Мыльная опера-2

Мыльная опера-2
23 Сентября 2013

Конфликт директора Театра оперы и балета Игоря Непомнящего с ректором Воронежской академии искусств, театральным продюссером Эдуардом Бояковым, а, как выяснилось на пресс-конференции Непомнящего, - еще и с областным департаментом культуры, бизнесменами Михаилом Носыревым и Евгением Хаминым - получил развитие в соцсетях. Из шкафов стали вываливаться невообразимые скелеты. Таким образом, доклад «Воронежский пульс» от Боякова и Ко имеет два побочных эффекта. Он взбудоражил местную околокультурную общественность и продемонстрировал необходимость наведения порядка как минимум в одном учреждении.

Первая часть Марлезонского балета. Бояков

Объективно говоря, выступая с презентацией своего исследования в областном правительстве (16 сентября), Эдуард Бояков не мог не понимать, что его слова вызовут противодействие со стороны руководства Театра оперы и балета. Впрочем, у него карт-бланш - поддержка губернатора Алексея Гордеева и его супруги Татьяны. Театр он назвал больной точкой, где есть огромные проблемы. Соответственно, категорически не советовал выделять бюджетные средства на реконструкцию здания учреждения.

«Прежде надо разобраться, что там будет потом, - сказал Бояков. - Нужно разработать концепцию театра. Отказаться от труппы, внедрить постановочный процесс по принципу stagione. То есть, когда группа людей собирается, выпускает спектакль, показывает его несколько раз, потом готовится следующий». «Мы должны реформировать оперу и балетную труппу в том числе», - добавил театральный продюсер. А в качестве противоположного примера привел кинотеатр «Спартак», где все замечательно.

Есть ощущение, что Бояков сознательно взял на себя роль тарана местной культуры, а если хотите (Бояков - все-таки человек опытный) - Троянского коня. Но услуги Боякова и Ко оказались дороги. Как заявил на пресс-конференции директор Театра оперы и балета Игорь Непомнящий (20 сентября), стоимость доклада составила 8 млн рублей, или 17 тыс. рублей - за страничку. Одним из спонсоров исследования стал основатель мебельного холдинга «Ангстрем», бывший и.о. мэра Воронежа Геннадий Чернушкин, чего он, собственно, не скрывает, другим, по информации соцсетей, - владелец «Спартака» Михаил Носырев.

Но логично предположить, что речь может идти о пуле инвесторов. Так или иначе, а вопрос «откуда деньги, Зин?» беспокоит интернет-пользователей в той же степени, что и сам доклад. Губернатор Алексей Гордеев обещал сделать исследование воронежской культурной среды прозрачным, так что недовольство соцсетей рекошетом ударяет по его имиджу. 

Вторая часть Марлезонского балета. Непомнящий

Если структурировать претензии Игоря Непомнящего к властям и Эдуарду Боякову и отбросить эмоции солиста Александра Назарова (вроде увязки Боякова с планом Даллеса), они деляться на три части. Первая касается доклада «Воронежский пульс». То, что Непомнящий с ходу отбил претензии к театру технического характера, является иллюстрацией непроработанности исследования. В самом учреждении эксперты, по признанию Непомнящего, не появлялись. Но, пожалуй, в оправдание Эдуарда Боякова нужно сказать, что у его команды было всего четыре месяца. Общественник Илья Бейлин сравнил работу Боякова и Ко с кавалерийским наскоком. Ошибки были неизбежны.

Вторая группа претензий касается департамента культуры области и того же Эдуарда Боякова, деятельность которых, как считает Непомнящий, направлена на уничтожение театра. Их суть заключается в том, что, во-первых, «руководящие должности в культуре занимают люди, которые далеки от культуры в плане профессионализма, но зато они могут предложить написать заявление об уходе по собственному желанию, начать запугивать в случае отказа, могут оскорбить, унизить». Во-вторых, исследование Боякова и Ко для того и проводилось, чтобы обосновать роспуск труппы и «переформатирование театра в своего рода антрепризу» (выражение солиста Александра Назарова).

Третья группа претензий касается Воронежского концертного зала, который стал после реконструкции автономным учреждением культуры, что позволяет ему тратить доходы от своей деятельности (организация гастролей столичных звезд) по своему усмотрению, в отличие от Театра оперы и балета. Их бюджетное финансирование уравняли. А Концертный зал является единственной площадкой в городе, куда театр может переехать на период капитального ремонта. Сам капремонт требуется с конца 80-х годов. Причем в освоении бюджетных средств, намекнул Непомнящий, могут быть заинтересованы «молодые и креативные» бизнесмены - Евгений Хамин и Михаил Носырев.

Но вот что интересно. «Игорь Михайлович - хороший психолог, знает людей и знает, кому что в жизни надо говорить, знает, кого пугать, с кем нужно быть на дружеской ноге, а на кого смотреть с презрением и.т.д., - прокомментировала пресс-конференцию Непомнящего в Facebook бывший сотрудник театра Юлия Булавинцева. - А позицию он свою озвучил не по идейным, а скорее, по семейным убеждениям. Шутка ли, вся семья в театре кормится - и он, и сын, и жена, и невестка. С позиции главы семейства, как мужчина Непомнящий и в правду достоин уважения. Но он ведь прежде всего поставлен там для других целей».

Третья часть Марлезонского балета. Хамин и Носырев

Сразу после пресс-конференции мы написали, что слова Непомнящего можно было бы трактовать как искреннее желание спасти театр, если бы не бизнес его сына Максима, который, по свидетельству источника в областном правительстве, промышляет антрепризой и гробит репертуарные спектакли. Но один из читателей сайта нас поправил:

«Уважаемые «Четыре пера», вы, наверное, не присутствовали и не смотрели на видео пресс-конференцию Игоря Непомнящего. Он там четко зачитал служебную записку вице-губернатора на имя губернатора по какой-то статье Котина (главный редактор журнала «Время культуры» публицист Олег Котин. - ред.), в которой изложено, что сын Непомнящего не имеет никакого отношения к организации концертов приезжими артистами. Наверное, прежде, чем писать ее, вице-губернатор все проверил. Я думаю, что вы ошибаетесь и с Еленой Ищенко (мы предполагали, что, рассуждая об отсутствии в руководстве областного департамента культуры профессионалов, Непомнящий имел в виду главу департамента, бывшего проректора ВГУ, физика по образованию. - ред.). Скорее всего, Непомнящий в своем выступлении имел ввиду не Ищенко, а серого кардинала и главную интригантку, во многом виновную в развале воронежской культуры, госпожу Сухачеву, являющуюся первым заместителем директора департамента, которая под прикрытием Образцова (Иван Образцов - бывший руководитель департамента. - ред.) просто гнобила театр и создавала у власть имущих негативное мнение о театре».

Мы просмотрели видео с пресс-конференции Игоря Непомнящего и действительно нашли момент, где зачитывается письмо, но, правда, не вице-губернатора, а одного из первых вице-премьеров области. Но там всего лишь констатируется, что у Театра оперы и балета не было договоров с Максимом Непомнящим. Других документальных подтверждений кристальной честности Игоря Непомнящего и его сына на пресс-конференции не прозвучало. Но, как нам удалось выяснить, Максим осуществляет посредническую деятельность в отношениях между Театром оперы и балета и арт-агентством «Леон».

Фирма «Леон» заслуживает отдельного внимания. Ее учредителем выступает бизнесмен Елена Курьян. Компания участвовала в ряде скандалов, связанных с занижением цены в областных тендерах, на что указывал в свое время Иван Образцов. Арт-агентство «Леон» Иван Дмитриевич характеризовал как недобросовестного участника конкурсов, который берется чуть ли не за все госзаказы, но не в состоянии их выполнить. А в 2007 году фирма оказалась в эпицентре скандала, связанного с концертом Валерия Меладзе как раз в Театре оперы и балета. После совместной проверки милиции (тогда - милиции!) и налоговой службы в учреждении были выявлены нарушения, связанные с продажей билетов. На них отсутствовали реквизиты фирмы-организатора, данные типографии, регистрационные и порядковые номера. Правоохранители высказывали предположение, что таким образом арт-агентство «Леон» уклоняется от уплаты налогов, в результате компания подверглась административному штрафу. Но не шла ли отстежка в карман Максима Непомнящего?

Что касается предположений Игоря Непомнящего относительно заинтересованности бизнесменов Евгения Хамина и Михаила Носырева в том, чтобы освоить бюджетные средства при реконструкции Театра оперы и балета, то в свете информации о деятельности его сына Максима прежде всего надо иметь в виду, что они - конкуренты. У Носырева есть своя фирма, занимающаяся организацией гастролей. А в воронежском сити-парке «Град» депутата областной думы Евгения Хамина минувшей весной открылся грандиозный концертный зал Event-Hall на 2,2 тыс. посадочных мест. Его прообразом, как говорили в группе компаний Евгения Хамина, стал московский «Крокус Сити Холл».

Таким образом, может оказаться, что Эдуард Бояков во многом прав, и прежде, чем искать и выделять бюджетные средства на реконструкцию областного Театра оперы и балета, губернатору Алексею Гордееву нужно решить вопрос с его руководством.

Ниже мы публикуем третью часть видео с пресс-конференции Игоря Непомнящего и Александра Назарова, первую и вторую можно при желании посмотреть здесь и здесь.

Короткая ссылка на новость: http://4pera.com/~vnasa


Люди, раскачивайте лодку!!!