«Скоро завершим проектирование в цифре и запустим в производство Ил-112В в военно-транспортной и пассажирской версиях. Самолет будет работать и с грунта, и в условиях Арктики. Главное, что свой и конкурентоспособный», - написал вице-премьер России Дмитрий Рогозин, курирующий оборонный комплекс, в Facebook. Но есть небольшая проблема для Воронежа. На Воронежском авиазаводе говорят, что Ил-112 будут собирать не они.
Дмитрий Рогозин, судя по его свежим постам в социальных сетях, воспользовался западными санкциями в связи с украинским кризисом, чтобы усилить отечественную самолетостроительную промышленность. «Я всегда был против промышленной сборки Bombardier в России, - отреагировал он на решение Оттавы ввести санкции против Москвы. - Свои самолеты надо делать. Спасибо смышленным канадцам, что избавили нас от необходимости выставить их за дверь». За дело Дмитрий Олегович, кажется, взялся рьяно и поставил задачу Минобороны и ОАО «Ил» в течение двух недель устранить ценовые разногласия по сборке военного и пассажирского борта Ил-112.
В связи с западными санкциями Дмитрий Рогозин даже рассказал в Facebook анекдот, что называется, в тему: «Поймали фашисты партизана и перед расстрелом предложили исполнить его последнее желание. Он потребовал дать ему пинок под зад. Они дали... Партизан тут же выхватил у одного фашиста автомат и всех их уложил одной очередью. Вы скажете: «Странное у русских последнее желание!» Да нет. У нас такая национальная традиция. Пока пинок под зад не дадут, ничего делать не хотим».
Но в случае с Ил-112 пинка под зад, как говорится в известном мультфильме, маловато будет. Генеральный конструктор «Ила» Виктор Ливанов, между прочим, отец министра образования России Дмитрия Ливанова, утверждает, что Минобороны требует от них как разработчика снижения по цене и опытно-конструкторских работ, и серийного производства. В цене самолета, говорит Ливанов, 30% - сборка, все остальное - поставщики и смежники. Так что есть разногласия, разрулить которые в сроки, установленные Рогозиным, можно не успеть. «Сейчас все работы по проекту Ил-112В ведутся за наш счет. Мы остановились на двигателе ТВ7-117СМ, так как любой новый двигатель требует дополнительных денег», - заявил Ливанов. Ранее, в сентябре 2013 года, он говорил, что мотор выпускается в Петербурге, но его производство Объединенная двигателестроительная корпорация, предположительно, может перенести в Уфу. А местом окончательной сборки, вероятнее всего, станет Воронеж.
Однако на Воронежском авиазаводе специалисты, отвечающие в том числе за проект Ил-112, утверждают, что про него в последнее время ничего не слышно. «Ан-148 - транспортник делать будем, Ил-112 - нет», - отмечает источник, знакомый с ситуацией. Там предполагают, что местом сборки машины станет Ульяновск. Больше вроде бы негде. На то же самое указывает и тот факт, что именно в Ульяновской портовой особой экономзоне госкорпорация «Ростех» уже в 2014 года должна была построить сборочное производство Bombardier, если бы не Крым и санкции. Площадка освобождается.
Bombardier, согласно договоренности сторон, вносит в совместное предприятие интеллектуальную собственность и технологии. Объем вложений в проект оценивается в 100 млн долларов. Его мощность заявлялась на уровне 24 самолета в год, к 2030-му СП должно было выпустить 250 машин. Впрочем, сами канадцы, похоже, уже жалеют, что вынуждены применять в отношении Москвы санкции. «Речь идет об отсрочке проекта», - надеется президент Bombardier Пьер Бодуэн. Но решительность Рогозина может стоить канадцам контракта. Он уверен, что первый Ил-112 взлетит в небо в 2015-м.