Оперная матчасть

Оперная матчасть
15 Октября 2013

В Воронеже продолжает развиваться скандал вокруг уволенного директора Театра оперы и балета Игоря Непомнящего, ставшего одной из центральных фигур протеста против культурной политики губернатора Алексея Гордеева и деятельности культуртрегера Эдуарда Боякова, возглавляющего Воронежскую академию искусств. Бояков уже публично дистанцировался от конфликта, признавшись, что происходящее вокруг крупнейшего театра города ему неинтересно. А мы решили более детально разобраться в аргументации двух оставшихся сторон, чтобы понять, кто прав. Небольшое расследование показало, что в последние годы губернатор Гордеев и его команда проводили целенаправленную политику по разрушению оперного театра.

Помещение, куда ходят на концерты

Руководитель департамента культуры и архивного дела области Елена Ищенко, встречаясь с труппой театра после отставки Игоря Непомнящего, заявила, что из статистики и документов культурного учреждения следует неэффективность его работы.

Как сказала она, в свою очередь, журналистам, перекосы в репертуарной политике оперного видны невооруженным глазом. «Абсолютно все в Воронеже понимают, что существуют большие проблемы, связанные с Театром оперы и балета, - пояснила Ищенко, - они существуют давно и их можно увидеть, просто проходя мимо театра. Встаньте к нему лицом и посмотрите на афиши. В лучшем случае там будет одна афиша, так или иначе связанная с театром, все остальное - какой-то Денис Майданов и прочие заслуженные деятели культуры. Сформировалось уже целое поколение людей, которые воспринимают театр как помещение, куда ходят на концерты заезжих звезд».

Отметив про себя неэффективность работы Непомнящего как главную из названных причин его отставки, сразу скажем, что ни статистики, ни документов, которые бы ее подтверждали, официальные лица департамента пока не демонстрируют.

Второе, что инкриминировала Ищенко уволенному директору на встрече с труппой, - отсутствие обращений к ней Игоря Непомнящего по поводу нехватки денег на постановки, жилья для актеров, а также низких зарплат в коллективе. Цитата: «За те месяцы, что я являюсь главой областного департамента культуры, Игорь Михайлович ни разу не пришел ко мне ни с одним заявлением или просьбой, кроме просьбы об отпуске. Я прекрасно понимаю, что департамент - общий враг, который ни в чем не разбирается и ничего хорошего для театра не делает, и такое отношение было всегда».

Кто больше неэффективен - Гордеев или Непомнящий

В докладе «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика», сколько бы его не критиковал сам Игорь Непомнящий, между тем имеются вещи, свидетельствующие как раз об эффективности его деятельности. Во всяком случае, по финансовой части. Из доклада видно, что доходы Театра оперы и балета в 2011 году составляли 15,2 млн, а в 2012-м - уже 19,4 млн рублей. Иными словами, фиксировался рост почти на 30%.

А вот его финансирование из облбюджета неуклонно падало. В 2011 году - 95,3 млн, в 2012-м - 87,8 млн, в первом полугодии 2013-го - уже 36,3 млн рублей. Если предположить, что бюджетные средства, выделенные во втором полугодии, будут примерно аналогичны, нетрудно просчитать следующее. Бюджетное финансирование театра в 2013 году составляет 76% от финансирования в 2011-м, то есть упало на четверть, тогда как доходы учреждения в 2012-м по сравнению с 2011-м выросли на 30%. Таким образом, как минимум по части дебита с кредитом слова Елены Ищенко относительно неэффективности Непомнящего как руководителя сомнительны.

Обратимся теперь к статистике постановок в «Воронежском пульсе», не учитывая их качественной составляющей. В 2010 году Театр оперы и балета дал 203 спектакля, их посетили 121,9 тыс. зрителей. То есть в среднем на одном представлении находилось 600 человек. Если учесть, что в зале 1033 места, то 433 (чуть меньше половины) пустовали. В 2011-м - 211 спектаклей, 132,1 тыс. зрителей, 626 человек. В 2012-м - 218 спектаклей, 148,6 тыс. зрителей, 681 человек. Иными словами, департамент культуры ежегодно увеличивал учреждению план, а одновременно срезал ему финансирование. В то же время средняя зарплата в коллективе в 2011-2012 годах выросла с 11,9 до 13,9 тыс. рублей.

Других цифр, позволяющих оценить эффективность или неэффективность деятельности Игоря Непомнящего, в «Воронежском пульсе» нет. Зато в нашем распоряжении есть письмо, с которым минувшей весной он обращался к губернатору Алексею Гордееву. А из него следуют любопытные вещи. Например, что Опера находится в унизительном положении в части выделенных из бюджета средств на зарплаты коллектива. Если аналогичные театры в Челябинске, Астрахани и Новосибирске получают соответственно 160,3; 157,9 и 595,3 млн рублей в год (при сопоставимых труппах), то воронежский имеет 75,5 млн. Бюджетное финансирование нужд культурного учреждения в целом в разы меньше, чем финансирование таких же заведений в других городах России.

Как утверждает в письме Гордееву Непомнящий, Иван Образцов, предшественник Елены Ищенко на посту руководителя департамента культуры области, как-то публично заявлял в беседе с журналистами, что оперному театру на одну новую постановку требуется от 2 до 5 млн рублей. Но буквально через несколько дней утвердил смету в 3 млн на две постановки. В документе также констатируется, что годовой план спектаклей, которые спускали Непомнящему чиновники и который, как мы поняли, рос год от года, практически нереально выполнить. Вот какие расчеты приводил уволенный теперь директор театра. В году, как известно, 365 календарных дней. Но в случае с театром нужно отнять три месяца - июль, август, когда идет подготовка новых спектаклей, а актеры поочередно уходят в отпуск, и сентябрь, когда идет подготовка к новому сезону. Сюда надо добавить четвертый месяц, необходимый для оркестровых и генеральных репетиций премьер, и выходные с праздниками. Итого остается 145 дней. А теперь - внимание - задача, которую губернатор Алексей Гордеев, судя по всему, решать категорически отказался: реально ли за 145 дней осуществить выпуск 212 репертуарных спектаклей?

Таким образом, ничего не остается, как заключить, что, ставя перед Игорем Непомнящим невыполнимые условия, ежегодно сокращая финансирование театра (при том, что оно, как мы помним, меньше в сравнении с аналогичными учреждениями в других городах страны), команда Гордеева своими руками проводила целенаправленную политику по разрушению академического русского театра, поскольку вынуждала Непомнящего сдавать площади заезжим гастролерам ради выполнения плана по спектаклям и по доходам. А на премьеры выделялось гораздо меньше, чем на самом деле требовалось.

Так кто у нас в результате неэффективен? Губернатор Гордеев вместе с департаментом культуры или Игорь Непомнящий, посмевший выступить против культуртрегера Эдуарда Боякова, нового фаворита Алексея Гордеева и его супруги Татьяны?

Кому интересна реконструкция театра

Но идем дальше. Если все обвинения, официально выдвинутые против Непомнящего, идут от лукавого, значит, причина его отставки отнюдь не в том, что он сдавал площади театра в аренду заезжим гастролерам вроде названного Еленой Ищенко Дениса Майданова, а в чем-то другом. И здесь важно упомянуть один интересный факт. Как говорят источники в окружении Непомнящего, сразу после того, как минувшей весной он посмел обратиться с письмом к Алексею Гордееву, годовой план ему увеличили на 25 спектаклей. То есть поставили в еще более жесткие условия, чем прежде. Не складывается ли ощущение, что шло сознательное выдавливание Игоря Михайловича из театра? И не по личному ли распоряжению Алексея Васильевича или даже Татьяны Александровны?

На знаменитой пресс-конференции, в ходе которой Игорь Непомнящий распекал Эдуарда Боякова за неадекватный доклад «Воронежский пульс», он, кроме всего прочего, предположил, что в реконструкции театра могут быть заинтересованы депутат облдумы и девелопер Евгений Хамин и владелец кинотеатра «Спартака» Михаил Носырев. Первый - понятно почему (самая очевидная версия): расположенный в его сити-парке «Град» концертный зал Event-Hall на 2,2 тыс. посадочных мест является прямым конкурентом воронежской Оперы (1 тыс. мест), под давлением губернских властей сдающей площади заезжим гастролерам. Но в чем интерес Носырева? Игорь Непомнящий намекал, что тот имеет виды на воронежский Концертный зал. Не очень понятно какие. Но важно на самом деле другое. Если верить Елене Ищенко, то уже летом 2014 года начнется реконструкция оперного театра, а его труппа начнет переезд в Концертный зал. Таким образом как минимум на 2,5 года реконструкции (такой срок назвала Ищенко) устраняется конкурент Хамина. Во всяком случае, у девелопера появится больше возможностей расплатиться за кредит Центрально-Черноземного банка Сбербанка России, выделенный на строительство Event-Hall. Известно, что ряд финансистов, членов кредитной комиссии, которая принимала в банке решение об инвестировании в Event-Hall, вообще сомневалось в его окупаемости. Тем не менее деньги были выделены, концертный зал построен.

Как заявлял, в свою очередь, Максим Непомнящий, сын уволенного директора Театра оперы и балета, а он, очевидно, знаком с ситуацией по рассказам отца, реконструкция стоимостью 2-2,5 млрд рублей затянется на гораздо больший срок, чем говорит Ищенко, - лет на пять-шесть, а нынешняя труппа театра в результате будет для Воронежа навсегда потеряна. Дело тут вот в чем. У воронежского Концертного зала нет так называемых карманов, чтобы можно было занести туда декорации, то есть как минимум половину декораций придется оставить в реконструируемом здании, к тому же возможности Концертного зала несопоставимы с потенциалом оперного. Так что половина коллектива и декораций будут незадействованы, оставшиеся люди будут задействованы частично, соответственно, они либо сами разбегутся, либо их содержание посчитает нецелесообразным департамент культуры области вместе с губернатором.

И еще смущает значительная разница в цифрах, необходимых на реконструкцию театра, которые озвучивал Игорь Непомнящий (800 млн) и которые исходят от облправительства (2-2,5 млрд рублей). Трудно поверить, что человек, 25 лет отдавший служению воронежской Опере в качестве ее руководителя, занижает стоимость работ. Поэтому ничего другого не остается, как предположить, что кто-то хочет прикарманить разницу. Но явно не Эдуард Бояков. Ему, в чем он сам признался, Опера не интересна.

P.S. Мы не намерены останавливаться в своем расследовании причин отставки Игоря Непомнящего и обстоятельств будущей реконструкции оперного театра. Если у кого-то из наших читателей есть дополнительная информация, просим выходить на связь.


Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~lNSwd


Люди, раскачивайте лодку!!!