Отказ от «Южного потока» США поставили себе в заслугу

Отказ от «Южного потока» США поставили себе в заслугу
3 Декабря 2014

В Соединенных Штатах не без радости прокомментировали решение России отказаться от идеи «Южного потока». По мнению представителя Совета национальной безопасности при Белом доме Марка Строха, таков несомненный результат действия западных санкций. Ну и несгибаемой воли европейцев перестать зависеть от России, чтобы, судя по всему, попасть в зависимость от США.

Вывод из радостного настроения можно сделать только один. В Белом доме возобладают те, кто будет требовать дальнейшего ужесточения санкций, раз появился результат. Связаны ли такие события напрямую - вопрос открытый, но интерпретация не оставляет сомнений: США приписывают произошедшее себе. Нужно учесть, что выбор Турции как альтернативного маршрута вокруг Украины выглядит, безусловно, если не жестом отчаяния, то гораздо менее сильным шагом. Во-первых, в российско-турецкой торговле существует заметный диспаритет. Российский экспорт составляет 25 млрд долларов, навстречу из Турции идут товары на сумму в 7 млрд. Резкое увеличение поставок из России больше изменит торговый баланс, что, в общем-то, не слишком хорошо. Во-вторых, пока совершенно неизвестно, что делать с теми 50 млрд кубометров газа, на которые будет рассчитана новая труба - с учетом того, что сверх 50 млрд Турция возьмет для себя до 14 млрд. Речь идет о том, что будет построен некий хаб, с которого пойдет торговля - причем, судя по всему, торговать будет Турция. Россия берет на себя ответственность за доставку газа только до хаба. То есть либо от соответствующей точки пойдет труба в направлении потребителей, либо на ней будет построен терминал по сжижению и будет осуществляться торговля сжиженным природным газом. Кто именно станет строить то или другое - пока неизвестно. Будут ли у Турции покупатели на такие объемы - тоже пока неясно, здесь все-таки 10% от европейского импорта газа.

Говоря иначе, понятно только то, что «Южный поток» закрыт. С остальным вопросы остаются. Ответы на них пока никто не дал, что, в общем, нормально - проблема непростая, и в лучшем случае что-то прояснится не ранее чем через полгода, если не через год. Опять же - в случае постройки серьезного хаба у Турции появится необходимость дозагрузить его договором с еще одним поставщиком, а то и несколькими. В округе таковые имеются - и Иран, и Азербайджан, да и Туркмения не так, чтобы и далеко. Причем Россия не сможет влиять на Турцию в вопросе выбора партнеров. Ее суверенное право загрузить себя транзитным товаром. Экономическая целесообразность проекта выглядит серьезной - если ранее у «Набукко» не было перспектив просто потому, что не было расчетных объемов газа, то теперь, став дополнением к российскому, проект может быть реанимирован вновь.

Возникает и вообще фантастическая, но опять же - вполне вероятная перспектива возвращения Катара к идее наземного трубопровода. Тем более что он теперь обладает почти что монопольным влиянием на единственного оставшегося в регионе несистемного игрока - «Исламское государство». Парадокс ситуации в том, что ИГ, возникшее как проект саудовских спецслужб, под который из американских тюрем были выпущены саддамовские офицеры (а тогда США и Королевство были союзниками), то прямо сейчас только Катар может влиять на боевиков ИГ, которые развернулись на 180 градусов и угрожают как раз Саудовской Аравии. Саудиты приложили массу усилий для того, чтобы ликвидировать руками ИГИЛ все конкурирующие бандформирования или интегрировать их в него, и теперь плодами всех подобных усилий пользуется противник Аль Саудов Катар. Пользуется - конечно, громко сказано. «Исламское государство» теперь - самодостаточная величина, но определенное влияние все-таки у Ат-Тани на него есть. Во всяком случае, сбрасывать со счетов такое развитие ситуации не стоит. Таким образом, идея воспользоваться турецким маршрутом в случае ее реализации создает новые расклады в регионе, возникают принципиально новые возможности, могут возникнуть совершенно неожиданные альянсы, а прежние способны - распасться.

Соединенные Штаты устроит любое развитие событий, так как они обладают возможностями практически по всем потенциальным линиям - у них натянутые, но вполне рабочие отношения с Саудовской Аравией, Катар - просто их сателлит, с Ираном отношения находятся в стадии, когда они ищут точки соприкосновения и варианты обмануть друг друга. Даже ИГ для США не является проблемой, так как сидящая на транзитных путях террористическая группировка является фактором риска, который можно в случае необходимости быстро поднять до неприемлемого. А можно - наоборот, попытаться снизить через обещания частичного или негласного признания. Тем более что ИГ выполняет заложенную Штатами программу развала Ирака и Сирии, а потому никто и не думает всерьез с ним бороться. Сместив маршрут «Южного потока» южнее, США (которые полагают, что именно они добились такого развития событий) выстраивают новую ситуацию в регионе, получив в качестве бонуса добровольную сдачу Европой своих национальных интересов в пользу Евроатлантического партнерства. Возможно, все произошло неожиданно для США, и они намерены выдать произошедшее за свою глубокую и продуманную политику. Но в определенном смысле именно так все и есть. В выигрыше остаются в любом случае Штаты. Остальные - будут бороться за остатки позитива.

«Южный поток» попал под нож

Болгары цепляются за «Южный поток»

Внешняя политика: лицом к Азии

Автор(ы):  Анатолий Несмиян (Эль-Мюрид), военный эксперт
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~NSeIt


Люди, раскачивайте лодку!!!