Освобождение-3

Освобождение-3
23 Декабря 2013

Вышедший из тюрьмы Михаил Ходорковский, дав в Берлине первые интервью и первую пресс-конференцию, продемонстрировал свободу от либеральных методичек. Говорит он здраво и прагматично, пообещал, что ограничится общественной, но не политической деятельностью. Выразил готовность воевать за территориальную целостность Родины, в том числе за Северный Кавказ, если тот попытается отколоться от России, так как Кавказ - наша земля. В определенном смысле, сказал Михаил Ходорковский, теперь он - националист, чем шокировал либералов. 

- То, что Ходорковского в Берлинском аэропорту встречал Ганс-Дитрих Геншер, - безусловно, знак того, что событие проходит по ранжиру международной политики. Ганс-Дитрих Геншер - умнейший стратег, возможно, равновеликий Киссинджеру, но, думаю, крупнее. Участие именно Геншера в переговорах по Ходорковскому - сигнал; встреча в аэропорту - символ; не Буковский, не Каспаров, не щелкопер из оппозиции. Но - фигура международной политики. Геншер как политический европейский стратег интересен тем, что играет не за абстрактный мир вообще, а за конкретную Германию, иначе бы реальной силы не было: абстрактной силы не бывает - есть только конкретная.

Геншер всегда играл одновременно против (а если хочется сказать «за», то можно сказать - играл «за») России и Америки, в чем его особенность. Ему приходилось сталкивать интересы и разводить интересы, и в выигрыше оставалась Германия. Если сегодня Германия переиграла Европу, то только благодаря Гансу-Дитриху Геншеру. Он - дипломат не просто активный; сильнее его с 60-х годов и до сих пор - никого нет. То, что Европа его помнит и слушает, делает честь рудиментарному разуму Европы.

Максим Кантор, писатель, художник

- Послушал интервью Ходорковского Ксении Собчак и европейской прессе. Ранее я видел лишь одного настолько свободного и глубокого человека - Петра Мамонова. Его пробуют уложить в какие-то клише, роли - а он не укладывается. Из него вытягивают определенные формулы - а он их не произносит. Причем тут не лавирование карьерного дипломата и двуязыкого политика, но проявление другого измерения, таящегося в нем. Полное отсутствие давления на собеседника (то, что напрягало даже в Александре Солженицыне). Странно, но такими бывают очень хорошие монахи-духовники. Без превознесения, без назидательства, возвышательства человек видит мир иначе, чем ты. Без торжества и без осуждения, но то, что так волнует тебя, в его вселенной оказывается не таким огромным. В нем чувствуются десять лет боли и мысли. Потом он, наверное, изменится. Но сейчас Ходорковский - не политик, не зубастый олигарх, не таран, сокрушающий деспотию, а просто человек. Раб Божий Михаил. Я рад, что благодаря его многолетней работе в своей душе его (и отчасти наш) мир оказался интереснее и человечнее, чем можно было предположить. И мне кажется, ему задают не те вопросы. Ему есть что сказать о чем-то более серьезном, чем Олимпиада в Сочи.

Андрей Кураев, диакон, богослов

- Неумные аналитики РФ, многозначительно наморщив лбы, в один голос повторяя друг друга, утверждают, что ВВП отпустил МБХ, чтобы главы западных государств приехали на Зимние Олимпийские игры в Сочи.

Отсебятина и несерьезная чепуха.

Думаю, что Олимпийские Зимние игры давно перестали интересовать главу государства.

Думаю, что ВВП их стыдится.

Он влез в историю с Играми неопытным и тщеславным, бывшим офицером и бывшим чиновником - вице-мэром и, полагаю, не знал, говоря по-простому, чем отличиться в мире. Уверен, сейчас бы он так не поступил.

Но влез и что же, пятиться?

Не царское дело пятиться, даже из глупости.

Они там строят, продолжают бетонировать, а он, я полагаю, вздыхает и кривится, разглядывая дурной огонь, путешествующий по России и в космос, олимпийский, от которого уже и скончались, и загорелись несколько участников эстафеты огня.

«Неловко вышло, - думает он, - неловко, неумная затея была, но перетерпим. Не царское дело теперь сказать, что Олимпиаду я затеял зря, не надо было».

Конечно, его, государственного мужа, спасшего Сирию и Украину, должно воротить от Игр, как от неуклюжей выходки, греха молодости.

Между тем президент Литвы Грибаускайте, тетка, похожая на подругу бывшего министра обороны РФ Евгению Васильеву - пышные плечи, лишняя плоть, фыркнув, заявила, что не приедет на Зимние Олимпийские игры. Все равно, как если бы у нас губернаторша одной из областей не приехала. Ну и не едь, у нас своих пышных теток навалом.

Она не одна, Грибаускайте, там и другие западные лидеры не едут. Кто действительно занят, кто протестует против ВВП. Французский Франсуа Олланд не едет, да и пусть.

Новые европейцы! Давно ли онучи закручивали и в толстых носках-самовязах ходили, благородные литовцы?

Грибаускайте! Кушай грибы и сиди себе тихо, а то мы вспомним, что вы всех своих евреев извели, уничтожили, почище германцев работали. И кто вас только в Евросоюз пустил?

Я признаюсь, что меня междунардное кривляние достало. Может быть, возраст сказывается, готов признать.

Но бывшие республики СССР сводят свои личные мелкие исторические счеты с Империей. И с русским народом, который империю замыслил, создал и сделал блистательной.

Карлики неблагодарные!

Мы взяли вас в Историю!

Без нас вы пели бы по лесам свои мутные песни.

Эдуард Лимонов, писатель, политический деятель

- Не исключаю ситуацию, при которой Михаил Ходорковский окажется тактическим союником Владимира Путина. Березовский был страстен, Гусинский - хитер и гиперосторожен. А Ходорковский холоден и расчетлив, но имеет ценности и ощущение своей миссии. Для него совершенно точно - «ничего личного, чистый бизнес».

Месседж Ходорковского Путину очень простой: «Владимир Владимирович, в какой-то момент часть общества отказалась признавать ваш арбитраж, и вы вывели ее за скобки, что оказало негативное влияние и на экономику, и на рейтинги, и на ситуацию в вашем окружении. Я готов стать модератором с той частью общества и вернуть ее в режим диалога. Причем без каких-либо предварительных условий».

И здесь его позиция принципиально отличается от позиции Михаила Прохорова (если огрубить, то примерно так: «Чего изволите? Нет ли актива бесхозного для эффективного менеджера?») и Алексея Навального (опять же, огрубляя: «Я бойцовая собака в драке кремлевских кланов, когда я отъемся на ваших харчах и заматерею в ваших драках, ночью я проберусь к вам в спальню и перегрызу вам глотку»).

Евгений Минченко, глава коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»

- Причина освобождения Михаила Ходорковского: прошение о помиловании. Да, Ходорковский не признал свою вину, однако письмо президенту по поводу состояния здоровья матери экс-главы ЮКОСа, на которое он отреагировал, - очевидно благоприятное для Владимира Путина обстоятельство.

Время освобождения: за два месяца до зимней Олимпиады-2014 в Сочи. Главный аргумент последовательных противников России на Западе, выдвигавшийся как причина бойкота/информационного бойкота Олимпиады, более не может быть задействован и теряет какую-либо ценность.

Условия освобождения: никаких условий. Сам Ходорковский заявил о том, что понимает, на что рассчитывал Путин, однако каких-либо формально ограничивающих его обязательств экс-глава ЮКОСа никому не давал. Косвенно ситуацию подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отметивший, что ограничений для въезда Ходорковского в Россию нет. Конечно, есть приговор по поводу 550 млн долларов, пока не отмененный Верховным судом России, о чем Ходорковский упомянул. Однако тут выбор самого Ходорковского - ждать отмены в России или за ее пределами.

Образ Путина: спокойная сила. Так освободить из заключения своего главного и весьма опасного противника может лишь сильный человек, не сомневающийся в своем праве так действовать, а также в том, что ситуация находится полностью под его контролем.

Планы Ходорковского: опасности для Путина или системы власти в России нет. Экс-глава ЮКОСа заявил, что не планирует бороться за возврат активов, не будет заниматься политической деятельностью, не готов финансировать оппозицию. Единственное, что он сказал определенно, - о стремлении заниматься правозащитной деятельностью и освобождением людей, которых он считает политзаключенными. Однако после амнистии проблема, и так не слишком существенная, быстро потеряет актуальность.

Настоящий Ходорковский: он бесконечно далек от годами лепившегося образа либерального вождя. Было заметно, как Евгения Альбац и другие испытали сильнейшее потрясение, когда экс-глава ЮКОСа заявил, что лично пойдет воевать за Северный Кавказ, если возникнет угроза его отделения и большой войны. И о том, что мир - мир захваченных территорий, которые нужно защищать. И о том, что он националист и сторонник единства страны и национального государства. И о том, что частный бизнес эффективнее государственного, но его социальная ответственность должна быть масштабной. На мой взгляд, Ходорковский выглядел очень достойно, не мелочился, не выдвигал запоздалых или наивных претензий.

Дмитрий Орлов, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций

- Истерия вокруг Ходорковского начинает напоминать истерию вокруг Путина осенью 1999 года.

Те же речи про удивительно ясного, цельного и простого человека.

Те же проекции своих тайных желаний и фантазий.

То же вчитывание в пустоты своих смыслов.

То же заглядывание в глаза со стремлением подсказать и предостеречь.

Даже основной месседж: «Воевать за Кавказ и территориальную целостность страны» - и тот пугающе одинаков.

Думаю, если я сейчас начну предлагать редакциям свои статьи о Путине 1999 года с заменой «Путин» на «Ходорковский», «Ельцин» на «Путин», а «чекист» на «зэк», то большинство редакций их возьмет, не заметив никаких несообразностей.

Егор Холмогоров, публицист, политический деятель

Автор(ы):  Максим Кантор, Андрей Кураев, Эдуард Лимонов, Евгений Минченко, Дмитрий Орлов, Егор Холмогоров
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~9moJ6


Люди, раскачивайте лодку!!!