Россия торжествует, Европа - лютует

Россия торжествует, Европа - лютует
1 Декабря 2013

В Вильнюсе завершился саммит стран-участниц проекта ЕС «Восточное партнерство». Его главными героями стали Молдавия и Грузия, парафировавшие с Европейским союзом соглашения об ассоциации, а антигероями - Украина и Россия. Киеву досталось за то, что он дрогнул и в последний момент передумал вступать в ассоциацию с Брюсселем, а Москве - за ее крупный вклад в нерешительность Виктора Януковича. Развитие ситуации вокруг незалежной комментируют Николай Злобин, Борис Кагарлицкий, Эдуард Лимонов, Дмитрий Ольшанский и другие.

- Проект европейской интеграции Украины позорно провалился. Чиновники Евросоюза в трауре. А вот европейские налогоплательщики вздохнули с облегчением.

Российские чиновники торжествуют. Российские налогоплательщики еще не поняли.

Янукович - просто красавчик. Всех развел, и все ему должны. Будут теперь с обеих сторон за ним ухаживать. Он уже почти выиграл следующие президентские выборы, но еще, похоже, не решил, какой стороне он даст возможность за них заплатить.

Николай Злобин, американский и российский политолог, историк, публицист

- Интересно, а кто из московских либеральных публицистов читал проект договора об ассоциации Украины с Евросоюзом? Если бы прочитали, то заметили бы, что никакого отношения к демократизации украинской политики он не имеет. Ненавистная либералам администрация Виктора Януковича еще месяц назад готова была подписать документ, ничуть не опасаясь каких-либо политических перемен. Главное в проекте - смена технических регламентов в промышленности и новые правила перемещения товаров через границы. Даже про отмену виз сказано как-то очень расплывчато и неопределенно, в отличие от экономических разделов, прописанных ясно и конкретно.

Сторонники договора рассуждали про демократические ценности, почему-то связываемые в массовом сознании с Евросоюзом, который на деле является бюрократическим учреждением, душащим демократические институты в странах Запада. Противники договора, напротив, рассуждали о гомосексуализме в европейских странах и взывали к традиционным ценностям. И никто не задавался вопросом о том, зачем западноевропейские элиты продвигают договор об ассоциации и чем он обернется для промышленных регионов Украины (а заодно и для российской индустрии). Почти ничего не писали и не говорили о ключевом и самом важном требовании договора, предполагающего переход украинской промышленности на новые технические стандарты (причем переход должен делаться за счет самих предприятий или субсидироваться и без того уже почти обанкротившимся государством). Именно такое требование, а вовсе не давление Кремля заставило Киев в последний момент дать задний ход и отказаться от подписания договора. В случае, если бы правительство Виктора Януковича не спохватилось, у него оставался бы только один выбор: допустить массовое банкротство или спасать промышленность ценой бюджетной катастрофы.

Показательно, что в те самые дни, когда в Киеве организовали евромайдан, на улицах Кишинева манифестанты с красными флагами протестовали против подписания договора об ассоциации. Выступления в Кишиневе с удивительным единодушием игнорировала российская пресса - как либеральная, так и прокремлевская. И в самом деле, в Кишиневе все сделали не так, как хотелось бы отечественным публицистам. У либералов просто в мозгу не укладывается, что кто-то может не любить Евросоюз (поэтому русский либерал никогда не сможет понять рядового европейца, который ЕС ненавидит). Что же до охранителей, то им совершенно не подходили социальные лозунги молдавских протестов. Ведь в Кишиневе выступали не против засилья гомосексуалистов на Западе и не в защиту традиций русского самодержавия, недовольны были ростом безработицы в собственной стране и отсутствием демократических процедур в Евросоюзе. Ни то, ни другое не вызывает, кстати говоря, ни малейших вопросов и у украинских сторонников или даже противников европейской интеграции. И тем, и другим по большому счету все происходящее в Европе глубоко безразлично. Как и социальные проблемы своей собственной страны.

Борис Кагарлицкий, социолог, левый публицист

- Мне нравится, с какой легкостью политики из Евросоюза говорят от имени украинского народа. А кто говорит от имени русского 20-миллионного народа, проживающего на территории Украины и даже имеющего ее гражданство? Не еэсовские политики, точно. Но и русские политики о русском народе в Украине тоже не говорят. Будто его и нет.

Виталий Третьяков, основатель «Независимой газеты», тележурналист, публицист

- Так как свое счастливое детство и хулиганскую раннюю юность я провел на Левобережной Украине, в Харькове, работал на харьковских заводах (отличное было время!), то мне, конечно, подавай союз Украины с Россией, а еще лучше - вхождение восточных областей (Харьковской, Днепропетровской, Донецкой и других) и Крыма в Россию. А вот боксер Виталий Кличко оказался на другой стороне. Не знаю, где он родился и воспитывался, но Кличко уже попросил Запад оказать давление на свою страну и ее правительство за то, что не подписали в Вильнюсе ассоциации с ЕС.

У Кличко - партия «Удар» и 42 депутата в Верховной Раде из 450 депутатов. То есть 9%. Меня 9% мало впечатляют. Я твердо уверен, что если бы в России были свободные выборы, я бы имел в нашей Государственной Думе гораздо большую фракцию.

Призывая Запад надавить в пользу Запада, Виталий Кличко утверждает, что Янукович поступил вопреки воле украинского народа. Но напомню: сам Кличко выступает от имени 9% избирателей, имеет право только от них выступать. Вообще же количественно девять, условно говоря, восточных областей Украины более густо населены и куда более промышленно развиты, чем 16, условно говоря, западенских, куда, впрочем, входит и Киев. Так что народом Кличко прикрывается лукаво, 9% от избирателей.

Украинский народ - сильный, красивый, поэтичный, страстный и храбрый. В школе меня девять лет учили украинскому (ввели со второго класса ), так что я его и литературу, начиная от Григория Сковороды и включая Павлом Тычиной, и историю, и язык отлично знаю (разговорный чуть хромает, практики нет). Знаю я со младых ногтей и то, что Украина не цельная и вполне может легко развалиться надвое (если не на трое, так как Польша с Запада зубы точит), как Чехословакия развалилась на Чехию и Словакию.

(Кстати, про Польшу, для них Львов - польский город!)

Россия должна смотреть в оба на то, что происходит у соседей, и не зевать в том случае, если появится возможность получить девять восточных областей Украины и Крым.

Теперь про ЕС. Тамошние злыдни еле справляются со своими, внутри Евросоюза, проблемами. Они не потянут груз 45-миллионного украинского народа. Помочь они Украине ничем не могут, что прекрасно понимают. Так что соглашение об ассоциации нужно было исключительно для того, чтобы оторвать Украину от ее восточного соседа - России. То есть они манят, но помогать не хотят и не могут. Аферисты.

Эдуард Лимонов, писатель, политический деятель

- Возможная ассоциация незалежной с Евросоюзом - лакмусовая бумага. Все, кто за полуколониальный договор с ЕС, имеющий одну только цель, одну очевидную для всех задачу, ради которой хотят угробить Украину, - нанести максимальный ущерб России… Так вот, все они либо близорукие, легкообманываемые люди, либо прямые предатели своей Родины. Будет время и будут спрашивать - а ты не поддерживал ли полуколониальный договор об ассоциации с ЕС? И будут сильно морально бить тех, кто в настоящие и очень трудные для Украины дни поддерживал предательский договор.

В Киеве тем временем бушует Майдан. Сами себя они называют Евромайдан. Но мне кажется, в Киеве натуральный африканский Майдан, потому что он поддерживает полуколониальный договор Украины с ЕС - такой же примерно, как ЕС имеет с Марокко, Тунисом, Алжиром. У меня было уважение к участникам оранжевого Майдана в 2004 году, но к нынешним митингующим уважения нет. Те надеялись, что Украина выберет честную власть. Нынешние надеются, что Украина станет полуколонией Польши.

Сергей Марков, политолог, публицист, общественный деятель, проректор Российского экономического университета имени Георгия Плеханова

- В двуличии первых лиц украинского государства и заключается казус Украины, которая не представляет из себя однородное пространство ни в политическом, ни в социальном, ни в экономическом, ни в каких других смыслах. По сути, Украина - случайное, искусственное образование, созданное Сталиным по итогам Великой Отечественной войны. Но в таком виде она может существовать только вместе с Россией, как составляющая единого культурно-цивилизационного геополитического пространства. Никак иначе разнородное образование существовать не может, и в терминах геополитики представляет собой failed state, то есть несостоявшееся государство.

Украина остается полиэтничным пространством. Единый украинский народ пока не сложился. Поэтому сегодня рано говорить о полноценном государстве. Разнородность естественным образом сказывается и на первых лицах. Они, пытаясь угодить каждому, раздавая взаимоисключающие обещания и одним, и другим, придя к власти, начинают метаться, балансировать, пытаться усидеть даже не на двух, а на трех, четырех стульях. В итоге все заканчивается закономерным крахом, новой революцией, новым волнением и приходом следующего, который также обещает одно, но вынужден делать другое.

Валерий Коровин, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета Московского госуниверситета

- Основной политический парадокс Украины очень похож на аналогичный парадокс русской политики. В Украине (да-да, напишем «в», не будем злить людей попусту) все равно всегда все будет идти в ту сторону, которая про незалежность, Европу и геть москалей, но - на человеческом, финансовом и политическом ресурсе Востока.

Иными словами, Украина в свое время всюду, куда ей хочется, вступит и все подпишет, и Путина к черту пошлет, и Петлюро-Мазепу к сердцу прижмет, но сделает все только сам Виктор Янукович, ну или еще какой-нибудь человек из Днепропетровска, Харькова или Луганска - и сделает в то время и таким образом, как ему одному будет выгодно.

А вот у Галичины нет ни одного шанса. Ее, Галичины, ценности, ее, Галичины, программу - будут медленно, коряво и неуклюже выполнять восточноукраинские люди. «Идеи ваши, а делать будем мы». И никак иначе, к счастью или к сожалению.

В России все почти то же самое.

Здесь тоже не было, нет и не будет никакого другого варианта, кроме европеизации, но, опять-таки, единственно возможным европеизатором всегда будет какой-нибудь «социально чуждый» человек, который пойдет в сторону Европы не с той скоростью, не теми методами, не под тем флагом и вообще не так, как хотелось бы хорошим людям.

Вот к чему, вероятно, и сводится наша «общность судьбы» на данный момент.

Дмитрий Ольшанский, писатель, публицист

- Испытываю чувство неловкости в связи с тем, что, будучи ветераном борьбы с оранжевой революцией, без пяти минут экспертом по Украине, ничего не имею сказать про евромайдан. Совсем ничего. Даже лень заставлять себя думать. Очевидно, что для Виктора Януковича проблематично только одно - ассоциация с ЕС увеличивает внутриполитическое влияние Брюсселя, что его категорически не устраивает. Очевидно, что 2013-й - лишь очень слабое подобие 2004-го. Очевидно, что России опять приписана нехорошая роль - шлагбаума на пути «Белаза» и душителя святых надежд. То, что Владимир Путин вовлек Россию в таких обреченных ролях (Украина все равно вступит в Евросоюз - в любом случае). Люди, пишущие о «победе Путина», безумны. Очевидно, что Украина будет обречена в ЕС на статус Румынии и в результате горько пожалеет о своем выборе, когда Россия договорится с ЕС на полноправных условиях. Очевидно, что опять оживились страны Санитарного Кордона и ведут себя все столь же гадко.

Егор Холмогоров, публицист, политический деятель

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~NK2ry


Люди, раскачивайте лодку!!!




Переходи! Подписывайся! ... пользователей

   открыл, Электронная почта, конверт значок

 info@4pera.com

вконтакте Vестник Vедьмы



 

 Vестник Vедьмы