Педагогическая проблема

Педагогическая проблема
20 Ноября 2013

Предвыборное обещание президента Владимира Путина о доведении зарплат педагогов до средней по экономике регионов России не выполнено. Во всяком случае, в Воронежской области, где их уровень - 85% от средней. Кроме того, из свежих данных Воронежстата следует значительный перекос в инвестиционной сфере региона в сторону оказания финансовых и потребительских услуг. В реальный сектор экономики деньги не идут, что, безусловно, коррелируется с общеэкономической стагнацией в стране в целом.

Профанация, а не образование

Тема доведения зарплат педагогов до средней по экономике регионов была одной из фишек, которой Владимир Путин обрадовал страну, баллотируясь в президенты в 2012 году. Встречаясь с Путиным, на тот момент - премьером, осенью 2011-го, губернатор Алексей Гордеев обещал выполнить поставленную задачу во втором квартале 2012-го. Тогда как сейчас уже завершается 2013 год. А в сентябре, по данным Воронежстата, средняя зарплата работников образования в области составляла 85% от средней. Воз и ныне там. 

«Владимир Путин дал поручения российскому правительству и региональным органам исполнительной власти довести в 2012 году уровень средней зарплаты педагогов, преподавателей, мастеров производственного обучения до средней зарплаты в соответствующем регионе, - рассказывал в конце 2012-го лидер реготделения «Единой России», вице-спикер Воронежской областной думы Владимир Нетесов. - А к 2013 году средняя зарплата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений также должна вырасти до среднего заработка в сфере общего образования».

Аналогичная тема естественным образом затронула высшую школу. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов обещал до конца июня 2013-го дополнительно перечислить вузам страны 65% от их годового финансирования. Деньги предполагалось направить на повышение зарплат преподавателям и надбавок за ученые степени. «Наша система образования последние десятилетия была в долгу перед преподавателями, мы их сами выталкивали из университетов и из страны, - говорил министр. - Из-за хронического недофинансирования высшего образования они были вынуждены искать себе другие места для самореализации. И здесь нужно раз и навсегда поставить точку. Нам требуются яркие личности, инженеры, практики, знающие реальную жизнь. Но чтобы такие люди пришли в аудитории, им надо достойно платить. За рост зарплат ректоры вузов отвечают головой».

Дмитрий Ливанов особо подчеркивал, что повышение должно быть реальным, а не с помощью арифметических ухищрений или урезания других выплат: «Если есть возможность, устанавливайте своим сотрудникам 100, 120, 150% от средней региональной зарплаты, - инструктировал господин Ливанов. - А если не можете их прокормить, то лучше закрываться. Иначе получается сплошная профанация, а не образование!»

Принцип уравниловки - в действии

В принципе, тот факт, что в Воронежской области зарплаты педагогов на уровне средней по региону удержать не удастся, стало понятно в конце августа, накануне Дня знаний, когда губернатор Алексей Гордеев и его заместитель Александр Гусев, тогда - кандидат в мэры, а теперь - мэр Воронежа, побывали на крупном учительском форуме.

«В бюджете 2013 года на повышение зарплаты педагогам нам пришлось дополнительно искать 5 млрд рублей. Мы понимаем, что задача святая. Я вам обещаю, что мы будем исполнять указы президента и все делать для того, чтобы учитель получал достойную зарплату. В наших планах - сделать доступное ипотечное кредитование для педагогов, чтобы учитель мог позволить себе приобрести жилье. Также будем продолжать в регионе ремонтировать и строить детские сады, школы», - пообещал Алексей Гордеев.

Вскоре выяснилось, что все не совсем так, как представляют первые лица, а анонсированное на 30% повышение зарплат с 1 сентября реально недостижимо. Субвенции школам в соответствии с ранее установленным порядком распределялись так: 70% - на зарплату учителей, 30% - в стимулирующий фонд (на премии). Доход педагога складывался из двух сумм - зарплата плюс премия. Но объявленное увеличение заработков, констатировал заметный общественник Геннадий Шаталов, знакомый с ситуацией, не подкреплено увеличением размера субвенции для конкретной школы, то есть сколько в школу поступало средств на оплату труда, столько и будет поступать. Было рекомендовано произвести увеличение за счет стимулирующего фонда, которого теперь практически не будет, и доход учителя теперь будет состоять лишь из зарплаты, а премии отменяются.

«Принцип уравниловки - в действии», - констатировал Геннадий Шаталов.

Интересно сопоставить зарплаты педагогов с зарплатами в других отраслях. Самые низкие доходы в Воронежской области (30% среднеобластного уровня) сложились у работников, производящих изделия из кожи и обувь, 53% - у работников, занятых в текстильном и швейном производстве. Зарплата аграриев составляла в сентябре 72%, медиков - 80%, а социальных и культурных работников - 76% и 77% соответственно. Сама среднеобластная зарплата, по данным Воронежстата, была на уровне 21,9 тыс. рублей.

Издевка над здравым смыслом

Вторая свежая новость от ведомства тоже не радует. Как и зарплатам, Воронежстат посвятил ей отдельный пресс-релиз. Несмотря на небольшой рост инвестиций в экономику (14,4% за девять месяцев 2013 года), их структура не радует. Повышение инвестиционной активности наблюдается в таких отраслях, как производство кожи, изделий из кожи и обуви (в 1,9 раза), резиновых и пластмассовых изделий (на 18,6%); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (22,9%); строительство (11,8%); оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (в полтора раза); гостиницы и рестораны (в 50 раз); транспорт и связь (30,2%); финансовая деятельность (в 2,6 раза); госуправление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение (в 1,9 раза); образование (46,6%); предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (на 41,2%). Нетрудно заметить, что реальный сектор экономики не очень-то прибавляет. Рост инвестиций в основном обеспечивают банкиры, выдающие кредиты по неподъемным ипотечным ставкам, высокомаржинальный потребительский сектор, отрасли вроде связи, которые ничего не производят, а оказывают услуги, ну и те сферы, которые завязаны на бюджет.

Таким образом, в местной экономике наблюдается перекос, свидетельствующий, что вложения в реальный сектор не растут. За исключением кожи и обуви. Но там, как мы помним, низкие зарплаты. Видимо, руководство предприятий сокращает издержки ради развития. Хотя понятно: на шесть с хвостиком тысяч рублей прожить невозможно.

В свою очередь, за девять месяцев сократились инвестиции в такие отрасли, как обрабатывающие производства (на 27,5%); производство пищевых продуктов, включая напитки и табак (13,7%); текстильное и швейное производство (в 3,9 раза); целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность (на 31,8%); химическое производство (на 26,6%); производство прочих неметаллических минеральных продуктов (в 1,7 раза); металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (в 1,8 раза); производство машин и оборудования (в 3,1 раза), а также здравоохранение и предоставление социальных услуг (на 18,2%).

Иными словами, произошел серьезный обвал инвестиционной составляющей в реальном секторе воронежской экономики. На его фоне 50-кратный рост вложений в строительство гостиниц и открытие ресторанов выглядит как издевка над здравым смыслом.

Фото - с учительского форума, состоявшегося накануне Дня знаний

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~GYBX7


Люди, раскачивайте лодку!!!