Петр Порошенко посетил зону антитеррористической операции, после чего заявил, что по его приказу строятся три линии обороны, а армия ведет подготовку к зиме. Что из сказанного правда, а что - сознательная дезинформация, знает, наверное, только Порошенко. Однако, скорее всего, его поездка связана с другими соображениями.
Задача Петра Порошенко в текущей ситуации предельно очевидна - он должен полностью контролировать армию и тот сброд, который пока еще под ружьем в виде разного рода батальонов, а, по сути, - обычных банд. Где - криминальных, где - идейных, что дела не меняет. Только в таком случае он может быть уверен, что самостийные действия каких-либо низовых командиров не нарушат его планы.
Украина за полгода после победы государственного переворота в Киеве в значительной мере сумела пройти путь, на котором она могла рухнуть окончательно. Управляемость во многом восстановлена, а отдельные и даже системные проблемы хоть и со скрипом, но решаются.
Тотального демонтажа государственности все-таки не произошло - одна группа олигархов сменила другую, поэтому сносить все не потребовалось. К системе претензий не было - олигархам она нужна, чтобы продолжать грабить тех, кого они выводили зимой на площадь, а весной и летом бросали истреблять несогласных. Теперь прозрение наступает, но уже поздно. Нацистское государство, пусть и в лайт-версии, вполне крепко стоит на ногах, и мелкие проблемы типа недовольных революционеров с каждым днем его беспокоят все меньше.
Скорее всего, еще один миф сторонников хитрого плана Путина рассыпается. Надежда на то, что предательство русских на Украине связано с тайным планом дождаться экономического коллапса и уж затем прийти во всем белом и спасти... Увы, такой миф, как и грозное русское молчание, оказался обычным мифом. Обманкой. Что придумают еще сторонники ХПП - сказать трудно, но то, что придумают, - сомнений нет.
Тем не менее поездка на оккупированные территории Донецкой народной республики для Петра Порошенко оказалась гораздо важнее встречи руководителей СНГ. На встрече он удостоился исключительно неприятных эпитетов со стороны президента Узбекистана Ислама Каримова, хотя, скорее всего, и хорошо, что не приехал. В отсутствие Порошенко по полной программе получил еще один отщепенец - Николае Тимофти, президент Молдовы, которая, как и Украина, евроассоциировалась, а теперь предъявляет претензии к СНГ по поводу возникших проблем с таможенными барьерами. Журналисты отметили исключительно нервный диалог Путина и Тимофти.
Расставленные Порошенко приоритеты слишком демонстративно подчеркивают, что для него проблема управляемости Вооруженными силами прямо сейчас - наиглавнейшая задача. Вполне возможно, что намек сделан не только для Украины, но и для доброжелателей извне. Если учесть, что США очень недовольны затягиванием вопроса силового решения, он явно ориентирован им.
На такой смелый поступок Порошенко не мог пойти, не имея за спиной серьезную поддержку. Первое, что приходит на ум, - конечно же, поддержка канцлера Германии Ангелы Меркель, но вполне возможно, что даже Меркель не может в одиночку подарить Порошенко столько много левел-апов храбрости. Можно предположить, что в поддержку Порошенко выступает не только Германия, но и Россия - тогда да, под такой защитой можно и покочевряжиться.
Россия очень надеется решить проблему Украины через торговлю. Цинично и безо всякой морали - как и положено в политике. 40 тысяч убитых в таком случае будут списаны на допустимые потери, если удастся разрулить проблему без войны. В общем-то, с сугубо циничной точки зрения, подобная позиция может встретить и понимание - она не требует никаких хитрых планов. Все на поверхности.
Единственный камень преткновения, который существует между Россией и Украиной, - безусловно, Крым. Можно сдать и продать, а потом купить и снова продать Новороссию вместе с ее холопами. Феодализм - он такой, людишки выступают как приложение к земельным уделам, не более того. Вот только решение проблемы Крыма такая политика не приближает.
Есть информация, что Германия активно влияет на Порошенко с предложением признать уход Крыма - с соответствующей компенсацией, конечно. Даже звучала кулуарная цифра, которую Украина вполне может выставить России за снятие вопроса. 100 миллиардов. Естественно, долларов. Трудно сказать, насколько она близка к реальности. Но то, что Россия может пойти на такой чейндж, вполне вероятно. Не наличными, разумеется. Есть масса иных способов уплатить возникший должок, но в каком-то смысле чейндж, конечно, может окончательно позволить завершить конфликт двух феодов полюбовно.
В таком случае вполне понятно, почему Порошенко плюнул на поездку в Минск - дела есть и поважнее. Решение, если оно состоится в подобном ключе, потребует от обеих правителей слегка напрячься со своими непримиримыми. И если у Владимира Путина все вроде бы схвачено, и он имеет возможность прикрутить своих возомнивших о каком-то Русском мире, то у Порошенко, конечно, со своим свидомым зоопарком проблем побольше.
Вот только как-то слабо верится, что Штаты в случае благополучного для России, Украины и Европы развития событий просто так утрутся и забудут о своих далеко идущих планах. Акелла не может промахнуться - иначе сразу на его место найдется много претендентов. И, похоже, что недавний звонок любящего сына Умара Шишани (он же Тархан Батирашвили), одного из лидеров «Исламского государства», своему папе со словами: «Мы скоро придем в силах тяжких» и может стать таким ответом Акеллы. Все только начинается.
Но все изложенное не исключает того, что у Путина и Порошенко может и не получиться - достаточно кому-либо в зоне боевых действий плюнуть на договоренности и начать воевать по-настоящему. Вот для чего Порошенко давит своих, а Москва перекрывает кислород своим. Ничего личного - у нас тут, ребята, бизнес.
Автор(ы):
Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид), военный эксперт