да и намеченное развитие инфраструктуры к предстоящему в Катаре в 2022 году Чемпионату мира по футболу во многом опирается на расширение путей сообщения с Саудовской Аравией и Бахрейном.
Реакция Катара была достаточно сдержанной. С его стороны официально заявлено, что у инициаторов разрыва не было для него никаких легальных оснований, а также подчеркнуто, что на катарских граждан данные действия не повлияют. Катарский фондовый индекс QE All Share потерял 7%, а биржевая стоимость нефти повысилась.
Отношения между противоборствующими сторонами никогда не были безоблачными. В 2014 году между ними уже прекращались дипломатические отношения, но затем были восстановлены. Сейчас же, после выступления американского президента Дональда Трампа в Эр-Рияде перед арабскими лидерами и появления информации о намерениях США создать сплоченный фронт против Ирана, любые распри среди членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в корне противоречат американским интересам. Такой факт незамедлительно подтвердил госсекретарь Рекс Тиллерсон, выразивший надежду, что ССАГПЗ останется единым и что США будут приветствовать решение сторон сесть за стол переговоров. Наличие же крупнейшей американской военной базы «Эль-Удейд» в Катаре, а также базы 5-го флота США в Бахрейне наверняка сделают американские доводы еще более убедительными.
Отрезанная голова демократии
Автор(ы):
Российский институт стратегических исследований