Остров разногласий

Остров разногласий
6 Августа 2013

Перья в бок - политологу Павлу Кабанову.

Кандидат исторических наук Павел Кабанов - безусловно, один из интереснейших политологов и публицистов. О чем, например, красноречиво свидетельствует его уникальная книга «Остров невезения», посвященная новейшей политической истории Воронежской области. Но зачастую, на наш взгляд, он излишне драматизирует складывающуюся в региональной политике ситуацию. Впрочем, эксперт имеет полное право на подобный взгляд, как любой свободно мыслящий человек. Вместе с тем нам представляется, что некоторые его утверждения, высказанные в недавнем интервью «Четырем перьям», являют собой не просто сгущение красок, а в корне ошибочны.

 

Утверждение первое: в кампании по выборам мэра Воронежа нет конкуренции.

 

Если понимать под конкуренцией равенство электоральных шансов, отсутствие явного фаворита при абсолютно неизвестных, не ведущих активной кампании соперниках, то очевидно: условие соблюдено. Мало того, сход с дистанции Геннадия Чернушкина, основателя мебельного холдинга «Ангстрем», и вступление в гонку вице-губернатора  Александра Гусева дали большую фору оппозиционным кандидатам. Особенно - выдвиженцу КРПФ Константину Ашифину, который давно, задолго до официального старта мэрской кампании, ведет масштабную агитацию. И депутату гордумы Галине Кудрявцевой, чей рейтинг, по данным института общественного мнения «Квалитас», уже в мае был на уровне 26% при 21% у Чернушкина. А мнение о том, что участники гонки, на взгляд кого-то из наблюдателей, являются недостаточно яркими, не может быть серьезным аргументом в дискуссии о характере выборов. Здесь явно дело вкуса.

 

Утверждение второе: исход выборов решит применение административного ресурса, что приведет к подрыву легитимности действующей власти.

 

С учетом того, что такая оценка была дополнена мнением об отсутствии в правительстве области специалистов по применению административного ресурса, можно было бы сказать: политолог сам себя и опроверг. Однако, если все же говорить по существу, то пресловутый административный ресурс в Воронеже до недавнего времени находился полностью под контролем тех, кого глава региона как-то назвал «политическими карликами». В силу того, что последние во многом отстранены от властных рычагов, а выстраиванием новой «выборной машины» никто не занимался (да и срок оставался слишком непродолжительный), следует признать: волеизъявление граждан не будет искажено. Так что все, чем, по большому счету, могут завоевать симпатии избирателей кандидаты, - свой управленческий опыт и предвыборная программа. Более того, региональные власти крайне заинтересованы в максимальной легитимности избранного градоначальника, а соответственно, в законности и честности всей кампании. Ибо, как справедливо утверждает и сам политолог Кабанов, - в противном случае моральная ответственность за воз трудноразрешимых городских проблем ляжет только на них.

 

Утверждение третье: губернатор Алексей Гордеев выстроил моноцентричную систему властных отношений и не считается с другими политическими акторами.

 

Вот здесь стоит вспомнить, пожалуй, даже не то, что Александра Гусева первоначально выдвинули общественные организации, а только затем он заручился поддержкой «Единой России». А то, каким образом Гусев оказался в правительстве области. Данный факт красноречиво иллюстрирует внутреннюю политику Алексея Гордеева, которая основывается как раз на поиске общественного согласия, а вовсе не на конфронтации с другими политическими акторами. Все ровно наоборот: высокий уровень доверия к нему со стороны последних - и есть результат его подхода, основанного на справедливом и уважительном отношении ко всем участникам политического процесса.

 

Итак, Алексей Гордеев и Александр Гусев вообще не были знакомы до назначения последнего руководителем промышленного департамента. Кандидатуру экс-директора «Воронежсинтезкаучука» предложили советы промышленников, после чего глава области решил проверить его в деле. Впоследствии у губернатора сложилось собственное мнение о деловых качествах своего назначенца, в результате чего тот ушел на повышение, заняв вторую по значимости должность в региональной исполнительной власти - вице-губернатора и первого зампреда облправительства. Безусловно, и выдвижение Гусева в мэры - результат договоренностей с другими ведущими политическими и общественными фигурами, согласиться или не согласиться с выбором которых предстоит избирателям.

 

Утверждение четвертое: губернатор Гордеев в своих решениях ориентируется на Москву, а не население, поскольку был назначен сверху, а не избран снизу.

 

Вот здесь, возможно, кроется самое серьезное недопонимание ситуации, поскольку даже при прежнем порядке назначения губернаторов, в соответствии с которым Алексей Гордеев возглавил Воронежскую область, работать без оглядки на мнение населения было невозможно. Основным индикатором для оценки Кремлем региональных лидеров является именно отношение жителей к их политике. Таким образом осуществляется двойной контроль - и сверху, и снизу. Но еще важнее то, что в уже 2014 году воронежцы смогут вынести свою оценку деятельности Алексея Гордеева на избирательном участке.

 

Два пера
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~O2pjH


Люди, раскачивайте лодку!!!