Отставка Елены Ищенко подтверждается

Отставка Елены Ищенко подтверждается
17 Октября 2014

Неужели ее заменит предшественник Иван Образцов?

Информация об отставке Елены Ищенко, руководителя департамента культуры и архивного дела Воронежской области, взорвала социальные сети. Обсуждаются разные причины ее увольнения. Чаще всего высказывается версия, что Ищенко де-факто «ушел» не глава региона Алексей Гордеев, а фаворит губернаторской четы, ректор Института искусств (да, да, уже не Академии) культуртрегер Эдуард Бояков. С другой стороны, Елена Николаевна сделала ряд ошибок - сама или под давлением вице-премьера Владимира Попова. Скорее всего, имеет место комплекс причин. Но в любых отставках главное - кто приходит вместо. А в нашем случае нельзя исключать, что в кресло руководителя департамента вернется Иван Образцов.

Как все начиналось

Летом 2013 года на фоне, скажем так, гармониста Образцова кандидатура проректора Воронежского госуниверситета Елены Ищенко на должность руководителя департамента культуры выглядела мощно и обнадеживающе. Интернет-портал «Четыре пера» тогда был первым, кто написал о будущем витке ее карьеры, поэтому процитирую кусочек из нашей тогдашней заметки: «Губернатор… объявил конкурс на замещение руководителя департамента, сформировал комиссию, которая его выберет. Подавать заявки на участие в тендере, как анонсировалось, можно из любого региона России. Замысел Алексея Васильевича был призван подчеркнуть, что вопросам развития культурной среды он придает огромное значение и прежде всего намерен учесть мнение общественности, чем Котин (Олег Котин - редактор журнала «Время культуры, вхож в узкий круг любимцев Татьяны Гордеевой. - ред.), собственно говоря, и воспользовался. Одновременно другая группа культурных деятелей, или культуртрегеров, во главе с либералом от культуры Эдуардом Бояковым, а с недавних пор - ректором Воронежской государственной академии искусств, проводит исследование региональной культурной среды и политики, чтобы представить губернатору Алексею Гордееву аналитический доклад о том, как нужно развивать отрасль в нашем богоспасаемом регионе.

Однако, по информации «ЧП», узкий круг культуртрегеров, включая Боякова и главного режиссера Камерного театра, директора Платоновского фестиваля Михаила Бычкова, близких к губернатору, свой выбор уже сделал. Так что новым руководителем областного департамента культуры с высокой долей вероятности станет проректор ВГУ по учебной работе Елена Ищенко, которая, мы надеемся, противопоставит либералам Боякову и Бычкову здравый смысл, станет консервативным, сдерживающим фактором для их, возможно, разрушающих традиционную культуру соврисковых инициатив. Тем более что Бояков и Бычков, учитывая их непростой характер, как нам кажется, рано или поздно окажутся втянуты в конфликт друг с другом. Мы поддерживаем решение губернатора по кандидатуре Ищенко, считаем его мудрым и взвешенным».

Наши дни

Об отставке Елены Ищенко, которая 16 октября официально простилась с сотрудниками департамента культуры, известно мало. Но весьма примечательно, что - то ли по стечению обстоятельств, то ли по Божьему промыслу - с коллективом она прощалась ровно год спустя после второго и окончательного увольнения директора Театра оперы и балета, Заслуженного артиста России и обладателя знака отличия «За заслуги перед Воронежской областью» Игоря Непомнящего (первое оформили юридически безграмотно). У Игоря Михайловича такой возможности не было. Он попал в больницу, откуда, как считается, его выставили в выходной день по звонку из области, предположительно вице-премьера Владимира Попова, курирующего социальную политику. Ну или его подчиненных. (Документальное подтверждение звонка имеется).

По сообщению воронежских масс-медиа, в понедельник, 13 числа, Ищенко имела беседу с губернатором и попросилась в отставку (вроде бы из-за того, что не нашла общий язык как минимум с Бояковым). Алексей Гордеев попросил ее предложить ему ряд кандидатур вместо себя. Но, в частности, вариант заместителя руководителя департамента Эмилии Сухачевой, при упоминании которой многие деятели культуры тяжко вздыхают, а некоторые рвут на себе волосы, глава региона отклонил. Часть людей отказались сами. А в кулуарах даже обсуждается возвращение в департамент Ивана Образцова.

Известно, что на днях воронежская полиция проводила выемку документов в Театре оперы и балета. Поскольку ведомство генерала Александра Сысоева оперативно о своей деятельности не информирует, предположим, что речь может идти об инциденте с подсобным помещением Оперы у Центрального рынка. Минувшим летом его в буквальном смысле ограбили. Драма, как рассказывал в социальных сетях публицист Сергей Соболев, разыгралась в июле: «Солнышко светило, птички пели, народ расслаблялся в турпоездках. И тут - телефонный звонок в театр директору Николаю Попову. Вежливый голос из департамента культуры попросил освободить подсобное помещение у Центрального рынка, что находится в собственности воронежской Оперы не один десяток лет. Там на тот момент находились столярный цех, цех пошива обуви, цех хранения реквизита. То есть государственного имущество на миллионы рублей! Попов ахнуть не успел, а уже под окна подсобного помещения подогнали грязные грузовые «КамАЗы» и начали в них вышвыривать дорогостоящие костюмы и реквизит. Затем в несколько рейсов свалили как тряпье на главную сцену театра. Причем хамоватые грузчики часть костюмов вышвырнули на помойку, что под окнами театральной подсобки». Также известно, что подсобку, на месте которой могла развернуться грандиозная стройка, уже возвращают на баланс театра.

Относительная самостоятельность

На уход чиновников уровня Елены Ищенко принято подводить итоги их деятельности. Но тут случай особый. Работу Ищенко невозможно рассматривать в отрыве от видения процессов в культурной сфере со стороны Татьяны Гордеевой и Эдуарда Боякова. Яркий тому пример - провальный с финансовой точки зрения концерт «Ее величество опера» в Театре оперы и балета любимицы Татьяны Александровны певички Ирины Макаровой, заработавшей за одно выступление 511 тыс. рублей с копейками. То есть месячную зарплату 25-50 работников воронежской сцены. Причем средств, выделенных из областного бюджета департаментом финансово-бюджетной политики региона. Расходы на мероприятие составили до 2 млн рублей, доходы - 200-215 тыс. Другой пример - гельманоидная выставка, которую организовал в бывшем здании Мариинской гимназии Эдуард Бояков и которую благословил своим присутствием губернатор Гордеев.

«В здании, якобы относящемся к Воронежской академии искусств, в самом центре города (бывший Дом офицеров, числится на балансе Филармонии), были представлены «произведения», которые, пожалуй, постеснялся бы выдавать за искусство даже галерист Марат Гельман, соратник Боякова по Пермской культурной «революции», - писал один из лучших культурных обозревателей Воронежа. - Провокационный мавзолей-зиккурат с черепами или подправленная «Тайная вечеря» вкупе с откровенно надувательскими экспонатами произвели тяжелое впечатление и сказали очень многое о беспросветном будущем, которое готовит студентам Академии такой, с позволения сказать, ректор. И дело даже не в том, что Бояков назойливо пропагандирует современное искусство, а в том, что абсолютное большинство представленных работ вопиюще бездарны и провокационны. Воронеж категорически отторгает подобную эстетику. К примеру, подобранные Бояковым для благотворительного аукциона произведения, купленные местными бизнесменами за большие деньги, остались невостребованными и захламляют помещения департамента культуры и Академии».

Поэтому главный вывод, который, видимо, нужно сделать из пребывания Елены Ищенко в должности руководителя департамента, - относительная самостоятельность. И, между прочим, вопрос эксплуатации бывшего здания Мариинской гимназии требует отдельного внимания. Дело в том, что Минкультуры отказалось передавать его Институту-Академии искусств, Дом офицеров по-прежнему числится за Филармонией, которая оплачивает все коммунальные и прочие услуги, и его, по мнению представителя Дворянского собрания Юрия Лукина, уже успел обезобразить Михаил Шемякин (один из давних собутыльников русского писателя Эдуарда Лимонова). «Какого черта? - возмущается автор «ЧП». - Бывшая Мариинская гимназия - памятник истории и культуры. Здание нуждается в систематическом уходе и реставрации, но новые «хозяева» предпочли дешево пропиариться в стиле пещерных рисунков. Совершенно нелепое, даже кощунственное сочетание с нынешней военной арматурой фасада. Духовный облик ректора широко известен, как, впрочем, и духовное нездоровье товарища Шемякина».

Отсутствие диалога

Качественно проанализировать деятельность Елены Ищенко на посту руководителя департамента невозможно в силу общей закрытости правительства Гордеева (всего одно живое интервью за пять лет руководства Воронежской области). Не хватает фактуры. Но, пожалуй, главными событиями культурной жизни региона за время пребывания Елены Николаевны в чиновниках следует признать, во-первых, отсутствие презентации широкоразрекламированного доклада «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика», на которую возлагала надежды прогрессивная общественность (обсуждение черновика исследования в расчет не принимается). Во-вторых, отставку Игоря Непомнящего, имевшего наглость задавать Гордееву неудобные вопросы. В-третьих, образование движения «Культурный фронт» в знак протеста против разрушительных процессов в культуре, мата и гомосексуализма на сцене.

В недавнем интервью «Времени Воронежа» авторитетный и уважаемый культуролог, профессор ВГУ Тамара Дьякова совершенно справедливо заметила, что «отстаивание характера, принципов русской культуры должно проходить в диалогической манере без оскорблений… Необходимо дать возможность вести культурную полемику». Но именно такой возможности культурную общественность Воронежа и лишили, несмотря на публичные обещания Боякова о доработке «Пульса» и издании его отдельной брошюрой (деньги выделял бывший и.о. мэра Геннадий Чернушкин), несмотря на публичные обещания деятелей путинского Народного фронта «За Россию» устроить диалог сторонников и противников Воронежской культурной «революции». Впрочем, ратуя за «диалогическую манеру без оскорблений», Тамара Дьякова выступает с абсолютно недемократических позиций, отказывая от участия в дискуссии русским националистам. Хотя заметим, национализм - одно из великих порождений Модерна, заключающееся, по самому простому определению, в любви к своему народу, такой же естественной любви, как к матери, женщине, ребенку. Никто не мешает русскому националисту быть социал-демократом, православным консерватором или даже рыночным фундаменталистом.

Особо подчеркну, что мракобесие членов «Культурного фронта» и националистов Воронежа преувеличено. Фронтовики никогда не выступали против современного искусства, той же скульптуры «Трон» Андрея Митенева, представленной в Доме офицеров и являющейся, по моему убеждению, надругательством над государственным флагом России. По большому счету они настаивали на том, что арт-хаус не должен экспонироваться на государственных площадках и за бюджетный счет. «Трон» представлял собой некультяпистого металлического двухголового человечка (явная пародия на двухглавого орла, официальный герб РФ), выполненного в цветах российского триколора. Он был исполнен в виде пыточного кресла с шипами, а наверху - две бесовские головы с высунутыми красными языкам, что символизировали то ли двуглавого орла, то ли Владимира Путина с Дмитрием Медведевым

Так что вторая примета правления в департаменте культуры Елены Ищенко - отсутствие диалога, формирование общественного совета при ведомстве исключительно из представителей прогрессивной общественноcти вроде Боякова, Бычкова и профессора Бронислава Яковлевича Табачникова. Ради справедливости нужно, правда, вспомнить парламентские культурные слушания в Воронежской облдуме. Но они состоялись по инициативе худрука Театра юного зрителя, депутата-коммуниста Александра Латушко.

Скандалы, интриги, расследования

Ну и, пожалуй, третий момент, на который следует обратить внимание и на нем закруглить подведение итогов деятельности Елены Ищенко (учитывая, разумеется, тлетворное влияние Боякова и Ко), - регулярные скандалы в воронежской культуре. Все упоминать смысла, конечно, не имеет. Назовем один из свежих примеров. В конце июля десять ведущих солистов Театра оперы и балета обратились к директору Попову с 18 актуальными вопросами, свидетельствующими о генеральной линии его и областных властей на разрушение классического русского репертуарного театра.

Озвучим самые острые из тем, которые подняли артисты: «На каждом художественном совете, начиная с октября, речь идет о необходимости большой серьезной постановки оперы, классического балета, классической оперетты. Почему за девять месяцев вашей работы в воронежском Театре оперы и балета не состоялось ни одной премьеры или не началась работа ни над одним из запланированных вами спектаклей (классической оперы, оперетты, балета)?»; «Несмотря на то, что приказы на восстановление старых спектаклей и постановку новых вами подписаны, нет последовательной и системной работы в соответствующем направлении (хотя вашей рукой подписан приказ о сдаче спектакля в третьем квартале 2014 года, готовы концепция спектакля «Риголетто», эскизы костюмов, партии актерам вручены). Почему не ведется работа?»; «На общем собрании новый худрук при поддержке руководства театра заявил о традиционном постановочном курсе - опера, оперетта, балет! Сейчас же политика театра больше похоже на концертно-филармоническую работу («Маэстро Дунаевский»). Так ли мы понимаем ситуацию?»; «С ноября 2013 год воронежский театр существует без режиссера. Почему такое оказалось возможным? Также не рассматриваются многочисленные кандидатуры на замещение вакантной должности, предлагаемые работниками театра. Почему после увольнения Александра Зыкова руководство театра не нашло достойной замены в течение целого сезона?»; «Как расценивать постоянные попытки списания подсобного помещения театра, выполняющего роль цеха тяжелых конструкций, сборки, обувного цеха с баланса театра из-за ветхости помещения? Ситуация лишний раз дает повод задуматься о целенаправленном разрушении театра его же руководством, так как существование театра без указанных цехов невозможно. Не станет ли в дальнейшем списание с баланса Воронежа и закрытие самого здания театра естественным событием?»; Почему не рассматриваются варианты творческих поездок и гастролей труппы, но продолжается бессмысленная работа на полупустые залы, начиная с мая, во время отпусков и дачного сезона?»; «Откуда появилась необходимость расширения административного штата путем введения новых штатных единиц должностей - при том, что объем работ не увеличился, а уменьшился! За прошедший сезон в воронежском театре не выпущено ни одного нового спектакля».

Ну и, пожалуй, припомним наделавшее много шума в Воронеже жесткое избиение прима-балерины того же оперного театра Юлии Непомнящей, невестки многолетнего директора учреждения Игоря Непомнящего. В начале сентября ее встретили на выходе из Оперы, на заднем дворе двое неизвестных мужчин. Результат - множественные кровоподтеки на лице и шее. Будем надеяться, что правоохранительные органы найдут-таки негодяев, поднявших руку на женщину. Если уж дело дошло до избиения ведущих артистов, являющихся безусловной гордостью Воронежской земли, лауреатами международных конкурсов, все явно не ладно в королевстве Датском, в смысле - в местной культуре. Политика губернских властей нуждается в кардинальном пересмотре.

Автор(ы):  Константин Чаплин
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~JiHiX


Люди, раскачивайте лодку!!!