После смерти Ислама Каримова власть в Узбекистане останется в руках правящей группировки

После смерти Ислама Каримова власть в Узбекистане останется в руках правящей группировки
3 Сентября 2016

Смерть главы Узбекистана Ислама Каримова, которую подтвердили власти, не приведет к смене общественной и политической системы. В стране останутся и жесткий режим, и жесткое подавление исламского политического активизма, и социальная система махалля, в которой живут миллионы узбеков. То есть объединение жителей квартала, где есть постоянный контроль со стороны махалля в интересах государства. Останется сочетание советской политической системы, постсоветской социальной политики, антисоветской идеологии и традиционного восточного режима.

Кто будет новым лидером Узбекистана?

Шавкат Мирзияев. После ухода Ислама Каримова из жизни политическая элита Узбекистана вполне сможет сохранить политическую стабильность. Власть останется в руках той группировки, которая ее и имеет. В нее входит премьер Шавкат Мирзияев. Он назначен руководителем комиссии по похоронам и, видимо, станет новым президентом или реальным лидером страны. В правящую группу входит Рустам Иноятов, глава Службы национальной безопасности. В его руках реальная власть. Но он, будучи довольно закрытым человеком (1944 год рождения), видимо, не станет претендовать на пост президента. В руководящую группу входят члены семьи президента - жена Татьяна и дочь Лола. Есть даже мнение, что Ислам Каримов хотел в последнее время, чтобы новым президентом стала его дочь Лола. Такое возможно. Но все-таки наиболее вероятно, что реальная власть будет в руках премьера Шавката Мирзияева.

Как изменятся отношения Узбекистана с Россией при новом руководстве?

Они улучшатся. Отношения Узбекистана с Россией при Каримове можно описать как хорошие, но искусственно ослабленные. Их надо не улучшать, а усиливать.

Вообще Шавкат Мирзияев считается условно пророссийским, а его первый заместитель Рустам Азимов - условно проамериканским. Отношения Узбекистана с Россией, на мой взгляд, улучшатся, потому что хороших отношений очень хотят те миллионы жителей, которые работают в России или у которых здесь работают семьи. Большего влияния со стороны России хотят узбекское образованное общество и узбекская политическая элита, потому что во влиянии России они видят больше прогресса и больше свободы.

Отношения с Россией при Исламе Каримове как бы подмораживались. Каримов побаивался влияния России и уменьшал его. При нем советский период искусственно третировался как негативный, хотя ясно, что он был лучшим в многовековой истории народов Узбекистана. При Исламе Каримове шла даже странная борьба с памятью Великой Отечественной войны. В ту победу народы Узбекистана внесли очень большой вклад. Но он сознательно девальвировался правительственной политикой. Даже, по-моему, памятники какие-то были ликвидированы. У нас СМИ на таком факте не акцентировались. Однако проблема была. Есть надежда, что при новом руководстве Узбекистана память об общей победе в войне будет в полной мере возвращена.

Каримов то вступал в Организацию договора о коллективной безопасности, то выходил из нее, то опять вступал. Но Узбекистан при его правлении не был достойным членом ОДКБ. Он вышел из организации, а также не стал вступать в другую структуру - Евразийское экономическое сообщество. Есть надежда, что при новом руководстве страна займет достойное и естественное для своих интересов место в ОДКБ и ЕврАзЭс.

Каримов испытывал ревность к руководителю Казахстана Нурсултану Назарбаеву. У них шло как бы соревнование. Назарбаев выигрывал, что не нравилось Каримову. Ситуация приводила к трениям с важнейшим союзником России. Есть надежда, что при новом руководстве психологические проблемы уйдут из политики и отношения Узбекистана и Казахстана улучшатся. В результате Узбекистан будет интегрирован в ЕврАзЭс.

В Узбекистане любят Россию, с надеждой на нее смотрят. И, видимо, новое руководство пойдет навстречу обществу и будет больше развивать отношения с Россией.

Поднимет ли голову исламский радикализм?

Нет. У исламского радикализма есть несколько прочных опор в Узбекистане. 1. Отсутствие сильной государственной идеологии. Исламизм занимает полупустое место. 2. Архаизация социальной жизни в постсоветский период. Она ведет к реанимации таких архаичных видов идеологии, как исламизм. 3. Ферганская долина кипит от перенаселенности и социальных противоречий. 4. Есть «Исламское движение Узбекистана», многолетнее исламистское движение, члены которого воевали почти везде, где могли. Сейчас активно воюют в Сирии. 5. Много коррупции, социальной несправедливости, бедности. Исламизм пытается привлечь таких людей.

Но власти Узбекистана очень жестко подавили попытку мятежа в Андижане и многие исламистские структуры. Будут жестко подавлять мятежи и структуры и дальше, причем при полной поддержке России, Китая и Запада. Характерно, что «Исламское движение Узбекистана» воюет в основном не в Узбекистане, а в других странах. Никто в мире не заинтересован в формировании нового центра джихадистов. Узбекистану все помогут.

Как изменятся отношения Узбекистана с Китаем и Западом?

Видимо, никак. Американцам нужен Узбекистан для решения афганской проблемы. А Узбекистану нужны деньги США. Евросоюз и Узбекистан далеки друг от друга и географически, и политически, и культурно. Китай близок, поэтому естественным образом в регионе продолжится его экономическая экспансия. Также будет продолжено политическое ограничение, чтобы в Узбекистане не было китайского доминирования.

Узбекистан, который построил Ислам

Автор(ы):  Сергей Марков, политолог
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~wIBXn


Люди, раскачивайте лодку!!!