Русские националисты Воронежа выслушали лекцию о своих дедушках-черносотенцах

Русские националисты Воронежа выслушали лекцию о своих дедушках-черносотенцах
28 Апреля 2015

Интересную (в общем-то, хорошо известную, но подзабытую) информацию вынес с лекции историка Владимира Рылова на заседании клуба русских националистов «Sputnik&Pogrom» о черносотенстве, которая прошла на днях в воронежском книжном клубе «Петровский». Как выяснилось, численность самой массовой - русской националистической - партии «Союз русского народа» в начале XX века составляла в Российской империи от 300 до 400 тыс. человек. Надо ли говорить, что тогда подобные институты в стране были, конечно, не настолько развиты, как в наши дни.

Для сравнения: нынешняя численность «Единой России», чисто номенклатурной партии мифического многонационального народа, в Российской Федерации превышает 2 млн человек. В КПСС на излете Советского Союза состояло 18 млн человек. Легко представить, какова была бы численность русской партии, разреши ее регистрацию власти современной России. Думаю, в диапазоне от 2 до 18 млн человек. И никого не надо было бы туда загонять насильно-административно или идти бы туда ради карьеры, как в те же «Единую Россию» и КПСС.

Владимир Рылов напомнил, что к рождению такой правой идеологии, как национализм, привела Великая Французская революция. Несмотря на ее либеральный характер, она преследовала в том числе националистические цели, а одним из ее лозунгов был «Франция для французов». Французами во Франции стали все граждане вне зависимости от этнического происхождения (провансальцы, бретонцы, гасконцы и т.д.), сама Франция стала национальным государством. Но, в отличие от Франции и других стран Западной Европы, в Российской империи национализм зарождался не как революционное, а как контрреволюционное явление, он противостоял террористическим левым партиям вроде «Народной воли». Так, националистическая (точнее, все-таки монархическая) «Священная дружина» (1881-1882) была создана после убийства императора Александра II. Она стояла на защите монархии и боролась с террористами-революционерами. По большому счету русский национализм был равен консерватизму, носил монархический и религиозный (православный) характер. Его идеологию, по словам Владимира Рылова, точно передавала формула графа Уварова «Самодержавие, православие, народность».

1.jpg

Историк Владимир Рылов

В руководстве «Священной дружины» была элита - граф Павел Шувалов, министр двора и уделов граф Илларион Воронцов-Дашков, князь Александр Щербатов, генерал Ростислав Фадеев, Сергей Витте. Предположительно в организацию входили также министр внутренних дел Николай Игнатьев, министр государственных имуществ Михаил Островский, обер-прокурор Священного синода Константин Победоносцев, великие князья Владимир и Алексей. В самарском отделении «Дружины» начинал карьеру будущий автор гениальной фразы «Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия» и премьер Петр Столыпин. Русский национализм изначально был национализмом имперским. Он настаивал на неделимости империи, русскими были все верноподданные монарха. Добавлю пару слов от себя: люди и нации уникальны, а учитывая имперский бэкграунд русских, их национализм может быть только имперским. Все прочие якобы русские национализмы (футбольные фанаты, казаки и т.д.) субкультурны и происходят де-факто из-за проблем с самоидентификацией, в том числе от внедренного у нас принципа доли нерусской крови, которая делает человека нерусским.

Как и в наши дни в РФ (пример - отсутствие регистрации у Национально-демократической партии Константина Крылова), развитие национализма сдерживалось властью. Считалось, что монарх выражает интересы всех подданных, поэтому никакого национализма не нужно. Прежде всего русский национализм развивался через публицистику - в газетах и журналах, главным образом консервативных. И только революция 1905 года выводит его на политическую арену. «Союз русского народа» (1905-1917), русская националистическая партия с рядом социальных требований, становится первой массовой партией в отечественной истории (численность - от 300 до 400 тыс. человек). За ее членами закрепился ярлык «черносотенцы», впрочем, они против него не возражали, а первыми черносотенцами считали ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Согласно исследованию Василия Ключевского, черными сотнями исторически были в России цеховые организации. А до революции к ним уже относился простой народ - и крестьяне, и горожане. Собственно, простой народ и был костяком организации.

Инициатива создания «Союза русского народа» принадлежала сразу нескольким видным деятелям монархического движения начала XX века - врачу Александру Дубровину, художнику Аполлону Майкову и игумену Арсению (Алексееву). Дубровин впоследствии писал: «Мысль о нем зрела у меня с 9 января 1905 года. Как выяснилось, почти одновременно со мной тою же мыслью был охвачен и Аполлон Аполлонович Майков». Основной целью ставилось развитие национального русского самосознания и объединение русских людей для общей работы на благо Российской империи. Особое внимание уделялось Православию как основополагающей христианской конфессии России и важнейшему структурному звену государства. «Союз русского народа» отстаивал принцип неограниченной самодержавной власти, отвергая либеральные идеи конституализма и парламентаризма.

Но не будем подробно вдаваться в историю, в том числе историю раскола «Союза русского народа» и образования «Русского народного союза имени Михаила Архангела» во главе с Владимиром Пуришкевичем. Интереснее другое. Вслед за «Союзом русского народа» появилась русская националистическая партия либерального толка - Всероссийский национальный союз (1908-1917). Главным ее идеологом стал Михаил Меньшиков, русский публицист газеты «Новое время» издателя и писателя Алексея Суворина, являющегося уроженцем села Коршево Воронежской губернии. В числе целей Всероссийского национального союза указывались «единство и нераздельность Российской империи, ограждение во всех ее частях господства русской народности, укрепление сознания русского народного единства и упрочение русской государственности на началах самодержавной власти царя в единении с законодательным народным представительством».

По отношению к инородцам Всероссийский национальный союз предлагал проводить следующую политику: ограничение политических (избирательных) прав инородцев на общегосударственном уровне; ограничение прав инородцев на участие в местной жизни; ограничение некоторых гражданских прав инородцев (при поступлении на госслужбу, при занятии бизнесом и свободными профессиями); ограничение притока инородцев из-за рубежа. Русские националисты настаивали на неприкосновенности частной собственности, а вот у кадетов такого в программе не было, товарищи социалисты, понятное дело, категорически выступали против.

1.jpg

Владимир Рылов считает партии русских националистов влиявшими, но не правящими - такой же, строго говоря, является и современная нам «Единая Россия». Кабинет министров они не формировали. Просуществовали и «Союз русского народа», и Всероссийский национальный союз до февраля 1917 года, когда были запрещены. Причина в том, что не смогли предотвратить госпереворот.

Рылов (и с ним трудно не согласиться) считает, что идеальной политической моделью для России (и имперской, и современной) была бы двухпартийная система, в которой борятся за власть русские националистические партии - либеральная и социал-демократическая. Если ли бы не февральский переворот в стране, к такой схеме и шло дело. Отдельно историк остановился на теме русского национализма в эмиграции и гражданской войне. Когда после февраля 1917 года режим стал сыпаться, в стране возникли Русская социалистическая партия, Союз земельных собственников и т.д. В Учредительном собрании, которое в 1918 году было, как известно, разогнано, русским националистам, включая казаков, удалось получить 20% мест. «Союз русского народа» оказался, несмотря на все репрессии со стороны сначала либералов, а затем большевиков, довольно живуч, его воззвания появлялись вплоть до начала 30-х. В русской деревне действовали агитаторы СРН.

В свою очередь, в эмиграции были созданы несколько русских националистических организаций. Так, возникло движение рейхенгалльских монархистов (по названию города в Баварии) во главе с выходцем из «Союза русского народа» Николаем Марковым. В Париже был создан действующий по настоящее время Российский имперский союз-орден. Барон Петр Врангель после сдачи большевикам Крыма возглавил такую военную организацию, как Русский общевойсковой союз. А в условиях, когда общеевропейским мейнстримом стали фашисты и фашистские организации, в Харбине появилась Русская фашистская партия Константина Родзаевского. Ее идеологию Рылов охарактеризовал как национал-популизм.

Что касается настолько щекотливого момента, как политическое участие черносотенцев в еврейских погромах в Малороссии, то надо иметь в виду, что если в центральной России евреи были респектабельными людьми, банкирами и купцами, интегрировались в элиту, соответственно, никакого антисемитизма возникнуть не могло в принципе, то малороссийские евреи, жившие в черте оседлости, представляли собой агрессивных еврейских националистов. Они террориризовали православных малороссов. Соответственно, приходила ответка. Шло столкновение двух национализмов - еврейского и русского (малоросского). Де-юре черносотенные организации, тот же «Союз русского народа», возникли только после наиболее сильной волны погромов. Но как самая массовая в Российской империи партия она не могла не реагировать на ущемление малороссов. Любопытно, что вся антисемитская литература конца XIX - начала XX века в Российской империи, по словам Владимира Рылова, перекочевала в Россию из Франции. Именно в Западной Европе были наиболее сильны антисемитские настроения. Любое европейское общество являлось антисемитским. С одной стороны, была народная ксенофобия, подкрепляемая настроем христианских конфессий против иудаизма. С другой, - ее усиливали процессы эмансипации, введения гражданского равноправия.

Либералы и большевики (соответственно февраль и октябрь 1917 года) задержали создание русского национального государства, затормозив, по словам Владимира Рылова, естественный ход русской истории. В современной России тренды последнего времени указывают на то, что дело, скорее всего, движется к государственному национализму. То есть национализму как государственной идеологии. Россия приступит, наконец, к строительству русской нации, завязав с мифическим многонациональным россиянством. Однако ее представители будут уже не верноподданными монарха, а гражданами демократического государства.

Автор(ы):  Константин Чаплин
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~JOs0b


Люди, раскачивайте лодку!!!