Ni-ni

Ni-ni
7 Ноября 2013

Разработка никелевых месторождений в Воронежской области откладывается.

Уральская горно-металлургическая компания Искандара Махмудова и Андрея Козицына добивается от правительства РФ переноса на год сроков освоения Еланского и Елкинского участков предполагаемых никелевых месторождений в Воронежской области. Минприроды и Роснедра уже согласовали перенос их ввода в эксплуатацию. А поскольку в УГМК свою позицию объясняют протестами экоактивистов, которые 22 июня разгромили лагерь геологов, возникает резонный вопрос, а стоит ли воспринимать действия компании как победу антиникельщиков. Сразу после инцидента в Новохоперском районе бытовала версия, что погром организовали в УГМК.

Минприроды и Роснедра согласовали перенос сроков ввода Еланского и Елкинского участков, принадлежащих входящему в УГМК ООО «Медногорский медно-серный комбинат» на год, сообщила газета «Коммерсантъ». Соответствующее письмо из Минприроды 25 октября было отправлено вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу. ММСК обратился в Роснедра с просьбой продлить сроки, так как протесты против добычи никеля в регионе ставят под угрозу выполнение лицензионных условий. Комиссия Роснедр уже согласилась изменить лицензии. Теперь необходимые документы должно завизировать российское правительство, и в результате этапы освоения месторождений будут сдвинуты на год.

Напомним, что ММСК выиграл лицензии на воронежские месторождения в мае 2012 года, обойдя горно-металлургическую компанию «Норильский никель», тогдашний председатель совета директоров и президент которой Владимир Стржалковский в декабре 2011-го и просил Владимира Путина выставить участки на торги. В «Норникеле» назвали результаты конкурса необъективными, настаивали на проведении аукциона, а не конкурса Роснедр (отличие в том, что в аукционе все решают деньги, а не проектные и технологические решения). Однако в суде торги оспаривать не стали. В сентябре компании заключили соглашение о сотрудничестве, на которое, объективно говоря, они были обречены. Только у «Норникеля» в России есть опыт разработки месторождений никеля и его переработки. «Я не сомневаюсь, что если экономическая целесообразность проекта переработки сырья на Кольской ГМК есть, то проект точно восторжествует, - говорил совладелец «Норникеля» и нынешний его гендиректор олигарх Владимир Потанин. - Если поставка на Кольскую ГМК - оптимальный вариант, то у нас с Уральской горно-металлургической компанией будет совместное предприятие. А если она не восторжествует, значит, концепция была плохая».

Антиникелевый протест начался в 2012-м - за три месяца до проведения конкурса Роснедр, который выиграла структура УГМК, - что интересно, в Лондоне. Но в наиболее острую фазу противостояние губернских властей и компании с экологами и казаками, прежде всего иногорегиональными, во главе с координатором движения «В защиту Хопра» Константином Рубахиным перешло в нынешнем году. В феврале случилось первое нападение на геологов (тогда, в частности, был избит гендиректор ООО «Воронежгеология» Юрий Копейкин), а после митинга 22 июня, в день начала Великой Отечественной войны, протестующие разгромили поселок геологов, сожгли буровые и повредили технику. Вместе с тем к настоящему времени напряженность антиникелевых бунтов явно спала. Более того, стороны достигли некоего компромисса. 31 октября казаки и УГМК договорились о сотрудничестве. Оно заключается в создании совместной экспертной группы и проведении экомониторинга. А на первом после летних каникул заседании совета по контролю за комплексным освоением медно-никелевых месторождений в Новохоперском районе при Воронежской облдуме его участники сформировали экспертные сообщества по исследованию разных направлений - от социально-экономического до археологического, которые могут повлиять на решения властей и УГМК по строительству горно-обогатительного комбината на Хопре.

Иными словами, оперативная обстановка в Воронежской области вроде бы благоприятствует тому, чтобы металлургический холдинг Искандара Махмудова и Андрея Козицына завершил геологоразведочные работы и приступил к разработкам никеля. Тем не менее мы видим: УГМК добивается переноса сроков исполнения лицензий на целый год, что официально в компании объясняют антиникелевыми протестами. Как представляется, решение УГМК может быть вызвано целым комплексом причин, причем нельзя исключать, что холдинг мог иметь самое непосредственное участие к организации погромов 22 июня. Бытовала и такая версия. Ее высказывал, в частности, доктор политических наук Дмитрий Нечаев. Но более вероятно, что, во-первых, геологоразведка действительно запаздывает из-за антиникельщиков, во-вторых, дополнительный год поможет УГМК определиться, стоит ли вообще вкладываться в проект при текущих ценах на никель. В самом холдинге неоднократно подчеркивали, что при цене никеля ниже 15 тыс. долларов за тонну проект экономически нецелесообразен. Сейчас стоимость тонны никеля даже меньше - 14,3 тыс. долларов. По прогнозам аналитиков, в течении трех-пяти лет она может подрасти до 17-18 тыс., но для того, чтобы инвестиции УГМК (в партнерстве «Норникелем» или без) окупились, нужен устойчивый уровень цен, превышающий 20 тыс. долларов за тонну никеля.

Между тем свои новости есть, разумеется, и на антиникелевом фронте. В начале ноября на территории Еланского участка, сообщает координатор движения «В защиту Хопра» Константин Рубахин, прошел сход местных жителей и представителей казачества. Собравшиеся в который раз выразили недоверие УГМК, заявили, что выступают за полный запрет добычи цветных металлов в Центральном Черноземье и приняли решение продолжать протестовать против проведения любых геологических работ. «Сейчас в районе огороженного металлическим забором участка, где хранится буровая техника, постоянно дежурят экологические патрули из местных жителей и казаков», - комментирует Рубахин.

В свою очередь, лидер движения «Русские люди» Константин Квасов получил от спикера Воронежской облдумы Владимира Ключникова ответ на свое обращение о содействии в проведении публичного обсуждения социально-экономического соглашения между правительством области и УГМК. «Ответ, в котором говорится, что заключение такого соглашения - полномочия органов исполнительной власти, удивил, - признался Квасов. - Общественность вправе обсудить соглашение, при думе создан общественный совет «по никелю» (он называется по контролю). Но, следуя логике письма, совет образован просто для того, чтобы было. Мне интересно, разделяют ли другие депутаты точку зрения Ключникова. И нужны ли вообще нам избранники, не желающие содействовать публичному обсуждению соглашения по резонансному для региона вопросу. Я решил обратиться к руководству политических партий, представленных в облдуме, на федеральном уровне - с просьбой рекомендовать их депутатам оказать содействие в публичном обсуждении соглашения и вынесении его утверждения на региональный референдум».

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~bPM1Z


Люди, раскачивайте лодку!!!