Основателю Воронежа воеводе Семену Сабурову уготовили Советскую площадь, тогда как его памятнику место на Университетской

Основателю Воронежа воеводе Семену Сабурову уготовили Советскую площадь, тогда как его памятнику место на Университетской
17 Августа 2016

После того как в Воронеже были удовлетворены основные культурные запросы еврейской диаспоры в области монументального искусства, власти, и прежде всего губернатор Алексей Гордеев, заговорили наконец-то о памятнике основателю города. О перспективах появления на Советской площади в центре столицы Черноземья памятника первому воронежскому воеводе Семену Сабурову сообщила глава управления архитектуры и градостроительства области Марина Ракова. По ее словам, он станет лишь одним из элементов реконструкции площади.

«Мы получили задание проработать проект Советской площади и примыкающих к ней улиц, чтобы создать полноценный пешеходный маршрут, - рассказала Марина Ракова. - Архитекторы рассматривают возможность организовать в единый комплекс улицы Орджоникидзе, Кардашова, спуск ко Дворцу детей и молодежи. Мы пытаемся создать целостную картину, увязывая на большом участке города пешеходные, рекреационные и исторические функции. Что касается Советской площади, то она будет реконструироваться, тут планируется поставить памятник Семену Сабурову».

Проект реконструкции центра Воронежа, по словам Марины Раковой, не получил визуального оформления, поэтому горожан она призвала запастись терпением.

Что ж, как говорится, дольше терпели. Но монументальная инициатива власть имущих не особенно радует. Для тех, кто поспешил восторженно сообщить о воплощении в жизнь давней идеи установить в Воронеже памятник воеводе Сабурову, хочется напомнить. Ставить памятники своим основателям - давняя традиция европейских городских сообществ. Не идея, а именно традиция. Как писал Александр Пушкин: «Любовь к родному пепелищу, // Любовь к отеческим гробам. // На них основано от века, // По воле Бога Самого, // Самостоянье человека, // Залог величия его». Наш долг и обязанность помнить тех, кто первым обустроил здешнюю землю и передал ее нам.

Конечно, попытка построить новый мир на обломках разрушенного старого сильно задержала российские города в осознании столь непреложных истин. Симптоматично, что и сегодня потомки тех, кто раздувал на русских просторах пожар мировой революции, мешают нам разобраться в своей истории. Как известно, московские либералы во главе с Николаем Сванидзе резко протестовали против установки в Орле памятника его основателю Ивану Грозному. Но, к примеру, французскому королю Карлу IX, принимавшему личное участие в Варфоломеевской ночи, во время которой было убито более 3 тыс. гугенотов, столько же, как за все время правления Ивана IV (а всего за две недели по всей Франции убили 30 тыс. протестантов), жители Гётеборга поставили памятник в 1904 году. На том основании, что Карл IX в начале XVII века заложил на острове Хисинген, что в устье Гёта-Эльва, город, названный Гётеборгом.

Мы о своих отцах-основателях забыли почти на целый век. Воронежцы, как и жители Орла, в сравнении с европейцами опоздали с памятником основателю своего города более чем на сто лет. Вот сколько лет русским мешает разобраться в собственной истории коллективный сванидзе. И пока почти везде в малых и больших наших поселениях на главной площади мы имеем как символ отсчета новой эры памятник хотя и выдающемуся, но одному и тому же политическому деятелю. Как деликатно подвинуть его на принадлежащее только ему историческое место - проблема отдельная.

В первую же очередь каждый город - так или иначе - стремится отдать дань своим основателям. Так что тот факт, что в Воронеже нет памятника воеводе Семену Сабурову, говорит о многом. И в первую очередь - о том, что до последнего времени общественное мнение во всех делах, которые касаются историко-культурных и краеведческих инициатив, было целиком под жестким контролем либеральной, космополитической тусовки, которая не только яростно отрицала право русских иметь свое лицо. Она всячески дезавуировала региональную идентичность. Патриотическая же общественность города говорила о необходимости увековечения памяти отцов-основателей города с 90-х годов XX века. Но к ее голосу никто не прислушивался.

Буквально недавно поставить монумент основателю города к 425-летию Воронежа предметно предложил талантливый русский скульптор из Калача Александр Козинин. Свой проект он привязал к единственному исторически правильному и единственно возможному месту для конной статуи воеводе Сабурову - Университетской площади. Ведь именно здесь начинался город, здесь была построена деревянная крепость.

Строгий и величественный памятник Сабурову в исполнении Козинина уже мог бы украшать Воронеж. Но с подачи той самой культурной тусовки объявили конкурс. Не знаю, как и кто составлял условия конкурса, но вдруг столичный скульптор, и не просто скульптор, а председатель правления Союза художников РФ Андрей Ковальчук, с московско-лужковским размахом предложил не просто памятник, а целую композицию. По замыслу автора проекта, основатель Воронежа Семен Сабуров должен быть изображен сидящим на коне. А рядом с ним то ли пешие помощники, то ли помощники воеводы Биркин и Мясной, да еще и крепостные орудия. Общая высота памятника - десять метров, каждой фигуры - 3,5 метра. Понятно, что композиция как сюжетная картинка больше привлекла внимания членов комиссии по культурному наследию, большинство которых проголосовало за нее. Но одно дело выбрать более интересную картинку, другое - реализовать замысел в конкретных условиях. Постфактум вдруг выяснилось, что для кольца у главного корпуса Воронежского госуниверситета монумент слишком большой. Да и стоит он баснословную сумму - 200 млн рублей. То есть памятник-то, может быть, и хорош, но ни в какие воронежские ворота не лезет.

сабуров.jpg

Работа Андрея Ковальчука.

Складывается впечатление, что конкурс был затеян не для того, чтобы поставить памятник Сабурову, а для того, чтобы в очередной раз опять сорвать его установку. Потому что, строго говоря, проект москвича как не отвечающий ни условиям конкурса, ни возможностям города вообще не надо было выносить на рассмотрение. Но в итоге дело опять застопорилось. А теперь, как пишут некоторые СМИ, профессор кафедры истории России Воронежского госуниверситета Александр Акиньшин предложил закончить начатое дело. И губернатор Алексей Гордеев поддержал его идею.

Честно говоря, есть большие сомнения, что Акиньшин, ратующий якобы за продолжение начатого дела по установке памятника основателю Воронежа, не приведет его в тупик. Ведь по большому счету именно Акиньшин и его коллеги, выступающие при всех властях экспертами, виновны в том, что мы до сих пор не имеем такого памятника.

Akinshin21.jpg

Алексей Гордеев с либеральным историком Акиньшиным.

Соседний Белгород, всегда обходившийся в монументальных делах без акиньшиных и сванидзе, и Ленина убрал с главной площади, и поставил уже два памятника основателям города. Величественный памятник князю Владимир, который условно считается основателем домонгольского города, на Харьковской горе в Белгороде открыт в августе 1998 года. Он считается одним из символов современного Белгорода. А недавно, уже в августе 2016-го, в День города в Белгороде открыли памятник царю Федору Иоанновичу. Ведь именно он для защиты от набегов татар распорядился построить на южных границах государства города-крепости, в том числе и Белгород.

Интересно, что в 2009 году установили памятник отцам-основателям соседнего с нами города Старый Оскол - воеводе князю Ивану Солнцеву-Засекину, голове Ивану Мясному и подьячему Михаилу Нечаеву. То есть обходят нас даже уездные города. Так, в небольшом липецком Чаплыгине в 2013 году установлен монумент императору Петру Первому и его ближайшему сподвижнику Александру Меньшикову в честь 375-летнего юбилея со дня основания города и 310-летия со дня основания крепости Раненбург.

Но вернемся в Воронеж. Решение поставить памятник основателям города на Советской площади совершенно противоречит исторической правде. Даже сами названия площади и памятника конфликтуют. Разлапистая композиция московского скульптора Ковальчука на Советской площади будет смотреться так же нелепо, как каменная фигура поэта Алексея Кольцова в шинели Феликса Дзержинского.

Надо признаться себе, что для работы Андрея Ковальчука в городе места нет. Разве что уменьшенную копию его можно поставить в детском парке. По сути, его работа - монументальный китч на историческую тему, где вроде бы все есть, чтобы понравиться зрителю. Но нет самого главного. Нет живого трепетного чувства, которое заставляло бы современника с гордостью осознавать историю места. Однако все, чего нет у Ковальчука, есть в прекрасной работе Александра Козинина. Поэтому необходимо вернуться к единственно разумному решению - поставить памятник Козинина на Университетской площади, на исторически правильном месте, месте видном и выгодном для обозрения и воспитания граждан. В пользу проекта Козинина говорит и тот факт, что изображение его скульптуры воеводы Сабурова уже вошло в культурный обиход. Оно используется в сувенирной продукции, использовалось в День города на билбордах. То есть Сабуров Козинина узнан горожанами, принят - и осталось только поставить его на принадлежащее ему по праву место, на Университетской площади.

5c672fc66c71.jpg

Работа Александра Козинина.

Основатель Воронежа воевода Сабуров

Профессор ВГАСУ предложил создать в Воронеже Музей одной скульптуры - Ленина, а на центральной площади поставить памятник его основателям
Автор(ы):  Святослав Иванов
Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~IFNQT


Люди, раскачивайте лодку!!!